Татьяна Моисеева
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с прикладным народным творчеством Орловского края
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Знакомить детей с прикладным искусством Орловского края, закреплять название деталей народного костюма; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности; воспитывать чувство любви к малой Родине, бережное отношение к историческому наследию родного края, уважение к труду взрослых. Закреплять умение разрезать узкую полосу на одинаковые квадраты, симметрично располагать узор на листе бумаги, совершенствовать навыки работы с ножницами, кистью, клеем. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать мелкую моторику.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с прикладным народным творчеством Орловского края» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: кукла в костюме женщин Орловской губернии, картинки с изображением детей с очельем (головной убор, образцы вышивки «Орловский спис», схемы узоров в технике «Орловский спис», полоски белой и красной бумаги, клей, кисти для клея, баночки для клея, ножницы, салфетки.
Предварительная деятельность: знакомство с прикладным творчеством Орловского края, рассматривание изделий с вышивкой «Орловский спис», обсуждение узоров и их значение; составление узоров из геометрических элементов в д/игре «Орловский спис. Составь узор».
Ход занятия.
Воспитатель приветствует детей и гостей: - С добрым утром, с новым днём – пусть лишь радость будет в нём! Сегодня у нас большая радость: в нашей группе появилась новая кукла в необычном костюме, мы видели этот костюм на картинках, вы узнали его? Ответы детей: -Это костюм женщин Орловской губернии. Дети рассматривают одежду куклы, воспитатель рассказывает о предметах одежды, дети дополняют рассказ своими ответами.
Воспитатель: -Много – много лет назад главным предметом женской одежды была длинная рубаха: подол, рукава и ворот её были украшены вышивкой и кружевами. Сверху, на рубаху надевали юбку – понёву, расшитую яркими лентами, из–под юбки был виден расшитый подол рубахи. Поверх этой одежды женщины повязывали фартук, украшенный лентами, кружевами и вышивкой. Посмотрите, какой головной убор носили женщины в те времена, помните, как он называется? (сорока). Почему его так назвали? (у него длинные концы-завязки по бокам, как крылья, а сзади длинный конец, похожий на хвост сороки).
Воспитатель: -Почему женщины носили такие головные уборы? Дети:- Замужним женщинам неприлично было ходить с непокрытой головой. Воспитатель:-На шею женщины надевали яркие жерёлки (бусы). Вот такая красивая одежда была у женщин. Теперь посмотрите, в какой одежде ходили такие дети как вы (воспитатель показывает иллюстрации, а на голове они носили «очелье». Лоб в старину называли – чело, а повязку на лбу – «очелье». Это был оберег, вспомните, что такое оберег?
Дети: -Оберег защищает от болезней, злых людей, беды.
Воспитатель: -«Очелье» мамы украшали вышивкой. Я вам предлагаю сделать себе «очелье» и украсить элементами знакомой вам вышивки.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации изделий с вышивкой «Орловский спис».
Воспитатель: -Вы узнали эти узоры? (ответы детей). Почему у этой вышивки такое интересное название? (мастерицы «списывали» узоры с морозных окон, парящих в небе облаков). Что изображали мастерицы на своих работах? («Птицу – Паву», «Древо жизни», «Лягушку», какие цвета использовали вышивальщицы и что они значили? (красный цвет – символ жизни, любви; синий - неба и воды).
Воспитатель: -Мы украсим «очелье» узором «бранка» - значит набирать, он состоит из элементов: «крупная шашка» и «дробнушки» (крупные и мелкие квадраты). Воспитатель предлагает образцы узоров детям. Дети выполняют работу: на полоске бумаги выкладывают и приклеивают узор.
После изготовления «очелья» дети примеряют его на голову. Воспитатель предлагает народную подвижную игру «Сиди, сиди, Яша».
Считалкой выбирают водящего, завязывают ему глаза и сажают в центр круга. Дети ходят вокруг Яши со словами:
- Сиди, сиди, Яша – ты забава наша,
Погрызи орехи для своей потехи,
Яша руки протяни, имя правильно скажи.
Водящий с закрытыми глазами подходит к одному из игроков и пытается узнать его.