Татьяна Пряхина
Конспект НОД по ознакомлению с природой «Удивительная тропинка. Объекты экологической тропы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Расширять представление об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Систематизировать знания детей о пользе растений для человека и животных. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Задачи:
1. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать объекты природы, устанавливать причинно-следственные связи.
2. Развивать связную речь при описании объектов природы.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с природой „Удивительная тропинка, Объекты экологической тропы“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Беседа перед экскурсией (проводится в группе, перед прогулкой).
Материал: Объекты экологической тропы : береза, клумба, ель, скворечник на дереве. Осенние листья разных деревьев.
Словарная работа: крона, кустарник.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята сегодня наш детский сад, получил письмо оно адресовано для детей старшей группы. Читает письмо «Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители - растения. Мы знаем, что совсем недавно вы грелись на солнышке, купались в речке. Бегали по зеленой траве среди ярких цветов и зеленых деревьев, любовались бабочками и стрекозами, слушали веселое щебетание птиц. За лето вы подросли, стали здоровее, сильнее, умнее. И с нами растениями тоже произошли изменения. Определите, как изменились деревья осенью»
Воспитатель: Что есть у дерева?
Дети: Корни, ствол, ветки, листья.
А как называется то место где много деревьев?
Дети: Лес.
Воспитатель: Лес – это огромный дом. Одно дерево может дать приют и корм многим животным, птицам. А в лесу таких деревьев тысячи!
Какие деревья вам знакомы? Как можно назвать одним словом деревья с листьями? А с иголочками?
Дети: лиственные, хвойные.
Воспитатель: Какие хвойные деревья растут на территории детского сада?
Дети: Сосна, ель.
Воспитатель: Я приглашаю вас в путешествие по участку детского сада.
Вышли на улицу. Идем на свой участок, выполняя имитационные движения
Упражнение-разминка
Мы пришли в осенний лес!
Сколько здесь вокруг чудес…
Справа березка стоит,
Слева елочка на нас глядит.
Вот и зайчик проскакал, от лисы он убежал,
А это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет теперь он нас.
(Движения повторяются в соответствии со словами)
Остановки экологической тропы :
Остановка 1. «Деревья».
Воспитатель: Какие хвойные деревья растут на территории детского сада?
Дети: Сосна, ель.
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Воспитатель: Посмотрите, что растет на ели?
Дети: Шишки
Воспитатель: Кто запасает шишки на зиму? Зачем?
Воспитатель: Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору. Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)
Ребята, а для чего дереву кора?
Дети: Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает
Воспитатель: «Кто может обидеть ель, и как мы можем ей помочь?»
Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празд-нику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.
Воспитатель: А сейчас пойдемте искать сосну.
Идем к сосне.
На дворе мороз и ветер, а в лесу гуляют дети.
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
Чтоб не зябли наши ножки, мы по потопаем немножко: топ- топ.
Нам мороз не страшен, вот так теперь попляшем.
Воспитатель: Ребята, где же сосна? Как вы ее узнали? Чем похожа сосна на елку?
Ребята, какие деревья растут еще на нашей поляне?
Воспитатель: (загадка)
Стоит Аленка:
Платочек зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза.) Раз, два, три – к березе беги!
Дети бегут к березе.
Воспитатель: Ребята, а как ты узнали, что это береза? (Ответ детей) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета? (Ответы детей.) А что вы можете о дереве рассказать? Берёза - это единственное дерево на земле с белой корой. Белая кора березы – береста - отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком. Березка считается символом России. Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Осенью листья березы зеленого и желтого цвета. Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.
Береза лечит людей своими почками, листьями, соком; из веток делают банные веники и метлы; березовые дрова дают много тепла, ими топят печи.
Воспитатель: А почему дерево не падает?
Дети: Корни держат.
Воспитатель: Верно. Корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево!
Игра «Кто быстрее найдет дерево!»
Раз-два-три к березе беги.
Раз-два-три к сосне беги.
Раз-два- три к ели беги.
Раз-два-три к березе беги.
Остановка 2. «Клумба».
Воспитатель: Тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это бархатцы. Какого они цвета? (Ответы детей.) Обращает внимание детей на то,что бархатцы цветут все лето и осень. Давайте рассмотрим цветок, у него в середине созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения. (Дети рассматривают семена.)
Воспитатель: Можно ли срывать цветы с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Ответы детей.) Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.) Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают село, радуют жителей.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Какие цветы растут еще на клумбе? (Ответы детей.) Здесь мы видим георгины, флоксы, бархотки, розы и другие. Клумбы бывают разной формы и величины.
Остановка 3. «Скворечник».
Воспитатель: Дети, а хотите, я вам покажу еще одно интересное место? Вы знаете, кто живет в этом домике? (Ответы детей.) А как домик называется? А где же птицы? (Ответы детей.) Осенью птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.
Старичок-Боровичок : Какую пользу приносят скворцы? (ответы детей) Какие птицы еще осенью улетаю на юг? Как их можно назвать? Подводит итог: Мы с вами будем ждать прилета птиц весной.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Где мы путешествовали? А кто знает, что такое Экологическая тропа? Как надо вести себя в природе?
Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропе. Сегодня вы узнали много нового и интересного.
Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение, послушайте:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клена,
Листья осины,
Листья сирени мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Дети собирают букеты из осенних листьев.