Виолетта Воронцова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Юные исследователи».
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие : Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
• Расширить у детей представления о значении жизни растений; познакомить с составом грунта, с некоторыми свойствами грунта и песка;
• упражнять в умении сравнивать, анализировать; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;
• развивать интерес к экспериментированию;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Предпосылки учебной деятельности: формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы в процессе исследовательской деятельности;
Речевое развитие: активизировать словарь за счет слов: плодородная; чернозем, влагоустойчивая;
Задачи ОО в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие: учить работать в паре, формировать коммуникативные навыки; воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и энциклопедии «Почемучка»; экспериментирование с почвой, перегной листа; выращивание цветочных ростков в прозрачном горшке.
Материал и оборудование: smart-доска, сундучок с колбой воды, посылка, горшочки, тарелочки, песок, грунт, подставки, палочки, стаканы с водой, лупы, мольберт, халаты, компьютеры, наборы Наураша «Свет», «Температура»; видео письмо «Маленького принца».
Ход деятельности:
Звучит сигнал SOS…SOS…
Слайд №1.
Воспитатель: Вы знаете, что обозначает этот сигнал? (ответы детей).
Да, кому-то срочно нужна помощь! В нашу лабораторию поступило видео письмо и посылка, давайте письмо посмотрим.
Слайд №2
Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой планете, астероиде Б-612, приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, у неё пожелтели и стали опадать листья. Грунт, в котором росла моя Роза, я собрал и отправил его в вашу исследовательскую лабораторию, так как самостоятельно понять, из каких веществ он состоит, я не могу, и какие условия необходимы для её жизни.
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Маленькому принцу? Давайте, порассуждаем: что нужно для жизни растению? (ответы детей). Вода, воздух, свет, тепло, питание.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а чем питается растение и где берет питание? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Для хорошего роста растениям нужен плодородный грунт. Грунт образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков и песчинок. В «нём» находится «еда» для растения. Чем больше такой «еды», тем лучше себя чувствует растение. У нас в группе цветы хорошо растут в плодородном грунте и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у Маленького принца цветок вянет. Почему? Давайте узнаем. Для этого предлагаю вам стать учеными исследователями.
Воспитатель: Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Выберите, с кем вы будете работать парами. Надевайте халаты и садитесь за столы.
Воспитатель: Ребята, грунт, который прислал Маленький принц я вам разложила в тарелки и горшочки, которые расположены слева от вас, а грунт, в котором растут наши цветы в группе – справа от вас.
Воспитатель: Нам предстоит определить, есть ли различия во внешнем виде грунта горшочных растений нашей группы и грунта Розы.
Ребята, как вы думаете, как можно это определить? (ответы детей). Да, нужно рассмотреть через лупу, определить какие примеси там имеются.
Опыт №1. Рассматривание грунта.
Дети рассматривают через лупу, перемешивают палочкой.
(1 ребенок работает у доски, подтягивает к цветочным горшкам условные обозначения на Smart доске).
Вывод: в тарелке с нашим грунтом мы наблюдаем, множество маленьких камней, чернозема, песчинок, палочек. А в тарелке с грунтом Розы только песчинки и камушки.
Воспитатель: Далее необходимо провести более сложный опыт по определению удерживанию влаги.
Опыт №2. «Влажность почвы».
Воспитатель: Поставьте горшочек с грунтом наших горшочных растений и грунтом Розы перед собой. Постарайтесь одновременно налить воду в разные емкости и понаблюдайте, в каком из горшков быстрее просочилась вода. Давайте зафиксируем данное исследование.
(1 ребенок работает у доски). Вывод: вода быстрее просочилась через горшок с грунтом Розы, значит грунт в наших горшочных растениях влагоустойчивый.
Физминутка:
Шёл принц по лесу, по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу (Ходьба по кругу)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (Прыжки)
И головой подвигаем, (Движения головой)
И ручками похлопаем, (Хлопаем в ладоши)
И ножками потопаем. (Топаем ногами)
Гимнастика для глаз.
Глазкам нужно отдохнуть.
(Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть.
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут.
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут
(Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо.
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все!
(Глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)
Воспитатель: Вы говорили, что для жизнедеятельности растений необходим свет. Предлагаю проверить с помощью лаборатории «Наураша», достаточно ли света для растения Маленького принца у него в королевстве.
Опыт №3. Лаборатория «Наураша», «Свет».
Измеряем датчиком света, где больше всего света в домиках (макеты). Дети приходят к выводу, что чем ближе к окну, тем света больше, поэтому растение должно находиться близко к окну. (1 ребенок работает у доски. Подтягивает значок с солнцем к горшочку с нашим растением, и луну к горшку с грунтом Розы).
Мы узнали, что Розе необходимо находиться близко к окну, это светолюбивое растение.
Воспитатель: Ребята, Маленький принц прислал нам воду, которой он поливает Розу. Давайте измерим температуру воды, которой он её поливает. Для этого предлагаю поделиться на две команды исследователей.
Опыт №4. Лаборатория «Наураша», «Температура».
Ребенок наливает в стакан с красным кружочком воду, которой Маленький принц поливает Розу. В стакан с синим кружочком, наливаем воду, которой мы поливаем горшочные растения. Измерьте температуру воды в красном стакане. Что вы наблюдаете? Измеряем температуру воды в синем стакане. Что вы наблюдаете? (ответы детей.) Фиксируем результаты на Smart-доске.
Вывод: мы узнали, что вода в красном стакане очень горячая, цветы вянут, а вода в синем стакане комфортной комнатной температуры для полива растений.
Воспитатель: Итак, что вы можете рассказать о том, почему прекрасная Роза вянет, и какой грунт ей необходим? (Ответы детей.)
Мы узнали, что грунт горшочных растений темного цвета, в нём содержатся камни, песок, чернозем, полезные примеси, он удерживает влагу, в нем растение хорошо растет – значит, это плодородный грунт. Свет, хорошо влияет на рост растения, поливать растение необходимо водой комнатной температуры.
Грунт, присланный принцем, более светлый, состоит из песчинок, быстро пропускает воду и не удерживает её, в нём нет полезных примесей, благодаря которым растение может расти. Роза располагалась вдалеке от света, и поливали её горячей водой.
Грунт Маленького принца – это не плодородный грунт, а обыкновенный речной песок, который не удерживает влагу, быстро сохнет, поэтому Роза гибнет.
Воспитатель: Вы сегодня были настоящими учеными исследователями, нам удалось выяснить причину болезни Розы. Понравилось вам ребятам быть учеными – исследователями?
А какой опыт был для вас самый сложный? А самый интересный?
Вы молодцы ребята, давайте вечером напишем письмо с описанием грунта наших горшочных растений, и вышлем Маленькому принцу