Елена Улищенко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и ФЭМП в подготовительной группе «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и уточнение знаний детей о многообразии насекомых.
Задачи:
1) формировать у детей знания о насекомых, об особенностях внешнего вида, об образе жизни;
2) активизировать словарь детей по теме «Насекомые»;
3) развивать словесно – логическое мышление;
4) учить решать арифметические примеры на сложение и вычитание;
5) развивать пространственную ориентировку;
6) развивать общую и мелкую моторику;
7) совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку;
8) воспитывать интерес к жизни насекомых.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и ФЭМП в подготовительной группе „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по математике, ФЭМП
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: презентация; аудиозапись жужжания шмеля и стрекотания кузнечиков; разрезные картинки бабочек; плакат с цветком, на листьях которого написаны примеры; божьи коровки с разным количеством пятнышек (ответы к примерам); изображение муравейника в виде дома с окнами; карточки с муравьями; карандаши, бумага в клетку.
Структура занятия:
I) Вводная часть:
II) Основная часть:
1. «Про Божью коровку»
2. «Найди домик для божьей коровки»
3. «Про бабочку»
4. «Разрезные картинки»
5. «Про кузнечика»
6. «Физ. минутка»
7. «Про муравья»
8. «Муравьи в окошках»
9. «Про пчелу»
10. «Логические задачи с пчёлками»
11. «Про стрекозу»
12. «Пальчиковая гимнастика»
13. «Графический диктант»
III) Заключительная часть.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение.
На лугу веселый бал
Был открыт весною:
На трубе Комар играл,
Шмель мохнатой танцевал
С Мушкой голубою.
И кружился ветерок,
Листьями играя.
И качался в такт цветок,
Свой зеленый стебелёк
Стройно наклоняя.
Стрекоза легко неслась
С Мотыльком нарядным.
И Улитка приплелась
И удобно разлеглась
Под листком прохладным.
Прилетел и Майский Жук
С толстою Жучихой,
И, толкая всех вокруг,
Он вошёл в веселый круг,
Подбоченясь лихо.
Муравьи толпой пришли,
Шевеля усами,
И плясать они пошли.
Лишь паук сидел вдали,
Прячась за ветвями.
И сердился и ворчал:
“Что за новоселье, -
Что еще такой за бал?”
Злой Паук не понимал
Счастья и веселья.
Воспитатель: О ком это стихотворение?
Дети: О комаре, шмеле, мушке, стрекозе, мотыльке, муравьях, пауке – о насекомых.
Воспитатель: Правильно, о насекомых. И сегодня мы с вами узнаем, что то новое и интересно о таких существах, как насекомые. А поможет нам в этом наш гость из Солнечного города, малыш Знайка. Он очень увлёкся изучением насекомых и ему не терпится поделиться с вами своими знаниями. Готовы его слушать?
Дети: Да.
Основная часть:
1) «Про Божью коровку»:
Воспитатель: Для знакомства с первым насекомым Знайка приготовил для вас загадку:
Тело всё её в горошках,
Лапки в чёрных все сапожках,
Шалью красною покрыта,
Но добра, а не сердита!
Дети: Божья коровка.
Воспитатель: Мы часто видим с вами Божьих коровок красного цвета, но Знайка узнал, что они могут быть оранжевые, желтые, розовые, белые, серые, чёрные. Рождается божья коровка без пятен на спинке, они появляются со временем, после превращения из куколки в жука. Чем старше божья коровка, тем меньше пятнышек на ее спинке. Это насекомое умеет притворяться мертвым, обманывая хищников. Божья коровка выделяет молочко - ядовитую жидкость с резким запахом, который предупреждает птиц и хищников о том, что она ядовитое насекомое. Это красивое насекомое на самом деле опасный хищник. Божья коровка поедает тлю, которая портит урожай.
2) «Найди домик для божьей коровки»:
Воспитатель: Ребята, наши Божьи коровки только родились и они ещё не знают, на каком листике живут. Поможем им найти свои дома? Для этого надо сосчитать примеры на листочках и найти божью коровку с таким же количеством пятнышек, сколько получилось в ответе.
(Дети подходят к плакату, на котором нарисован цветок, на листьях которого написаны примеры, и кладут божьих коровок на нужные листочки).
Воспитатель: Молодцы! Помогли Божьим коровкам найти свои домики.
3) «Про бабочку»:
Воспитатель: Отгадайте, про кого же сейчас Знайка будет вам рассказывать:
Яркая, нарядная,
Лёгкая, приятная,
На траву садится,
В цветочек превратится!
Дети: Про бабочку.
Воспитатель: Бабочки - очень красивые насекомые. Две пары крыльев покрыты чешуйками, которые определяют своеобразие цвета и рисунка насекомых. Многие бабочки ярко и броско окрашены. Чешуйки на крыльях бабочек имеют огромное значение в жизни насекомых. Они необходимы для полёта, а их окраска важна для маскировки, для предупреждения врагов (если бабочка несъедобна или ядовита). Усики помогают бабочкам ориентироваться в окружающей обстановке, воспринимать различные запахи и даже помогают удерживать равновесие при полёте. Рот у бабочек в виде хоботка, а органы вкуса находятся на лапках. Стоит только бабочке коснуться своими лапками вкусной пыльцы или сладкого сока, как она тут же понимает, что к чему, и ее хоботок моментально разворачивается. Его длина зависит от глубины чашечки цветка, на котором питаются бабочки. Но есть бабочки, у которых рот отсутствует – такие бабочки ничего не едят и живут запасами, накопленными гусеницами. Сердце у бабочки находится не в груди как у нас, а в брюшке. И кровь у них не красного цвета, а зеленого. У каждого вида бабочек свой запах. Иногда он приятен – некоторые бабочки пахнут ванилью, земляникой, геранью, шоколадом, а иногда и неприятный, например чешуйки бабочки могут пахнуть плесенью. Иногда издаваемый бабочками запах приятен для нашего обоняния, но неприятен для других животных. Бабочки приносят как большую пользу, так и вред для человека. Гусеницы бабочек они уничтожают листья на плодовых деревьях, что ведет к потере урожая. В то же время взрослые бабочки помогают опылению растений. Как гусеницы, так и бабочки служат кормом для многих птиц. А
бабочка - тутовый шелкопряд – это производитель натурального шелка.
4) «Разрезные картинки»:
Воспитатель: У Знайки есть большая коллекция фотографий бабочек, но однажды Незнайка играл с фотографиями и случайно их порвал, давайте поможем Знайке и Незнайке склеить фотографии. Подходите к столу, выбирает по фотографии, и приступайте к их восстановлению. Какие восхитительные бабочки! Молодцы, что помогли восстановить такую замечательную коллекцию бабочек.
5) «Про кузнечика»:
Воспитатель: Однажды Знайка гулял по лугу и услышал необычный звук. И он решил узнать, кто же издаёт этот звук. Послушайте его. Вы догадались, кто так стрекочет?
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Правильно, это кузнечик. Расскажите, что вы знаете про этого насекомого (Ответы детей).
Воспитатель: Знайка узнал, что кузнечики могут быть не только зелёного цвета, но и коричневого, чёрного, серого, жёлтого и даже розового. С помощью окраса насекомое полностью сливается с окружающей местностью и становится незаметным для хищников. Кузнечики имеют три пары ног. Передние - они используют для спокойного передвижения, а задние пары ног очень сильные, мускулистые и используются для совершения длинных прыжков. Кузнечики – необычные насекомые. Орган слуха у них находится на голенях передних ног насекомого. Стрекотание кузнечиков осуществляется при помощи особого звукового аппарата, находящегося на крыльях. Кузнечики осторожны, при шуме шагов перестают стрекотать и застывают в неподвижности. Если враг приближается, тогда кузнечик спасается быстрыми и длинными прыжками. Некоторые виды кузнечиков используют другие средства защиты. Например, павлиний кузнечик демонстрирует врагу свои яркие крылья с глазками, а шипоголовый кузнечик встает в боевую стойку, в которой он очень напоминает паука. Большинство кузнечиков хищники, они безжалостно уничтожают тлю, гусениц, бабочек, жуков, клещей, мух. Если с охотой не повезло, неприхотливые насекомые поедают и растения, листья, цветы и почки. Эти крупные насекомые с толстым брюшком лакомая добыча для многих животных. В природе на кузнечиков охотятся мелкие грызуны, ящерицы, жабы, лягушки, птицы (аисты, цапли, мелкие совы, чайки, зимородки).
6) «Физ. минутка»:
Воспитатель: Пора нам встать и немного отдохнуть вместе с кузнечиками:
Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко. (Выполняем движения по тексту)
7) «Про муравья»:
Воспитатель: Сейчас Знайка готов, рассказать вам про следующего насекомого. Слушайте его загадку.
Без окон и дверей,
Стоит домик под сосной,
Строят его мастера,
Их и видно то едва!
Дети: Муравьи.
Воспитатель: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. У них есть Царица, которая откладывает яйца, из которых появляются муравьи. Муравьи, появившись на свет, не растут, какими родились такими и остаются на всю жизнь. У каждого муравья есть свои обязанности, каждый имеет какую-либо профессию: Есть строители – они строят муравейник, поддерживают в нём порядок; охранники – защищают входы в муравейник от чужаков и охраняют Царицу; няньки - заботятся о потомстве и занимаются воспитанием; добытчики – добывают пищу; и даже есть пастухи или доильщики, потому что у муравьев есть свои домашние животные - это тля. От неё они получают сладкую жидкость, которую очень любят. Так же они едят грибы, сок и семена растений. Муравьи – это великолепные строители. Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, с кладовками и складами, со спальнями, с детскими комнатами. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. У муравьев есть усики-антенны, с помощью которых они получает информацию о запахе, вкусе, и даже общаются друг с другом. Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать. Вот такие удивительные муравь – крохотные, но умные и сильные насекомые!
8) «Муравьи в окошках»:
Воспитатель: Отдыхая после трудного дня муравьи, любят сидеть в своих комнатах и смотреть в окошки. Посмотрите на муравейник и скажите, сколько в нём этажей? Сколько окон на каждом этаже? На каком этаже больше всех / меньше всех окон? На 2 или на 4 этаже больше окон? На 3 или 5 этаже меньше окон? Теперь каждому из вас надо будет посадить муравья в определённое окно.
1. У Вики муравей сидит на 1 этаже и смотрит в 3 окно.
2. У Димы муравей сидит на 3 этаже и смотрит во 2 окно.
3. У Сони муравей сидит на 2 этаже и смотрит в 4 окно. И т. д.
(Каждому ребёнку даётся картинка муравья, и он прикрепляет его в нужное окошко).
Воспитатель: Молодцы, рассадили муравьишек в свои комнатки, теперь они наблюдают, что происходит вокруг их домика.
9) «Про пчелу»:
Воспитатель: Что это за звук слышится? Кто же летит к нам? (Звучит жужжание пчелы)
Дети: Пчела.
Воспитатель: Знайка прочитал в книжках и про этого насекомого. Он уверен, что вы не раз видели пчёл, и знаете, как они выглядят. Расскажите Знайке, что вы знаете о пчёлах, как они выглядит?
(Ответы детей)
Воспитатель: У пчелы есть длинный хоботок, как трубочка, которым пчелка высасывает нектар из цветов и сильные челюсти, которые называются жвалами, они помогают размягчать воск. Пчелы живут в небольших горных расщелинах, дуплах старых деревьев, в земляных норах. Можно встретить их на чердаке дома или между его стенами. Иногда пчелиное гнездо висит открыто на деревьях. Пчелиные гнезда состоят из ячеек – сотов. Пчелы живут семьями, состоящими из царицы, которая откладывает яйца, т. е. есть будущих пчёлок; из рабочих пчёл, которые отвечают за защиту улья, уборку, добычу мёда; и из трутней – пчелиных самцов. Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать, но они общаются друг с другом при помощи танцев. Когда пчела находит подходящую поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы «рассказать» о своей находке своим товарищам. Сначала они привлекают к себе внимание, а потом начинают танцевать, и именно в танце она «рассказывает», где находится пища, сколько её и как к ней добраться. Собранный нектар, пчёлы складывают в специальный соты, сделанные из воска. А ещё, в улье есть прополис. Это строительный материал – пчёлы им заделывают, замазывают все щели, углубления и дырки в ульях, чтоб зимой было тепло. Пчёлы приносят огромную пользу для человека. Ребята, а вы знаете какую именно пользу? (Ответы детей) Они дают нам мёд, который мы едим, когда заболеем; из воска делают свечи и разные восковые фигуры; прополис может помочь вылечить ангину, больной зуб, его добавляют в различные мази, зубные пасты, крема. В России открыт даже Музей пчелы. Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела!
10) «Логические задачи с пчёлками»:
Воспитатель: В поисках нектара пчёлы облетают множество полян с цветочками. И они хотят, чтоб вы им подсказали на каком цветочке больше всех нектара.
1) На первой полянке нектара больше всего на цветке не синего и не фиолетового цвета. А на каком же?
2) На второй поляке нектара больше всего на цветке с 7 лепестками. Какого он цвета?
3) На третьей полянке нектар больше всего на цветке с красными лепестками, но не с жёлтой и не с розовой серединкой. А с какой же?
4) На следующей полянке нектара больше всего на цветке, который находится перед цветком с оранжевыми лепестками. Какого цвета лепестки у этого цветка?
5) На этой полянке нектара больше всего на цветке, который растёт между пятым и шестым. Какого цвета этот цветок?
Молодцы, ребята! Пчёлки очень довольны, что вы помогли собрать им так много нектара.
11) «Про стрекозу»:
Воспитатель: Пока вы помогали пчёлкам, Знайка придумал для вас следующую загадку:
Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят.
Дети: Стрекоза.
Воспитатель: Правильно, стрекозы – красивые насекомые. Стрекозы имеют очень необычные глаза. Они занимают большую часть её головы, состоят из более мелких глазков (фасеток). Причем каждый миниатюрный глаз способен работать сам по себе, независимо от других. Кроме двух таких сложных глаз у стрекоз есть 3 простых глаза, которые расположены треугольником. Благодаря такому странному строению глаз, зрение стрекозы гораздо лучше множества других насекомых и позволяет ей видеть все происходящее сзади, по бокам и спереди. Рот стрекоз вооружён зазубренными челюстями, ведь они прожорливые хищники. Окраска стрекозы бывает прозрачной, а также зеленого, желтого, коричного, красного, голубого или синего цвета. У некоторых видов отмечаются узоры в виде пятен или затемнений на теле или на крыльях. Полет стрекозы отличается бесшумностью, благодаря которой стрекоза может незаметно приближаться к добыче. Основная пища стрекоз — это мухи, комары, моль и другие мелкие летающие насекомые. Крупные особи способны поедать маленьких рыб, пауков и лягушек. Стрекозы летают возле травяных болот или сильно поросших растительностью водоемов. Они умеют выписывать замысловатые виражи в воздухе, делать сальто и даже летать задом наперед. Благодаря такой способности стрекозы могут с легкостью уйти от преследующих их хищников (от птиц, рыб, пауков). Стрекозы активны все лето, а осенью впадают в спячку. Эти насекомые могут даже предсказывать погоду. Если погода хорошая, ясная, солнечная то, они ведут себя спокойно, а перед непогодой собираются в стайки и начинают издавать громкие звуки, трепеща крыльями.
12) «Пальчиковая гимнастика»:
Воспитатель: Проходите за столы, сейчас мы с вами будем рисовать такое красивое насекомое как стрекоза по клеточкам. Прежде чем приступить к рисованию подготовим наши пальчики:
Прилетела к нам вчера (машут ладошками, как крылышками)
Полосатая пчела. (на каждое название насекомого загибают пальчик)
А за нею шмель-шмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делают колечки из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками, как крылышками)
От усталости упали (роняют ладони на стол)
13) «Рисунок по клеточкам»:
Воспитатель: Теперь поставьте карандаш на точку и начинаем рисовать:
1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх,
1 – вправо, 1- вверх, 2 - вправо
и так далее.
Воспитатель: Теперь можете раскрасить получившихся стрекоз. Какие яркие, красивые они у вас получились!
Заключительная часть:
Воспитатель: На этом Знайка заканчивает знакомить вас с удивительным миром насекомых, но он к Вам ещё обязательно вернётся, потому что рассказал ещё не про всех насекомых. Будете его ждать?
Скажите, про каких насекомых рассказывал Знайка?
Что вы узнали нового про божью коровку, про бабочку, про кузнечика, про муравья, про пчелу, про стрекозу.
Что вам на занятии понравилось больше всего?
Какое задание оказалось для вас сложным?
Как вы думаете, про кого Знайка вам расскажет в следующий раз?
Список использованных источников:
1) http://bebikyi.ucoz.ru/news/konspekt_zanjatija_v_podgotovitelnoj_gruppe_na_temu_nasekomye/
2) http://загадки. su/
3) http://www.karapuzovedenie.com/
4) http://vospitatel.com.ua/zaniatia/
5) http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/
6) http://nashzeleniymir.ru/
7) http://biofile.ru/
8) http://www.planetaskazok.ru/