Журавлева Ольга
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей подготовительной группы на тему «Светлая Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №28» д. Лупполово д. 10
Тема:
«Праздник Светлой Пасхи».
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Выполнила:
воспитатель 1 категории
Журавлева Ольга Борисовна
д. Лупполово, 2023г.
Актуальность темы.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей подготовительной группы на тему „Светлая Пасха“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Детские впечатления глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Ведь тот, кто любит и уважает духовное наследие прошлого, любит свой народ, свою Родину.
К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью».
Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом светлом празднике; его истории появления, обычаях, росписи пасхальных яиц, старинных играх – забавах. Тема «Пасхи» привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное, таинственное. Дети задают вопрос: «Почему красят яйца?», «Что такое кулич?», «Почему Пасха праздник света и добра?» и т. д. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы и к, большому сожалению, родители не всегда могут дать на них ответы – ему помогают педагоги. Изучение традиций и обычаев русского народа в дошкольных учреждениях актуально в наши дни.
Празднование праздника Светлой Пасхи – многовековая традиция, которая продолжает и сейчас объединять людей, нести им добро и взаимопонимание.
Цель: Обогащать социальный опыт детей; приобщать к народным православным традициям. Систематизировать представления детей о празднике Пасха.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать уважение к традициям православной культуры. Воспитывать любовь к своему народу, к народным традициям, умение чтить и соблюдать традиции предков.
Образовательные: Познакомить детей с праздником Пасхи : ее историей, традициями, обычаями.
Развивающие: Развивать интерес к православной культуре. Развивать мышление, речь, эстетическое восприятие, детское творчество, образное представление, фантазию. Развивать чувство формы и композиции.
Словарная работа. Активизировать словарь детей понятиями : Пасха, Светлое Христово Воскресенье, традиции, обычаи, «писанки», «крашенки», христосоваться, кулич.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Подготовительная работа : беседа с детьми о народных праздниках; рассматривание иллюстраций по теме; чтение стихов и загадок о празднике - Пасха. Подготовить информационный стенд для родителей с рекомендациями, как и что рассказать детям о празднике Пасха; в книжном уголке выставка детских книг по теме Пасха.
Оборудование и материалы: демонстрационная магнитная доска, ноутбук, аудиозапись колокольного звона и русских народных мелодий. видео проектор, иллюстрации на тему «Пасха» (библейские сюжеты, праздничный стол, служба в церкви, куличи, расписные яйца); деревянные яйца для игры; силуэтные яйца из бумаги; гуашь, фломастеры; кисточки; тряпочки, вода.
Продолжительность: 30 мин.
План проведения :
1. Рассказ воспитателя о празднике Пасха и её традициях (показ презентации); показ иллюстраций пасхальных яиц, выполненных в различных стилях; игра «Катись яичко», пальчиковая гимнастика.
2. Практическая часть: украшение пасхального яйца;
3. Подведение итога.
Литература:
1. «Библия для детей» - издательство «Паломникъ» 2007г.
2. «Пасхальный подарок для детей» - издательство «Смирение» 2014г.
3. Ишимова А. О., Есенин С. А., Майков А. Н. – Пасхальная книга для детей – издательство Москва «Никея» 2013г.
4. Казакевич А. Н. «Пасха» - издательство ОлмаМедиаГрупп 2011г.
5. Салищева М. Н. «Пасха» - издательство «Карапуз» 2009г.
6. Князева О. Л., Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа, методическое пособие – издательство СПб. : Детство – Пресс, 2000г.
Интернет – ресурсы:
https://ped-kopilka.ru/blogs/tamara-fedorovna-sadiulina/kak-raskazat-detjam-o-pashe.html
https://yandex.ru/collections/user/kirastel13/paskhalnye-iaitsa-raskraski/
https://detochka.ru/articles/a_9059/
https://www.infoniac.ru/news/Kak-krasit-yaica-na-Pashu.html
https://palomnic.org/oh/poet/pasha/
Художественная литература для детей (выставка в книжном уголке) :
Александр Блок – "Вербочки"
Александр Куприн - "Пасхальные колокола"
Аполлон Майков - "Христос воскрес!"
Аполлон Майков - "Вербная неделя"
Афанасий Фет - "Уж верба вся пушистая. "
Василий Никифоров-Волгин - "Канун Пасхи"
Вильгельм Кюхельбекер - "На Воскресение Христа"
Владимир Бенедиктов - "Воскресная школа"
"Великая суббота"
Константин Бальмонт - "Красота Благовест"
Константин Фофанов - "Под напев молитв пасхальных. "
К. Р. "Тебе, Воскресшему, благодаренье. "
Лев Зилов - "Легенда о Христовом жаворонке"
Лидия Чарская - "Колокола"
Подбор иллюстраций:
С. Жуковский «Пасхальный натюрморт».
Н. А. Кошелев «Дети катающие пасхальные яйца».
С. Ф. Колесников «Пасха»
Б. Кустодиев «Христосование»
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение «Ожидание праздника» Л. Громова
Не дают лежать в кроватке солнца теплые лучи
И чудесный запах сладкий, – пахнут медом куличи.
И, еще не сняв пижамы, побежал на кухню я.
Там яички красит мама, смотрит нежно на меня:
– Утро доброе, сыночек, долго ты сегодня спал!
Хочешь кулича кусочек? Тебе можно, ты же мал.
Я ответил: – Интересно, а мой возраст тут причем?
Я хочу со всеми вместе разговеться куличом!
Обняла меня мамуля: – Ты уже совсем большой!
Так что мы тебя, сынуля, ночью в храм возьмем с собой.
Улыбаясь милой маме, я сиял от счастья весь,
Крикну я сегодня в храме громче всех: ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Воспитатель: - Ребята, о каком празднике говорится в стихотворении?
- Правильно, это праздник Пасха!
Наступила весна! И Весна приходит не одна, а с народными праздниками!
Самый главный весенний церковный праздник – это праздник Светлой Пасхи. Ее называют Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. К Пасхе – Светлому Христову Воскресению готовятся все православные христиане.
Этот светлый и добрый праздник несет с собой веру, надежду и любовь. Этот праздник прославляет победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Хотите, я вам расскажу, что же это за праздник и как он появился?
(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов).
- Слово «Пасха» заимствовано из греческого языка, праздник Светлого Христова Воскресения обозначает происхождение от смерти к жизни и от земли к небу.
В этот день верующие отмечают воскресение из мертвых Иисуса Христа. К этому празднику готовятся 7 недель – 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой или Страстной.
Это было очень давно: Бог прислал к нам на Землю своего сына Иисуса Христа, для нашего спасения от грехов - научить жить по совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть, с ближними,
Быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним.
Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира и решили убить его. Они долго мучили его, требовали, чтобы он отказался от своего учения, но Христос не отрекся – ведь он безгранично верил в то, что проповедовал людям.
Тогда жестокие люди казнили его – распяли на кресте. Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась, и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный (печальный) день. Сегодня этот день называют – Страстной Пятницей.
Последователи Иисуса после казни, ночью сняли его тело с креста и положили в пещеру, закрыли вход в нее огромным камнем.
Утром добрые женщины пришли к пещере, где оставили тело Иисуса, и увидели, что вход в нее открыт. В пещере был ангел, который сказал им: «Вы ищите Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мертвых».
Христос воскрес – значит стал бессмертным.
На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!». И отвечать «Воистину Воскрес!». Эта традиция называется «христосоваться». Яйцо – это символ жизни, ее возрождение.
- Почему же, ребята, крашенное яйцо на Пасху стало одним из символов праздника?
Я вам сейчас расскажу.
- Святая Марина Магдалина рассказывала всем о том, как Иисус Христос воскрес из мертвых и о том, чему он учил людей. В городе Риме она пришла к римскому императору Тиберию, протянула ему яйцо и сказала: «Христос Воскрес!». Но император не поверил ее словам и сказал: «Как же можно воскреснуть из мертвых, трудно в это поверить, так же трудно, как поверить в то, что это яйцо может стать красным». Яйцо стало менять цвет и окрасилось в красный цвет – цвет крови, которую пролил Иисус за народ.
- С тех пор и появился обычай красить яйца в красный цвет и обмениваться ими.
Готовясь к Пасхе, люди преисполняются веры и радости. Хозяйки убирали дом, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога, готовили нарядные одежды. Этот день называется Чистый Четверг.
Когда наступал праздничный день, люди, т. е. все прихожане, в пасхальную ночь спешили в храм. Они держали зажженные свечи в руках и, ждали, когда выйдут священники и начнется крестный ход – обход храма с крестом и иконами, молитвами и горящими свечами.
Такой обычай существует и сейчас. Символ Пасхи – свет, поэтому старались донести зажженную свечу домой из храма. Сохранился еще один старинный обычай на Пасху – выпекание и освещение в храме куличей, которые после молитвы также уносили домой к праздничному столу.
В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. (Воспитатель предлагает послушать аудиозапись с колокольным звоном).
- Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Звон колоколов нес благую весть о Пасхе и за это его прозвали «благовестом». На площадях разбивались балаганы, ставили карусели и качели. Люди верили, что чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай. С Пасхи начинались хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.
Никакой праздник не обходится без игр. Яйца не только дарили, ими еще и играли (неосвещенными).
«Чье яйцо крепче?», «Чье яйцо скатится дальше?»(катание яиц с горки).
-Ребята, а вы хотите поиграть в игру? Давайте поиграем в игру «Катись яичко».
Физминутка.
Игра «Катись яичко» : Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами «Ты катись, катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.
(После игры дети садятся на свои места).
- На Пасху вся семья собиралась за общим столом, приглашали гостей, угощали и тех, кто не мог или не имел такой возможности. На столе были пасхальные угощения : крашенные яйца, куличи, творожная пасха. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах.
Все обычаи, о которых я вам рассказала сохранились и сейчас. Каждый год православные христиане
встречают Пасху. В этот день ходят в храм, готовят пасхальные угощения.
- Ребята, а вы знаете, что это за угощения? (яйца, кулич, пасха).
- Правильно. Куличи пекут на Пасху, потому, что всегда хлеб считался самым главным блюдом на столе. С воскрешения Иисуса Христа, ему на стол подавали специальный хлеб. Мы его сейчас называем – кулич. Творожная пасха – символ Царствия Небесного. Ее помещали в специальную деревянную посуду – пасочницу. Наверху пасочницы должны быть буквы ХВ (Христос Воскрес).
Крашенные яйца на столе символизируют жизнь, ее возрождение. Люди дарят друг другу крашенные яйца со словами: «Христос Воскресе!», а в ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» и поцеловать друг друга три раза в знак всепрощения и любви к близким. Это называется «христосоваться».
- Да, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел – расписывать яйца.
Сначала их красили только в красный цвет. Как вы думаете, ребята, почему?
Правильно, красный цвет – это цвет крови, которую пролил Христос за свой народ.
Но позднее, яйца стали красить в разные цвета: желтый, синий, зеленый и другие. Называли такие яйца «крашенки», а те яйца, на которых рисовали узор – «писанки». А бывает, что яйца покрывают воском, а потом иголочкой выцарапывают узоры – это «драпанки».
(Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с расписными яйцами).
- Ребята, было принято не только дарить друг другу вареные яйца, но и мастерить их своими руками. К Пасхе яйца изготавливали и ювелиры, используя драгоценные металлы (золото, серебро, и деревенские мастера. Их материалы были попроще – дерево, стекло.
- Мы с вами сегодня тоже будем умелыми мастерами и изготовим пасхальные яйца, которые подарим нашим родным людям. У нас все приготовлено для работы, вам нужно проявить свою фантазию и расписать бумажные силуэты яиц красивым и интересным узором к празднику Пасхи. Рисовать можно гуашью и фломастерами.
- Но сначала, давайте, ребята немного разомнем пальчики, приготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Стол пасхальный накрываем, (разводим руками в стороны)
Веткой вербы украшаем. (пальцы «веером»)
Из печи несем куличики, (показ ладошками)
А от курочки – яички. (соединяем большой палец с остальными по очереди)
Дай нам, курочка. Яичко простое,
Мы его распишем – будет золотое. (раскрашиваем в воздухе)
(Дети проходят за столы).
Практическая часть.
Дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель индивидуально помогает.
Воспитатель: - Ребята, на ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор. У каждого свой, индивидуальный узор.
- С какими чувствами вы украшали это яйцо?
- Ваши близкие будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.
- Когда будете дарить такое яичко на Пасху, не забудьте сказать: «Христос Воскрес» и вам ответят: «Воистину Воскрес».
Молодцы, вы настоящие мастера!
Подведение итогов, рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, о каком празднике мы с вами сегодня говорили?
- Что нового вы узнали?
- Что было самым интересным для вас?
- Вам понравилось занятие?
- Вы все сегодня молодцы, много узнали нового и интересного о празднике Пасхе. Познакомились с обычаями и традициями нашего народа, которые сохранились и в наши дни.
Спасибо.