Получи документы

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «Чтение былины «Садко»

Наталья Зобова
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «Чтение былины «Садко»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.

Задачи: закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси; продолжать формировать представления детей о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко»; воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам; расширять словарный запас детей; формировать и воспитывать патриотическую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе „Чтение былины „Садко“» размещена в разделах

Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, гусли, гусляр, торжище, невод, палаты белокаменные, Ильмень-озеро.

Дидактический материал: иллюстрация - репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Аудиозапись: отрывок из оперы Римского – Корсакова «Садко» : «Вступление», «Появление Морского царя».

Предварительная работа:

чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич»;

рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»;

рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.

Ход занятия

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А поговорим мы сегодня с вами о былинах, о богатырях русских. Чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались.

«Былину читай да на ус мотай!» - гласит русская пословица.

Я уверена, что сегодняшняя встреча навсегда запомнится вам. А герои, которых мы с вами вспомним, будут сопровождать вас всю жизнь.

- Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Какое? Кто назовет?

Дети: Россия.

Воспитатель: правильно, Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец.

А какая наша Родина?

Дети: большая, огромная, необъятная, красивая.

Воспитатель: а как называлась наша Родина раньше?

Дети: РУСЬ.

Воспитатель: но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.

Ребята, а кто защищал землю русскую в древние времена?

Дети: БОГАТЫРИ.

Воспитатель: Сказания о подвигах, которые совершали богатыри, живы в памяти народной. Они сохранились в былинах.

Былина происходит от слова – «быль», «правда», то, что было на самом деле.

Чем отличается былина от сказки?

Дети: сказку рассказывают, а былину не просто рассказывают, а рассказывают нараспев.

Кто является главными героями былин?

Дети: богатыри, они сильные, храбрые; подвиги этих былинных героев были преувеличены. Может ли один человек победить целое войско?

Дети: Давайте вспомним, какие былины мы с вами уже читали?

Дети: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

Воспитатель: давайте обратим внимание на репродукцию картины В. Васнецова «Три богатыря». Посмотрите, как художник точно передал силу, мощь, удаль, бесстрашие богатырей. Кони под ними тоже сильные.

(В центре – Илья Муромец

Справа – самый младший Алеша Попович (полон смелости)

Слева – Добрыня Никитич (может выполнить самые сложные поручения)

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности защитников Русской Земли.

А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время? Кого мы можем назвать богатырями в наше время?

Дети: космонавты, военные, пожарные, врачи…

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

Дети: сильный, смелый, ловкий, отзывчивый…

Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других, как и в старину.

Физминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз,два,три -

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из – под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу.

Воспитатель: А сегодня мы с вами познакомимся еще с одной былиной. Она не о богатыре, а об очень удачливом музыканте гусляре, который своей игрой покорил царя водяного. А что дальше было в былине не рассказывается, а поется. Про Садко и фильм – сказка есть и опера, отрывок из которой мы сегодня послушаем.

Чтение былины «Садко»

Воспитатель: кто является главным героем былины?

Дети: гусляр Садко

Воспитатель: в каком городе происходят события?

Воспитатель: в Новгороде.

Воспитатель: что мы узнали о Садко?

Дети: ходил по пирам, веселил купцов да бояр. Но однажды его перестали приглашать на пиры. Загрустил Садко и пошел к Ильмень – озеру.

Воспитатель: как называлось озеро, к которому ходил Садко?

Дети: Ильмень – озеро

Воспитатель: кого удивил Садко своей игрой на гуслях?

Дети: Морского царя

Воспитатель: что посоветовал Морской царь Садко?

Ну, а что было дальше, вы узнаете уже в школе.

Былины, ребята, рассказывают нам не только о ратных подвигах богатырей, но и о жизни купцов, об обычаях, об укладе жизни людей того времени. В том их и ценность.

Слушание отрывка из оперы Римского – Корсакова «Садко» : «Вступление», «Появление Морского царя».

Обобщение:

Воспитатель: А сейчас, подведем итог нашей с вами работы. Мне, кажется, что мы с вами сегодня узнали много нового и интересного.

С какой былиной мы сегодня познакомились?

Дети: с былиной «Садко»

Воспитатель: О ком эта былина?

Дети: Об удачливом гусляре Садко, который покорил Морского царя.

Публикации по теме:

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «День Победы» в подготовительной группе Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой "День Победы" в подготовительной группе. Цель: Вызвать у детей чувство любознательности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха» Задачи: • Показать особенность стихотворного текста, раскрыть многообразие литературного.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой и декоративному рисованию в старшей группе Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой и декоративному рисованию в старшей группе. «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского».

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе: «Путешествие по Древней Руси. Чтение былины «Вольга и Микула» Цель: Дать детям начальные сведения о Древней Руси, жизни крестьян,и первых князей Киевской Руси, познакомить с новой былиной, подчеркивающей.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе ОНР. Чтение рассказа Н. Носова «На горке» Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках. Задачи:учить понимать содержание рассказа, характер героев, усваивать.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» Программное содержание: 1. Расширять представления детей о творчестве детского писателя Н. Н. Носова. 2. Развивать интерес к произведениям.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет?» Непосредственная организованная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим в средней группе «.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Зимовье зверей» Цели занятия: Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; Учить понимать и оценивать характеры героев;.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Сказка Л. Д. Коротковой «Берёзкин дом». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Сказка Л. Д. Коротковой «Берёзкин дом». Цель : Формирование.

Методическая разработка НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа Л. Кассиля «Сестра» Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности Цель НОД: углублять и систематизировать представления детей о войне, о мужестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «Чтение былины «Садко»
Опубликовано: 18 августа 2015 в 18:50
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «Чтение былины «Садко»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зобова (УИ 352948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД