Ирина Цыгановская
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха»
Задачи:
• Показать особенность стихотворного текста, раскрыть многообразие литературного слова;
• уточнять и расширять представления детей о разных периодах весны, их признаках;
• обогащать словарь детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений;
• воспитывать любовь к поэзии как к литературному жанру, чуткость к художественному слову;
Оборудование:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал: репродукция «Черемуха», цветные иллюстрации с изображением разных периодов весны, картинный фон схематического изображения к строчкам,
Предварительная работа:
• экскурсия, наблюдения за весенними явлениями в природе;
• чтение художественных произведений о весне;
1. Организационный момент и введение в тему занятия
Отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. (Весна.)
-Ребята, вы любите весну?
-Вспомните, как пробуждается природа в самом начале весны?
Писатель Михаил Пришвин назвал такую весну «неодетой весной».
Как вы это выражение понимаете? (деревья без листьев, нет травы)
-Найдите и покажите картинку о весне.
2. Рассматривание иллюстраций:
-Найдите и покажите картинку о весне.
Вопросы к детям?
• Как вы догадались, что на этой картинке весна? (деревья без листьев)
• Чем покрыта земля? (снегом, но уже появились проталинки)
• Как ты догадался, что на этой картинке весна? (цветут сады, ярко светит солнце)
• А тебе, что подсказало, что это весна? (первые зеленые листочки, первые цветы подснежники, мать-мачеха)
• По каким признакам ты догадался, что на картине весна? (прилетели птицы, бегут ручьи, деревья в цвету)
Педагог выставляет все картинки на доску.
Какое время года изображено на картинках? (весна)
Все картинки разные, но все они о весне. Весну, ребята, можно изобразить не только на картине, но и словами. Замечательный русский поэт России Сергей Есенин, очень любивший природу, написал нежное стихотворение о цветущей Черёмухе. Садитесь и послушайте несколько слов о черёмухе.
Черёмуха – дерево (растение) с простым, толстым стволом, растущим обычно прямо вверх, имеет красивые цветы. Аромат черёмухи убивает микробов, а вяжущие ягоды помогают при расстройстве желудка.
Послушайте стихотворение. С Есенина «Черёмуха» и представьте себе то, о чём там говорится?
Чтение педагогом стихотворение «Черёмуха»
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
…А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
3. Беседа по содержанию
- Понравилось вам это стихотворение?
- Какое настроение автора вы почувствовали? (радостное, веселое, ликующее)
-О чём это стихотворение? (о черёмухе, ручье, о проталинке, весне)
- Какие слова поэт говорит о черёмухе? (Черёмуха душистая, ветки золотистые, что кудри завила)
-Вспомните, как рассказано о ручье? (маленький, серебряный)
-А как бы вы сказали: ручей, какой? (теплый, быстрый, журчащий, чистый холодный)
4. Физкультурная минутка
«Руки подняли и показали – это деревья цветут.
Руки согнули, кисти встряхнули
С них ветер сбивает росу,
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят
Весна наступила,
Весна наступила, радостно дети кричат».
Послушайте стихотворение еще раз и обратите внимание на слова, которые вам не понятны. Чтение стихотворения еще раз.
5. Словарная работа
-Как вы понимаете выражение:
• «волной гремучею» (вода шумит, издает громкие звуки)
• «вкрадчиво под кручею» (осторожно, доверчиво крутой спуск, обрыв)
• «роса медвяная» (капелька воды с ароматом мёда)
• «зелень пряная» (с острым ароматным запахом)
• «зелень золотистая» (листья на солнце переливаются жёлтым цветом)
6. Практическое задание: «Найди цветок для бабочки»
Инструкция детям:
Нарисуйте движение бабочки на карточке. Обведите дорожку по пунктиру, не отрывая карандаша. Дети выполняют задание под музыку
7. Чтение стихотворения по частям и подбор картин каждой части.
• Чтение первой части (черёмуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная)
• Чтение отрывка ко второй картинке (а рядом у проталинки, бежит струиться маленький, серебряный ручей)
• Чтение отрывка к третьей картинке (черёмуха душистая, развесившись, стоит, зелень золотистая на солнышке горит)
• Чтение последней части (ручей волной гремучею ветки обдает)
8. Повторное чтение стихотворения
Давайте еще раз послушаем стихотворение.
Итог:
- О чём это стихотворение? (о черёмухе, весне)
- Кто его написал? (Сергей Есенин)
-Как вы думаете, любит ли автор русскую природу весной? (да)
Вот поэтому Сергей Есенин написал такое красивое стихотворение «Черемуха». Кто захотел увидеть черёмуху, цветущую в природе? (Показ картины с изображением черемухи).
Вот поэтому Сергей Есенин написал такое красивое стихотворение «Черемуха». Кто захотел увидеть черёмуху, цветущую в природе? (Показ картины с изображением черемухи).