Елена Мартынова
Конспект НОД по ознакомлению детей с историей Москвы «Город славный, город древний»
Конспект НОД по ознакомлению детей с историей столицы нашей Родины — города Москва. «Город славный, город древний»
КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
«ГОРОД ГЛАВНЫЙ, ГОРОД ДРЕВНИЙ. СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ - МОСКВА»
Цель: познакомить с историей Москвы; сформировать представление о древней Москве.
Задачи
Формировать интерес к получению знаний об истории столицы России, города Москвы, используя игровые приемы.
Познакомить с жизнью наших предков – славян.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению детей с историей Москвы „Город славный, город древний“» размещена в разделах
Воспитывать уважение и гордость за наших предков, любовь к Родине и истории; желание узнавать как можно больше нового и интересного.
Ход занятия.
Воспитатель: дети, сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое. Как вы понимаете, что такое прошлое? (ответы)
- Верно, прошлое, это то, что уже когда – то было. И чтобы отправиться в прошлое надо подготовиться. Отгадайте загадку.
На ней мы увидим моря, океаны,
Реки, леса и разные страны.
(Географическая карта)
Воспитатель показывает карту земли.
- дети, что изображено на карте? (ответы)
- как называется наша страна? (Россия)
- кто может показать нашу страну на карте?
- как называется столица России? (Москва)
- город Москва древний город. Впервые о Москве упоминается в летописях,что город основал князь Юрий Долгорукий в 1147 году, которому в центре города установлен памятник. Москва была основана на высоком Боровицком холме, в месте слияния рек Москвы и Неглинной. (показ фото)
- А мы с вами совершим путешествие в то далекое прошлое и посмотрим, как все начиналось.
- А полетим мы с вами на…воздушном шаре.
Физминутка «Воздушный шар»
(на экране телевизора картинка воздушного шара, на магнитофоне звук ветра)
Дети сели на стулья
Запускаем воздух: «Ш-Ш-Ш»
Надули шар. Шар отрывается от земли… и полетели…
Дети поднимают вверх руки.
Ветер дует и раскачивает шар.
Дети покачиваются из стороны в сторону.
Видно место приземления.
Спускаем воздух: «Ш-Ш-Ш»
Приземлились.
На экране презентация, по словам стихотворения Н. Кончаловской.
1 слайд
Над Москвой – рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда - то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
- Как вы думаете, какие звери и птицы водились в тех местах? (волки, медведи, утки, зайцы, лисы т. д.)
Дети выставляют картинки животных на доску. (можно провести Д/И «Собери картинку». (звери и птицы)
2 слайд
Воспитатель читает следующий отрывок из книги:
Много было в чаще бора
И медведей и волков,
Много уток на озерах.
На болотах куликов.
Коршун вился над лугами
И лосиною тропой,
Зверь с могучими рогами
Выходил на водопой.
- Что было в древнее время на месте города? (болота, леса)
- кто жил на этой территории? (звери и птицы)
- как вы думаете, почему на этом месте стали селиться люди? (предположение детей)
3 слайд
У московских древних вод
Поселяется народ.
Поселялись люди редко.
На реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков,
Появлялись тут весной.
4 слайд
То ль в ладьях они приплыли,
То ль верхами, тол ль пешком,
Посидели, обсудили,
Осмотрели все кругом,
И решили:
«Места много,
Есть, что есть и есть что пить!»
Помолились люди Богу.
Стали строится и жить.
- как вы думаете, из чего строили дома, стены, улицы?
- чем занимались женщины и дети?
Наши предки вставали с петухами очень рана и принимались за работу по хозяйству
- я предлагаю вам восстановить те события, используя картинки.
Дети берут картинки и составляют рассказ
Женщины ухаживали за скотиной, работали в поле, готовили еду. Дети носили воду, поливали огород, помогали взрослым. С малых лет дети приучались трудиться, и были самостоятельными. Старшие дети нянчили и смотрели за малыми братьями и сестрами.
- так жили люди и становилось их все больше и больше. Поселение росло, и стали они думать, как защитить себя от врагов. Они стали строить стену, вокруг города.
5 слайд
Дети строили селенье –
Внуки троят укрепленье.
Вот он первый Кремль сосновый
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый,
И назвался он Москвой…
6 слайд
И под стенами Кремля
Пашут пахари поля…
Водят скот и рыбу ловят,
Добывают воск и мед.
Срубы новые готовят,
И Москва растет, растет.
Дети рассматривают иллюстрации с видами древнего московского Кремля.
Воспитатель:
- Жители обнесли поселение деревянной стеной и стали жить да поживать, пока не пришел грозный враг и не сжег деревянные стены Кремля. Поэтому, когда москвичи освободились от врага, то стали строить защитную стену из камня.
- как вы думаете, почему из камня? (камень более надежный материал, чем дерево, он не горит)
Стены Кремля еще много раз подвергались разрушению. Но стена выдержала и до сих пор стоит вокруг Кремля, центра нашей столицы. Только она уже не серого цвета, а из красного кирпича.
7 слайд.
Современная Москва. Красная площадь. Кремль.
- Посмотрите на современную Москву. Какой вам видится столица? (Красивой, величественной, сильной, не преступной, огромной)
- Понравилось вам путешествие? Пора возвращаться назад.
Дети садятся в воздушный шар и полетели….
- Красивая наша Москва?
- Я предлагаю вам изобразить свои впечатления в рисунках.
Можно выстроить свою стену, используя строительный материал. Вперед!
Полет фантазии и ваше творчество.
(во второй половине дня)