Ясуркаева Зарема
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу»
Задачи: Образовательная: Формирование интереса к окружающей природе. Дать детям представления о жизни диких животных зимой.
Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе. Учить детей видеть и чувствовать красоту природы. Создавать положительное эмоциональное настроение, используя театрализованное сопровождение.
Развивающая: Развитие наблюдательности, связной речи, умения внимательно слушать взрослого и сверстников, четко и полно отвечать на вопросы.
Воспитательная: Воспитание заботливого отношения к животным.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Материал: Панорама зимнего леса. Игрушки: дикие животные - зайчик, мама - зайчиха, ёжик, белка, сорока (театр).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание серии картин «Дикие животные». Беседы о диких животных. Чтение русских народных сказок о животных. Дидактические и пальчиковые игры. Раскрашивание и рисование животных.
Ход занятия: I. Орг. момент. Дети проходят в группу и садятся на стульчики.
II. Новый материал.
1. Сюрпризный момент. - Стук в дверь, появляется зайчик. Дети здороваются с зайчиком.
Зайчишка. Здравствуйте, ребята. Я заблудился и очень хочу вернуться к своей маме-зайчихе, а как найти дорогу, не знаю. Помогите мне, пожалуйста!
- Ребята, поможем зайчику? (Да)
- Как вы думаете, где может жить его мама-зайчиха? (Ответы детей.)
Правильно! Она живет в лесу.
2. Сообщение темы.
Сегодня мы с вами будем говорить о том, как готовятся к зиме животные леса.
- Как они называются одним словом? (Дикими)
Предлагаю вам пойти в лес и помочь зайчишке найти его маму. (Педагог с детьми отправляются «в сказочный лес» – идут к панораме сказочного леса).
3. Педагог читает стихотворение Е. Головина (на выбор педагога).
Е. Головин «Собрались и полетели»
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.
А. Твардовского «Лес осенью» :
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно.
Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней —
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
4. Беседа – рассказ с использованием театра.
- Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей.)
Листья на деревьях давно опали, на рябине висят красные гроздья ягод. Животные питаются этой ягодой, она для них очень полезна, содержит большое количество витаминов.
- Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы? (Ответы детей.)
Не слышны голоса птиц, многие птицы уже улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, усиленно кормятся и делают запасы. Лес и его обитатели готовятся к зиме.
- Ой, кто же это на пенёчке, да еще и фырчит? (Это же ежик)
Зайчонок. Здравствуй, ежик.
- Ты не видел мою маму-зайчиху? (Нет, я не видел твою маму. У меня осенью много дел.)
- Как вы думаете, какие дела у ёжика осенью? (Высказывания детей)
Ё жик: Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве искал себе пищу – червей и насекомых. Потом делал из листьев и травы гнездо. Готовился к зиме. Когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде. Мне пора.
Ёжик, мы не будем тебе мешать.
Дети прощаются с ежиком.
Педагог обращает внимание на белочку. Посмотрите:
- Кто это там сидит на веточке?
Зайчонок. Здравствуй, белочка.
- А ты не видела мою маму-зайчиху? (Не видела, у меня сейчас очень много дел).
- Ребята, а что за дела у белочки в это время года? (Ответы детей)
Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орешки, а грибочки развешивала и сушила на веточках деревьев, чтоб зимой их можно было кушать.
- Белочка, тебе зимой в лесу холодно? (Зимой мне не холодно. Мой мех становится очень теплым, рыжий цвет поменяю на серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом).
-Ребята, замерзнет белочка зимой? (Высказывания детей)
Зайчик. Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Мне нужно торопиться и найти маму. Прощай, белочка!
5. Физминутка «Как у наших у зверят».
Педагог приглашает детей встать в круг и немного размяться.
«Как у наших у зверят»
Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши)
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами)
А потом вприсядочку (Приседания)
Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте)
А как пустятся бежать - (Бег на месте)
Никому их не догнать.
Молодцы! Садитесь на свои места.
6. Продолжение беседы с рассказом педагога.
А мы отправляем дальше на поиски мамы зайчонка.
- Как вы думаете, ребята, кто еще живет в лесу? (Ответы детей.)
Правильно! В лесу живут медведи, волки, лисы…
Зайчик. Ой, я очень боюсь лисички, она может меня съесть!
Не бойся, мы не дадим тебя в обиду.
Зайчик. А вон и мама моя! Мама!
Зайчиха. Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.
Зайчонок. Я заблудился, а ребята помогли мне. Я очень боялся встретить лису или волка.
Зайчиха. Конечно, этих зверей нам нужно опасаться.
- А как вы готовитесь к зиме с зайчонком?
Зайчиха. Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще. Мы не так заметны будем на снегу.
Воспитатель и дети прощаются с зайчихой и зайчонком и идут дальше. На ветвях дерева стрекочет сорока.
Здравствуй, сорока! Подскажи, пожалуйста, как нам выбраться из леса.
Сорока. Дети, не ходите по левой дорожке, там медведь готовится к зимней спячке.
- Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме? (Ответы детей.) Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест – запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Да и лиса с волком тоже готовятся к зиме.
- Ребята, кто знает, а как зимуют волк и лиса? (Высказывания детей)
Сорока обобщает ответы детей: «Эти животные зимой не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу – различных грызунов».
Спасибо, сорока. Мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы не будем им мешать. Сорока, зимой, когда будет холодно, прилетай к нам в детский сад. Мы с ребятами сделаем кормушку и угостим тебя и твоих друзей.
Сорока. Спасибо, ребята! Я обязательно к вам прилечу.
III.Итоги. Рефлексия. Вы сегодня молодцы! Хорошо слушали и дружно работали!
- Каких диких животных мы с вами встретили в лесу? (Ответы детей.)
- Как они готовятся к зиме? (Ответы детей.)
- Вам понравилось занятие? (Ответы детей.)
- А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)
Мама-зайчиха приготовила вам гостинцы в знак благодарности за спасенного зайчонка. Их её ёжик принёс. Можете взять грибочки и угостить друг друга или свою маму.