Ольга Межакова
Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе «Долгое путешествие»
▼ Скачать +Заказ
Цели: - закреплять представления детей о перелётных птицах;
- развивать умение детей составлять рассказы-описания;
- учить детей понимать образный смысл загадок;
- развивать умение чётко и ясно выражать своё мнение, внимательно выслушивать своих собеседников;
- развивать мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память;
- воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение ко всему живому.
Публикация «Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе „Долгое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Оборудование: воздушный шар, постройка «гор» из модулей, рисунки детей с изображением птиц, аудиозапись, блоки Дьенеша, игра «Колумбово яйцо», картинки с изображением перелётных птиц, дидактическая игра «Составь слово».
Ход занятия
Воспитатель. Дети, послушайте отрывок из стихотворения А. Н. Плещеева:
«Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит».
Дети, о каких приметах весны говорит нам поэт в этих строках?
С прилё том птиц связано много народных примет:
«Грач на дворе – весна на горе»,
«Грач весну расклевал».
Что означают эти приметы? Правильно, с прилётом грачей начиналось активное таяние снегов, зима окончательно уступала место весне.
«Трясогузка хвостом лёд разбивает»
Дело в том, что трясогузка прилетает из тёплых краёв в наши места рано, перед вскрытием рек ото льда. Её даже зовут птицей - ледоломкой. Вспомните, как называется освобождение рек ото льда одним словом: по реке идёт – значит, это ледоход. Из каких двух слов составлено слово «ледоход»?
Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением перелётных птиц. Дети называют их.
Воспитатель. Дети, отгадайте, о каких птицах говорится в загадках?
Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели? (соловей)
В синем небе голосок
Будто крошечный звонок. (жаворонок)
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счёт годам ведут. (кукушки)
Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды ни капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это. (цапли)
Дети, а какая птица весну на крыльях приносит?
Дети. Скворец.
Воспитатель. Правильно, мы знаем с вами поговорку
«Летит скворец – зиме конец».
Дети, что у птиц общего и чем они отличаются?
Дети. Общее: два крыла, две лапки, хвост, круглая голова, овальное туловище, оперение, пух.
Отличие: размер, цвет оперения, пение, место гнездования, обитания, корм.
Воспитатель. Почему весной птицы могут вернуться в родные места?
Дети. Просыпается вся природа, у птиц появляется корм.
Воспитатель. Действительно, ребята, весной птицы возвращаются домой в свои гнёзда. Но при перелёте их ожидают разные опасности, и не все птицы могут долететь до родного дома. Как вы думаете, что может привести к гибели птиц? Я знаю, у вас доброе сердце, послушайте, как оно стучит.
Дети прикладывают руку к сердцу.
Я предлагаю отправиться путешествовать на воздушном шаре навстречу птицам, чтобы помочь им долететь.
Дети подходят к шару, берутся за ленточки.
Теперь мы к шарику пройдём
И путешествовать начнём.
Дети выполняют дыхательное упражнение вдох носом, выдох ртом на звуке [ф].
Полетели! А теперь следите за моей речью. Если я ошибусь, исправьте меня.
Мы пролетаем над «зелёные леса»
Мы пролетаем над «широкие поля»
Мы пролетаем над «высокие горы».
Дети исправляют неправильно произнесённые воспитателем согласования слов.
А как вы думаете, горы опасны для птиц при перелёте? Почему?
Рассуждения детей.
Вот мы и перелетели высокие горы, поэтому пора спуститься на полянку возле гор. Давайте посмотрим вокруг. Обращает внимание на стрелки-указатели, расположенные на полу: 5 штук – горы, туманы,
хищники, холод, охотники. Видите, сколько препятствий нам нужно преодолеть, чтобы помочь птицам? Вы готовы? Для этого нужно выполнить задания.
1. Птицы прилетели на поляну, чтобы отдохнуть и подкрепиться, иначе им не хватить сил. Если мы правильно составим слова из слогов, то узнаем, чем питаются птицы.
Дети составляют слова из слогов-рассыпушек (слоги написаны на разноцветных пёрышках). Складывают слова: червяки, комары, лягушки, мушки, рачки, гусеницы.
Перечислите составленные слова. Как можно назвать это одним словом? (еда, корм, пища, питание, добыча)
Для кого эта еда? (для птиц)
Чей корм? (птичий корм)
Чья пища? (птичья пища)
Я думаю мы одно доброе дело сделала. Отправляемся дальше. Убирает первую стрелку.
2. Загадка: «Белое молоко разлилось над рекой» (туман).
Давайте проведём маленький опыт. В стакан с молоком бросим камешек.
Дети делают вывод, что при тумане тоже ничего не видно.
Так чем же опасен туман для птиц? Во время тумана птицы могут сбиться с пути; не видят преград впереди, поэтому могут разбиться.
Игра «Колумбово яйцо»
Дети складывают изображения птиц из набора.
Туман немного рассеялся, видны очертания сразу нескольких птиц.
Задание «Зашумлённые картинки»
Дети определяют, каких птиц они видят и их количество.
Молодцы! Справились с заданием. Убирает ещё одну стрелку.
3. Звучит запись птичьих криков.
Что случилось? Почему так кричат птицы?
Воспитатель выставляет картинку с изображением орла.
Чем опасны хищники?
Дети. Налетают на слабых, уставших птиц, поедают их.
Воспитатель. Дети вокруг себя повернитесь, в перелётных птиц превратитесь. Покажите, как они летают, радуются солнышку, корму. Вдруг налетел орёл. Покажите, как испугались птицы. Как скворец вырвался из лап хищника. Как он гладил своё раненое крылышко?
Вокруг себя повернитесь, и в детей превратитесь.
Давайте прогоним орла. Надо сказать скороговорку с разной интонацией (сердито, удивлённо, испуганно) : «Орёл на горе, перо на орле!»
Прогнали, молодцы!
Воспитатель убирает ещё одну стрелку.
4. Звучит запись «Звуки природы» - вьюга.
Ой, как холодно стало!
Проводится психогимнастика.
Птицы пролетают над холодным полюсом. Чем опасен мороз для птиц? В полёте у птиц замерзают крылья, и они падают, разбиваясь о камни и скалы.
Давайте скорее спасать птиц – согреем их ласковыми словами. Ласковое слово, что солнышко.
Примеры: птичка, пичужка, щебетушка, певунья, соловушка, лебедушка и т. п.
Дети по очереди пересказывают предложения из рассказа В. Бианки «Все самые».
- Самый лучший певец – соловей.
- Самый лучший пловец – лебедь.
- Самый лучший строитель – ласточка.
- Самый лучший летун – стриж.
- Самые дружные – скворцы.
Дети все вместе. Тронь одного – все за него горой.
Воспитатель. Опасность миновала! Успокоилась вьюга, и птицы благополучно пролетели. Убирает четвёртую стрелку.
5. Раздаётся выстрел из «ружья» (хлопушка).
Ребята, что это может быть?
Дети. Охотник стреляет в птиц.
Воспитатель. Давайте расскажем охотнику о птицах, чтобы он брал с собой только фоторужьё и любовался птичьими стаями. А помогут ему ваши рисунки.
На дереве расположены рисунки детей. По ним они составляют эмпатийный рассказ от первого лица. Дети угадывают, о какой птице говорится.
Например: «У меня чёрное оперение. Хожу по полю, ищу червей, жуков. Прилетаю ранней весной. Кто я такой?» (Грач)
Ребята, вот и все препятствия позади. Убирает последнюю стрелку. Вот мы и помогли птицам добраться домой. Что они сразу начнут делать?
Дети. Вить и строить гнёзда.
Воспитатель. Подскажите птицам, где их гнёзда.
Игра «Где чей гараж» (блоки Дьенеша). У детей в руках блоки (птицы) они должны найти дом для своей птицы, используя план-схему, и рассказать где и как птица его строит.
Итог занятия.
Воспитатель. Дети, мы совершили необычное путешествие. Каждый из нас стал мудрее, умнее. Что нового и интересного вы узнали? О чём вы хотите рассказать другим детям? Что мы ещё должны сделать для птиц весной? Показывает скворечник.
Дети. Построить домики-скворечники.
Воспитатель. Правильно дети мы сделаем доброе дело для птиц, а они нас будут радовать своим пением.