Ирина Пищальникова
Конспект НОД по основам безопасности и экологии. «Азбука безопасности в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Азбука безопасности в природе»
Задачи
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по основам безопасности и экологии, „Азбука безопасности в природе“» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу.
Формировать у детей знания безопасного поведения: правила обращения с пожароопасными предметами, навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Учить некоторым приёмам первой медицинской помощи в случае травмы;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к миру природы, представление о том, какие действия вредят природе.
Развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание через дидактические игры, умение делать простые выводы, умозаключения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
Прививать трудовые природоведческие навыки.
Оборудование и материал:
Макеты: деревья, костёр, дневник «Азбука безопасности в природе»
знаки: «Не сорить в лесу!», «Не оставлять непотушенный костёр в лесу», «Не шуметь в лесу!».
Предметы: рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в поход»: коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, зелёнка, лейкопластырь, бутылка с водой, кубики, утюг.
«мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков.
Наглядно – демонстрационный материал:
Картинки с изображением растений леса и огорода;
Знаки безопасности.
Методы:
Наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словесный, практический.
Приёмы:
Создание проблемной ситуации, игровой, хоровые и индивидуальные ответы детей, использование средств ТСО.
Словарная работа:
Знаки безопасности, ядовитые, лесные.
Индивидуальная работа:
Закрепить знания о лесе, названия съедобных грибов, названия знаков безопасности.
Предварительная работа:
Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.
Ход
Вводная часть: беседа
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдём гулять в лес. Что такое лес?
(много деревьев, растут грибы, ягоды, живут животные в лесу).
- Зачем люди ходят в лес?
(отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды).
- Правильно! А для чего нам нужен свежий воздух?
(чтобы не болеть, быть здоровыми).
- Лес – это зелёное богатство природы, красота, здоровье, место, где можно отдохнуть, прогуляться! Вот и мы сейчас отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом. А для прогулки в лес нам необходимо взять с собой предметы, которые нам могут пригодиться (приложение №1).
Проводится д/и «Что возьмём с собой в поход» - выбираются предметы, которые могут пригодиться в лесу.
Воспитатель: Кажется, всё взяли, ничего не забыли. А еще мы с собой возьмём вот эту книгу (приложение №2). Она сейчас пустая, в ней чистые страницы. В неё мы занесём всё то, о чём узнаем во время прогулки. (дети строятся друг за другом и отправляются в лес)
Основная часть:
(звучит аудиозапись «Звуки природы»)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А что здесь такое? (на поляне разбросано много мусора) (приложение № 3). Вся поляна в мусоре! Кто же так сделал? Разве можно отдыхать на такой поляне? Как нам быть, ребята?
(дети предлагают варианты: уйти, собрать мусор).
- А во что мы будем собирать мусор? (в мешок для мусора).
- Правильно, мы в рюкзак положили такой мешок. Давайте, соберём мусор.
(дети собирают мусор в пакет для мусора).
- Мы собрали весь мусор, как стало чисто и красиво! Ой, а я, кажется, поранила себе палец. Он теперь болеть будет. Ребята, мне можно чем – нибудь помочь?
(дети отвечают, что в рюкзаке есть аптечка – зелёнка, пластырь; 1-2 ребёнка «лечат» палец).
Воспитатель: Вот спасибо, ребята. Оказали мне первую помощь. Мой палец скоро заживёт. Вот, что значит, оставлять мусор в лесу! Как вы думаете, можно так поступать?
(нет – это опасно для людей, животных, вредно для природы).
- А чтобы в лесу никто больше не сорил, какой знак мы поставим?
(дети выбирают знак «Не сорить в лесу!») (приложение № 4а). (воспитатель ставит на полянке знак). Пусть он здесь стоит, чтобы все видели этот знак. А ещё ребята в лесу нельзя шуметь. Какой знак нужно поставить, чтобы все знали это правило? (знак «Не шуметь в лесу!») (приложение № 4б).
- А теперь мы можем поиграть на полянке, но не забывайте, что нельзя шуметь.
(проводится физминутка «Вместе по лесу идём») (приложение № 5).
Во время физминутки звучит спокойная мелодия
Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём. (ходьба на месте)
Вот выходим мы на луг: тысяча цветов вокруг (потягивание)
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер. (руки в стороны)
Расстилается ковёр и направо, и налево. (наклоны вправо-влево)
К небу ручки потянули, позвоночник растянули. (потягивания)
Отдохнули, поиграли и нисколько не устали (прыжки)
Воспитатель: Что-то в лесу стало прохладно. Как нам согреться?
(можно развести костёр).
- Давайте, соберём дрова для нашего костра (приложение № 6а).
(дети собирают «дрова», воспитатель собирает их в костёр).
- Дрова есть, чем будем костёр разжигать? (спичками)
- А детям можно брать спички в руки? (нет, только взрослым).
- Значит, костёр буду разжигать я:
Он красив и ярко – красен.
Но он жгуч, горяч, опасен!
- Поэтому, ребята, к костру подходить близко нельзя! Сядем все подальше от костра. (воспитатель берёт «коробок со спичками» и разжигает костёр) (приложение № 6 б, в).
- Давайте, протянем ладошки, чтобы погреть руки. Хорошо в лесу посидеть у тёплого костра. А вы знаете, что растёт в лесу? (грибы, ягоды, травы).
- А мы сейчас проверим, как вы знаете растения леса.
(проводится д/и «Что растёт в лесу, что в огороде?» дети раскладывают в одну корзинку растения леса, в другую – растения огорода) (приложение № 7).
Воспитатель: Сколько много грибов, ягод растёт в лесу! Мы их собираем? (да).
- Все ли грибы, ягоды, травы можно собирать?
(нет, есть съедобные и несъедобные, ядовитые).
- Почему нельзя собирать несъедобные растения?
(опасны для здоровья).
Заключительная часть:
Воспитатель: Мы сидим, греемся у костра, разговариваем, а нам пора возвращаться в детский сад. (дети и воспитатель собираются уходить с полянки)
- Ребята, мы ничего не забыли? (потушить костёр).
- Чем можно потушить костёр? (песком, водой).
- А что у нас есть в рюкзаке? (бутылка с водой).
(воспитатель «тушит» костёр)
- Костёр потушили. Почему нельзя оставлять костёр горящим?
(сгорит лес, животные).
- Чтобы никто не забывал о вреде огня, какой знак мы поставим?
(дети выбирают знак «Не оставляйте костёр!»)
(воспитатель ставит знак) (приложение № 4в)
- Мы всё сделали правильно? (да)
- Наш отдых в лесу не навредил природе. И я хочу напомнить вам пословицы:
• «Лес – богатство и краса, береги свои леса».
• «Враг природы тот, кто леса не бережёт»
- А теперь возвращаемся в детский сад.
(дети и воспитатель проходят на место, где начиналось занятие)
Воспитатель: Вот мы и пришли в нашу группу. Всё, что было в нашем рюкзаке, нам пригодилось. Но у нас осталась ещё чистая книга. Нам нужно её заполнить. Куда мы с вами совершили экскурсию? (в лес)
- Что делали в лесу? (собирали мусор, разводили костёр, сидели у костра, разговаривали об опасных предметах, растениях, тушили костёр) (все знаки заносятся в книгу) (приложение № 8). Наша книга заполнена. Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо!