Людмила Доронина
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебные жидкости»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
• Создать у детей радостное настроение.
• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Образовательная область «Речевое развитие»:
• Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, сироп, молекула, частица, рафинад.
• Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.
Оборудование:
Для воспитателя: поднос, бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус.
На каждого ребёнка: поднос, салфетки, 3стакана с водой, 5 одноразовых ложек, растительное масло, мука, сахар-рафинад, глубокая тарелка, молоко, пищевые красители (разведенные, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход:
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
—Посмотрите ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, и подарим им наши улыбки и хорошее настроение! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! (дети здороваются, и дарят улыбки)
Ребята! Я сегодня хочу пригласить вас в лабораторию. Вы хотите стать исследователями? А кто из вас знает, что же такое лаборатория? Кто работает в лаборатории? Чем занимаются лаборанты? Опасна ли эта профессия?
Но перед тем как попасть в лабораторию нам нужно обязательно вспомнить правила поведения:
1. Ни чего не трогать руками без разрешения.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
Сегодня мы с вами организуем небольшую лабораторию у нас в группе. Но прежде чем войти в нашу лабораторию, мы должны надеть специальную форму. В какой спецодежде работают лаборанты? Для чего она нужна? А могут ли они работать без спецодежды? (Надеваем халаты и одноразовые шапочки).
Теперь мы с вами похожи на настоящих лаборантов. И нам предстоит узнать много нового и интересного. Сегодня мы проведём несколько опытов, познакомимся с новыми словами. И так начинаем!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Мы знаем, что многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе наших опытов вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем.
Опыт № 1.
Воспитатель:
Для этого опыта нам понадобится вода и растительное масло. Найдите у себя растительное масло и покажите мне? Какого оно цвета? Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?
(ответы детей)
Возьмите стакан с водой и перелейте в него масло, хорошо перемешайте ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло? Где находится вода, а где масло? (ответы детей)
Вывод: как бы мы не старались смешать масло с водой, эта жидкость не смешивается.
Воспитатель:
Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.
Опыт №2.
Воспитатель: Возьмите тарелочку, на которой лежит два кусочка сахара. А вы знаете, как называется такой сахар? (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Возьмите стакан с водой и положите в него кусочек сахара. Размешайте ложечкой. Добавьте еще один кусочек. Посмотрите, что с ним происходит? Смешивается ли сахар с водой? (ответы детей)
Вывод: При смешивании сахар исчезает, растворяется в воде и получается сладкая вода.
Воспитатель: Происходит это, потому что сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется - раствором, а если этот раствор поставить на огонь и довести до кипения, то это будет - сироп.
Опыт №3.
Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Покажите мне емкость с мукой? Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал? (ответы детей)
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и добавьте полную ложку муки. Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой? Каким цветом стала вода? (ответы детей).
Вывод: При смешивании мука растворилась в воде и получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель: Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла, мука смешивается с водой и образует густую массу. Этот раствор называется – масса.
Воспитатель: Ребята, мы много работали, и я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте поиграем.
Игра: Давайте с вами поиграем. Игра у нас будет необычная. Вы будете превращаться в частички воды, масла, сахара, муки. Сейчас девочки превратятся в частицы масла а мальчики в частицы воды, а я буду пытаться вас перемешивать. (Звучит музыка - дети ходят по кругу, музыка останавливается, девочки встают в красный круг, а мальчики в синий круг). Что же происходит с маслом и водой? (масло не растворяется в воде)
А сейчас девочки превращаются в частицы воды, а мальчики в частицы сахара. Хорошо перемешиваю. (Звучит музыка – дети бегают, музыка останавливается – дети становятся мальчик, девочка). Что происходит? (сахар растворяется в воде).
И последнее наше превращение: девочки превращаются в муку, а мальчики в частицы воды. Перемешиваю (музыка). (Звучит музыка – дети бегают, музыка останавливается – дети становятся в круг, держа друг – друга за руки). Что происходит? (мука перемешивается с водой)
Молодцы. А сейчас мы снова возвращаемся на свои места в нашу лабораторию.
Опыт № 4.
Воспитатель:
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке, на сметане? (ответы детей)
Давайте проверим ваши предположения. Я хочу предложить вам сегодня попробовать рисовать на молоке.
Для этого нам понадобится: молоко, пищевые красители (разведенные в воде, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Берем тарелочку с молоком. Макаем ложечку в краситель и капаем капельки в молоко. Посмотрите внимательно, что же происходит? Молоко начинает двигаться, получаются разные разноцветные узоры. Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы).
А теперь возьмите ватную палочку обмакните ее в средство для мытья посуды и опустите в центр тарелки. Что вы видите? Красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.
Как вы думаете, почему так получается? (ответы детей)
А молоко изменило цвет или нет? Почему так произошло. Как вы думаете (ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, а молоко у нас жирное или нет? Посмотрите, это упаковка от молока, на котором мы рисовали. На ней указано, что в нашем молоке - 3.2% жира. Оказывается, молоко состоит из молекул жира. Когда мы опускаем в молоко палочку с моющим средством, молекулы жира разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому красители начинают перемешиваться и получаются красивые узоры.
Вы сегодня были настоящими лаборантами. Провели много опытов и узнали много нового и интересного. Чем мы сегодня занимались в нашей лаборатории? Что вам понравилось больше всего? Какой опыт вы покажете дома маме и папе?
Я приготовила для вас небольшой сюрприз: опыт - фокус с воздушным шариком.
Для этого мне понадобится: бутылка, сода, уксус, шарик, воронка.
Вставляю воронку в горлышко шарика, насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что происходит с шариком? Почему он надувается? (ответы детей)
Воспитатель:
Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра вместе с вами мы выясним, почему так произошло.