Наталья Александровна Руденко
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Письмо от Ивана»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №118»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе
Составитель: Наталья Александровна Руденко
воспитатель
Г. Саратов
2017
1. Цель занятия
Развивать речевое внимание, фонематический слух
2. Задачи
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Закрепить умение проводить звуковой анализ слов и по предложенной схеме составлять предложение, составлять из букв слова; создавать игровые ситуации, способствующие воспитанию доброжелательности, отзывчивости.
3. Тип занятия
Обучение грамоте и формирование навыков чтения
4. Форма занятия
Непосредственная образовательная деятельность
5. Продолжительность: 20 мин
6. Участники: Дети подготовительной группы
7. Возраст обучающихся : 6 лет
8. Оборудование и материалы. Столы, за которые дети садятся по 3-4 человека, конверты: А3 формата с обратным адресом на Ивана Царевича – 1 шт., А4 –2 шт., А5 – 3 шт., буквы Б, а, б, а, Я, г, а на отдельных карточках (по одному набору на каждый стол и в конверт, по несколько красных (гласный звук, синих (согласный твердый звук) и зеленых (согласный мягкий звук) квадратов 6*6см (по одному набору на каждый стол и в конверт, на каждый стол и в конверт по 4 карточки с изображением колокольчика и перечеркнутого колокольчика, обозначающие звонкий и глухой звук соответственно, карточка с изображением схемы предложения «Баба Яга тебе поможет». _ _ .
9. Предварительная подготовка
Чтение сказки об Иване Царевиче и Кощее Бессмертном.
10. Методы и приемы работы с детьми.
Словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям;
Наглядный: рассматривание букв, картин с изображением сцен из сказки.
Практический: складывание слов из букв; составление схем слов, составление предложения по схеме.
11. Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
1 этап Вступительный Сюрпризный момент. Приход почтальона, чтение письма от Ивана Царевича. 3 мин
2 этап
Практический Выполнение заданий от Ивана Царевича 13 мин
3 этап
Заключительный Подведение итога НОД, отправка письма с выполненными заданиями. 4 мин
12. Ход занятия.
1 этап. Вступительный.
Почтальон вносит огромный конверт с огромной печатью, отдает его воспитателю.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от Ивана Царевича! А какое большое! Давайте вскроем конверт и прочитаем письмо.
Дети с интересом наблюдают, как воспитатель достает письмо и читает.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Обращаюсь к Вам с просьбой о помощи. Кощей Бессмертный похитил мою невесту Василису и держит ее в своем каменном зАмке за семью дверями и семью замками. Я нашел его зАмок, но не смог открыть двери. И не знаю, кто бы мне в этом помог! Кощей на месте своего преступления в спешке обронил какие-то буквы, разноцветные квадраты и знаки. Такие же квадратики и знаки я видел на первой двери! Все это я высылаю вам в разных конвертах. Помогите мне, пожалуйста, решить эту головоломку и вернуть мне мою любимую!
Воспитатель: вот это задача! Будем помогать?
Дети: Будем!
2 этап. Практический.
Воспитатель: чтобы нам было удобно выполнять задания, рассаживайтесь за столы. Открываю первый конверт с буквами. Как вы думаете, что можно сделать из букв?
Дети: составить слова.
Воспитатель: да. Попробуйте из этих букв составить слова.
Дети совместно за своим столом составляют слова из букв. После кто-то из детей может выложить те же слова на доске.
Воспитатель: Молодцы! Интересно, причем здесь Баба Яга? Вскрываем второй конверт?
Дети: Да!
Во втором конверте лежат разноцветные квадраты, колокольчики и записка.
Физразминка.
Воспитатель читает записку: чтобы решить эту головоломку, вам нужно думать, как Кощей. Встаньте в круг, попытайтесь изобразить Кощея Бессмертного. А теперь погремите костями, как он. Засмейтесь, как он. Походите, как он. Все, вы готовы.
Дети снова рассаживаются за столы.
Воспитатель: ребята, у нас есть слова «Баба Яга». На что похожи эти квадратики и знаки?
Дети: с их помощью мы составляем схемы слов.
Воспитатель: верно. Красными квадратиками мы обозначаем …
Дети: гласные звуки.
Воспитатель: синими …
Дети: согласные твердые звуки.
Воспитатель: зелеными…
Дети: согласные мягкие звуки.
Воспитатель: а колокольчиками…
Дети: звонкие и глухие звуки.
Воспитатель: молодцы! Вы все правильно запомнили! А какие же слова мы с вами должны разобрать на звуки?
Дети: Баба Яга.
Воспитатель: надо же, какие вы сообразительные! Попробуйте на своих столах выложить схему слов «Баба Яга».
Если дети затрудняются, вызвать к доске ребенка по желанию и вместе с ним, обсуждая каждую букву и звук, составить звуковой анализ слов. Особое внимание уделить букве Я.
Воспитатель: вот и составили схему слов. Вспомните, ребята, Иван Царевич говорил, что видел такие же знаки на первой двери в темницу. Значит, мы с вами помогли Царевичу подобрать шифр к той двери! Прекрасно! Но дверей семь! Подождите, у письма есть продолжение! Как же я его сразу не заметила!
P.S. : Василиса на прощание прошептала какое-то предложение из четырех слов, которые я не расслышал из-за шума и грохота Кощеевой повозки. Помогите мне, пожалуйста, составить это предложение! Я уверен, она сообщила о том, кто мне поможет. Схему предложения тоже высылаю.
Вот оно что! Составим предложение, и Иван Царевич сможет обратиться за помощью еще к кому-нибудь. Достаю схему из третьего конверта.
Физразминка
Воспитатель достает схему и видит в конверте еще записку: Ой! И тут записка. Читаю: Ребята, а теперь снова нужно перевоплотиться. Только уже в Василису. Она мудрая, для умственного и физического здоровья всегда делает зарядку. И вы сделайте разминку:
Раз, два – два прыжка,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – наклон, сесть,
Семь, восемь – улыбнуться просим.
Все! Вы готовы!
Воспитатель: ребята, сколько слов в схеме?
Дети: четыре.
Воспитатель: что означают эти прямые линии?
Дети: слова.
Воспитатель: почему некоторые из них начинаются с вертикальной черточки?
Дети: это заглавная буква. С заглавной буквы пишут первое слово в предложении и имена людей.
Воспитатель: да, молодцы, правильно. В схеме Царевича таких слов – два. Как вы думаете, что это за слова?
Дети: это имя того, кто может помочь Ивану Царевичу освободить невесту. Это Баба Яга!
Воспитатель: а теперь попробуем составить предложение из четырех слов с этим именем.
Дети составляют предложение, которое Василиса могла прошептать своему жениху: «Баба Яга поможет тебе»
3 этап. Заключительный.
Воспитатель: ребята, я вами горжусь! Вы выполнили все задания от Ивана Царевича! Назовите, пожалуйста, их?
Дети: составляли слова, составляли схему слов (провели звуковой анализ слов, составляли предложения из четырех слов.
Воспитатель: остается только отправить ответы Ивану Царевичу. Вложим их в конверт и напишем его адрес.
Дети бросают конверт в почтовый ящик, оборудованный в группе. Или приходит Почтальон и забирает письмо для Царевича.
Через некоторое время почтальон приносит ответное письмо от Ивана Царевича со словами благодарности и фотографией с Василисой под ручку.