анна морозова
Конспект НОД эколого-краеведческой направленности в старшей группе «Путешествие на Волгу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие на Волгу».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
ЦЕЛЬ: развивать игровую деятельность, умение вживаться в предложенную ситуацию, формировать умение развивать сюжет игры используя полученные раннее знания; закреплять представления детей о самых распространённых в реке Волге промысловых рыбах: щука, сазан, сом: расширить знания о рыбе осетровых пород - осетре; дать представление о том, что рыба семейства осетровых пород занесены в Красную книгу, рассказать об Икрянинском заводе по выращиванию молоди рыб осетровых пород; учить детей бережно относиться к богатствам природы: подвести к пониманию, что лишь тогда в водоёмах будет много рыбы, когда каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство и когда человек не будет вылавливать рыбы больше, чем ему необходимо; активизировать в речи слова: рыба-санитар, осётр, семейство осетровых; развивать монологическую и диалогическую речь, следить за грамматическим строем речи.
Публикация «Конспект НОД эколого-краеведческой направленности в старшей группе „Путешествие на Волгу“» размещена в разделах
- Волга, река
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание альбомов «Рыбы реки Волги», «Астраханская область. Красивая и многоликая», карты Астраханской области, атласа для рыболовов и охотников Астраханской области, работа с книжкой раскраской «Сказки старой ивы», работа с раскрасками.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта Астраханской области, макеты рыб: щука, сазан, сом, осётр, белуга; фланелеграф с картинками к рассказу «Рыбная ловля»; Красная книга, 2 ведёрка с пластмассовыми рыбками на каждого ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА: «Игровые экологические занятия с детьми» Л. П. Молодова, «Сборник программно-методических рекомендаций но изучению родного края в дошкольных учреждениях Астраханской области» Н. А. Никифорова.
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОВОДИТСЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМНАТЕ.
Воспитатель: Ребята, кто из вас летом купался в реке? А кто ловил рыбу? А знаете ли вы, как называется самая главная река Астраханской области?
Дети: Волга.
Воспитатель: Хотите отправиться на Волгу?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда давайте посмотрим на карту нашей Астраханской области и подумаем, на каком транспорте можно нам отправиться, чтобы попасть на берега Волги.
Дети рассматривают карту и предлагают варианты ответов: на велосипеде, на мотоцикле, на автобусе, на лодке, на поезде. Совместно дети решают ехать на поезде. Обыгрывается игровой момент, и дети отправляются в экологическую комнату, природная зона—река Волга.
Воспитатель: Ну вот, мы и приехали. Какая красота. Полюбуйтесь, ребята,
красотами Волги и послушайте стихотворение:
Летят по небу облака
И чайки кружат над водою.
О, Волга, русская река
Гордимся мы твоей красою.
Гуляет ветер на просторе,
Стучатся волны в берега.
Богатства в нашей Волге много,
Пусть сохранится на века!
(когда дети любуются красотами Волги, а воспитатель читает стихотворение, звучат звуки природы)
Как вы думаете, много ли рыбы в реке Волге?
Дети: Много!
Воспитатель: А вы любите ловить рыбу?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а ведь рыбу нужно ловить правильно. Вы знаете правила лова рыбы?
Дети могут рассказать поэтапность лова.
Воспитатель: А знаете ли вы, какую рыбу можно ловить, какую нет?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда присядьте, и расскажите мне эту историю.
Дети рассказывают рассказ «Рыбная ловля» и демонстрирует сюжет рассказа на ФланелеграФе.
Однажды Саша и Ваня пошли ловить рыбу. Они поймали много рыбы. Сложили её в ведро. Тут к ним подошёл дядя Серёжа. У него в ведре было много крупной рыбы. Дядя Сережа сказал: «Эх, вы, рыбаки! Что же вы мелкой рыбы столько наловили? Вам не жалко маленькую рыбёшку?» мальчики переглянулись и ответили: «Здесь крупная не ловится».
«Ловится,—сказал дядя Серёжа,—только нужно правильно её ловить. Чтобы поймать крупную рыбу нужно брать наживку покрупнее. А если всё же поймалась мелкая—её настоящий рыбак отпустит обратно в воду. Чтобы в наших водоёмах было много рыбы, нужно давать рыбе возможность ставить потомство». Мальчики послушались дядю Серёжу и отпустили всю мелкую рыбку. А потом накопали очень крупных червей. На них поймалась крупная рыба. Саша и Ваня очень хотят, чтобы в реке было много рыбы.
Воспитатель: Ребята, почему же нельзя ловить мелкую рыбёшку?
(ответы детей)
Воспитатель: Так как же правильно нужно ловить рыбу, чтобы не попалась мелкая?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас мы проверим, сможете ли вы ловить только крупную рыбу! Предлагаю поиграть в игру «Рыбалка». Все встанем в круг и возьмёмся за руки—это будут сети рыбаков. 2 мальчика—это крупна рыба, 2 девочки— мелкая рыба. Задача рыбаков ловить сетью (опускать руки) только крупную рыбу, т. е мальчиков, а девочки могут беспрепятственно вбегать в круг и выбегать из него.
Игра проводится один раз
Воспитатель: А если попалось так много рыбы, что вам её некуда будет деть, что же с ней делать?
(ответы детей)
Воспитатель: А ещё, если поймалось много рыбы, можно лишнюю рыбу
опять отпустить в реку. Посмотрите, вот на берегу осталось ведро с рыбой,
которую выловил дядя Серёжа. Он сказал мне, что рыбы сегодня наловил
очень много. Немного он взял домой, а остальную оставил, чтобы дети могли
посмотреть на его улов, а затем отпустить её опять в реку. Давайте
посмотрим его улов? Но сначала вы будете отгадывать загадки.
Договорились?(воспитатель загадывает загадки, дети разгадывают, потом
рассказывают что они знают об этих рыбах. Рассказать может один ребёнок
или несколько, дополняя друг друга (если дети затрудняются, воспитатель
помогает их рассказу наводящими вопросами).
Он на самом дне живёт,
Хозяин глубины,
Имеет он огромный рот,
А глазки— чуть видны, (сом)
Воспитатель: Кто может рассказать о соме?
Дети: Сом не очень привлекательный: спина у него чёрная, брюхо беловатое. Вместо чешуи тело его покрыто слизью, на верхней челюсти два длинных уса. Сом—хищник он охотится на рыбу. Он прячется за корягами и выпускает из убежища свои усы. Мелкая рыбка или рак принимают его усы за червяка, и подплывает очень близко. А сом тем временем открывает свою огромную пасть и хватает их.
Воспитатель: За то, что очень много знаешь о соме, я доверяю тебе очень
важное дело—отпускай сома в реку, (ребёнок кладёт макет рыбы на
импровизированный водоём)
Воспитатель: Следующая загадка:
Я скажу, не хвастая:
Рыба я зубастая.
Тот, кто по реке плывёт –
Мне на зубы попадёт, (щука)
Воспитатель: Кто может рассказать о щуке?
Дети: Щуку называют речным тигром из-за полос на теле. И это правда. Она прячется в водорослях и нападает на рыб из своего укрытия неожиданно. Питается она лягушками, рыбой. Охоту ведёт утром и вечером, а ночью и днём спит. Во рту щуки много острых зубов. Летом она меняет зубы. Но беззубой она не остаётся никогда. Зубы у неё меняются не все сразу, а постепенно. Щука—санитар. Она охотится на слабую, больную рыбу. Воспитатель: Молодцы, всё правильно рассказали. А теперь выпускайте щуку в реку.
Вот для вас следующая загадка:
Толстый, жирный не ленивый,
И по-своему красивый.
В волге живёт этот пузан,
А зовут его. (сазан)
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о сазане?
Дети: Сазан зеленовато-коричневого цвета и покрыт очень крупной чешуёй Сазан—не хищник. Он живёт на самом дне реки в подводных зарослях и питается травой, илом, червячками. Сазан очень осторожный, близко никого не подпускает.
Воспитатель: Очень хороший рассказ. Отпускайте сазанчика в воду.
Отгадайте следующую загадку:
Буду я царём на Волге,
Когда малость подрасту.
А пока что я ребёнок И зовусь я.. (осетрёнок).
Правильно отгадали. Это осётр. Что вы можете рассказать об осетре?
Дети: У осетра вместо чешуи тело покрыто мелкими пластинками зёрнышками и костяными жучками. Тело у него продолговатое, спина чёрная, бока серого цвета, живот желтоватый, нос острый, украшенный снизу маленькими усиками. Осётр —хищник, он питается речными рачками,
улитками, охотится на рыбу. Осётр—очень ценная рыба. Осетров осталось в Волге очень мало, поэтому они занесены в Красную книгу.
Воспитатель: Всё правильно. Действительно, осётр—очень ценная рыба, её осталось очень мало в водах Волги, да и вообще в мире, поэтому эта рыба охраняется государством и занесена в Красную книгу.
А ещё в Астраханской области в селе Икряном есть специальный завод по выращиванию рыбы осетровых пород. Из маленьких икринок на заводе в специальных бассейнах выращивают мальков осетра и белуги. Когда мальки подрастают, их выпускают в Волгу. Это делают для того, чтобы в Волге было много ценной рыбы.
А сейчас я предлагаю вам тоже вырастить мальков рыбы осетровых пород: осетра и белуги. Представьте себе, что вы на заводе и выращиваете мальков. Вот у нас рыбки-осетрята. (В ведёрках стоят пластмассовые рыбки) осторожно возьмите себе по рыбке, и отправьте их в Волгу, чтобы в нашей Волге было много ценной рыбы.
Дети берут рыбок и осторожно «выпускают их в водоём» под спокойную музыку.
Воспитатель: Ну, что же, вот и подошло к концу наше путешествие по Волге. Что интересного вы сегодня увидели и узнали?
Дети: Мы увидели реку Волгу, которая находится в Астраханской области. Узнали, как правильно нужно ловить рыбу, отпускали рыбу назад в реку. Узнали о заводе в селе Икрянном, на котором разводят мальков рыб осетровых пород. Отпустили в Волгу много маленьких осетрят, чтобы в Волге было много ценной рыбы.
Воспитатель: Молодцы, дети! А сейчас отправляемся домой. Садитесь в поезд и вперёд!