Шатрава
Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Секреты воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Севастополя «Детский сад №3»
Конспект НОД по образовательной области «Познание»
для детей старшего дошкольного возраста "Секреты воды"
Подготовила и провела:
воспитатель Шатрава И. И.
г. Севастополь
2019-2020 учебный год
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познание“ для детей старшего дошкольного возраста „Секреты воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные
Учить строить причинно-следственные связи, обобщать результат работы и делать выводы.
Обобщить и закрепить представления детей о воде : знание водоемов, свойств воды, изменения ее состояний, круговорота воды в природе… Углубить знания детей о значении воды в нашей жизни.
Развивающие
Развивать внимание, логическое мышление.
Развивать практические действия в процессе.
Развивать навык последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас детей.
Развивать общую моторику детей.
Воспитательные
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, начала экологи- ческой культуры.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Прививать бережное отношение к воде.
Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг
друга.
Методы и приё мы:
Практические: использование сюрпризных моментов, проведение опытов;
Наглядные: использование демонстрационного и раздаточного матери -ала;
Словесные: использование художественного слова и музыкальных фрагментов, инструкции, напоминания, указания, вопросы, индивидуаль- ные ответы детей; поощрения.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный- 2 глобуса, картинки изображения водоемов, изобра- жения ручейков.
Раздаточный – капельки из бумаги, стаканчики с водой, трубочки, орешки фундук, замороженная в формочках вода (кораблики, карточки «Кому нужна вода?»
Ход занятия.
Приветствие.
Вместе с солнышком встаем,
Небу мы улыбку шлем,
Всей Земле – большой привет!
Ведь ее прекрасней нет!
Звучит муз. № 1 Появляется волшебница Бурлинда: приглушить муз.
- Ха! Ха! Ха! Посмотрите, какая теперь ваша Земля «прекрасная» (показывает глобус без изображения воды) Я всемогущая волшебница Бурлинда, посмот- рите, что я сделала с вашей Землей.
Вос. – Ребята, что произошло? Это похоже на нашу планету? Наша планета какая? (голубая) Почему голубая? (на ней много воды) А здесь нет воды. Куда она исчезла?
Бурл. – Теперь я буду повелевать водой, я узнала все ее тайны и секреты и завладею водой навсегда! Вы не сможете меня победить (уходит) музыка№1
Вос. – Какая беда нас ждет? … Что будем делать?
Бурлинда думает, что только она знает тайны воды, а мы-?.
Надо победить волшебницу! Спасти воду!
1. Вос. – Какие же тайны узнала Бурлинда? (ответы детей)
Наверно, где на Земле можно найти воду… (дети перечисляют водоемы, названия океанов; на доске - изображения водоемов, дети называют их)
- Посмотрите, ребята, а здесь уже исчез ручеек, давайте скорее его найдем.
(на рисунке изображение пересохшего ручья, детям предлагается подо - брать подходящее по форме русло с ручьем)
Дети находят подходящий по форме ручеек.
2. Вос. – Что можно сказать о воде? Какая она? Чем больше слов мы скажем, тем сильнее станет наша вода (дети подбирают прилагательные о воде, получают «капельки» из бумаги, затем «наполняют» капельками форму озера)
3. Вос. – Бурлинда еще узнала, кому нужна вода, а это - очень важный секрет воды. Нам нужно заполнить правильно карточки.
Проводится гимнастика для глаз.
-Ребята, надо соединить ленточкой воду и тех, кому она необхо -дима.
(во время работы детей вкл. музыку №2)
Вос. - Всех соединили с водой? Кого не стали соединять? Почему?
Физкультминутка. вкл. музыку №3
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вправо, влево поклонились,
Вот как славно освежились.
А теперь по морю дружно
Мы поплыли, делать нужно:
Вместе раз- это брасс,
Одной рукой, другой- это кроль.
К берегу плывем скорей,
Солнышко, ты нас согрей!
4. Вос. – Ребята, вода очень бережно хранила свою главную тайну – тайну о своих свойствах, и открывала ее только добрым и хорошим людям. Вот и мы с вами узнали свойства воды. Вспомните! (прозрачная, без цвета, без запаха, без вкуса, жидкая, растворяет вещества, не имеет формы)
-Молодцы, сегодня, чтобы победить Бурлинду, мы узнаем еще некоторые свойства воды.
Проводится опыт на выявление плотности воды :
- возьмите трубочку и медленно подуйте в нее. Вам легко это было сделать?
- возьмите стакан с водой, опустите в него трубочку и так же
подуйте. Сравните – когда легче было дуть? Почему? (вода плотнее воздуха)
Еще раз подуйте в воду.
Что у вас получилось? (пузырьки воздуха поднялись вверх)
Давайте попробуем пузырек воздуха удержать в воде, дуем тихонько. Получилось? Нет. Почему? Вода вытолкнула пузырек.
- возьмите орешек, приподнимите его над вытянутой ладонью и отпустите. Орешек упал в ладошку. Может ли орешек удержаться в воздухе? Нет. Он падает вниз. Тогда положите его в стакан с водой? Почему он не упал вниз, на дно. (вода вытолкнула его) Вода такая сильная? Попробуйте трубочкой прижать орешек ко дну, получается? Нет, вода все равно его выталкивает.
Какой мы можем сделать вывод? - Вода плотная, плотнее воздуха.
- Как это свойство воды использует человек? (плавает сам, водный транспорт, на море выставляют буйки, маяки, понтонные мосты)
5. Вода – волшебница, только она в природе может изменяться и превра -щаться в других состояниях? (В снег, лед, пар, туман…)
Изменения состояний воды (загадки)
Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом. (туман)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем.
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Я прозрачна как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю (сосулька)
Вопросы к детям: -Как вы догадались? Что вам подсказало? Какие точно слова и сравнения помогли вам?
6. Восп. - Ребята, помните, мы вчера поставили замораживать воду, давайте посмотрим, что получилось? Вода-настоящая волшебница, смотрите во что она превратилась (в кораблики)
Но почему же в кораблики? Ледяные кораблики смогут плавать? Давайте прове -рим… отправим кораблики в плаванье. Смотрите, ледяные кораб -лики не тонут. Какой вывод мы можем сделать?
- Вода в замерзшем состоянии легче воды жидкой.
7. Правила бережного использования воды (схемы)
Вос. - Ребята, осталось нам разгадать эти знаки. Кто знает, что они означают? (правила потребления воды и бережного отношения)
Вкл. музыку №4 … потом (тихий фон)
Появляется Бурлинда: - Ой, что-то мне плохо… Сил никаких нет, что вы со мной сделали? Не могу удержать вашу Землю, какая она стала тяжелая (показывает глобус с голубой водой… держите (отдает глобус детям)
Дети: - Мы тебя победили, вода всегда будет сильнее тебя, уходи Бурлин -да. (волшебница уходит)
Вос. – Ребята, вы молодцы, спасли нашу чудесную планету. Вернули воду. Всегда берегите ее.
Дети читают стихотворение: вкл. музыку №5 после журчания потише
Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.