Аверьянова Наталья Викторовна
«Столовый этикет». Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по коммуникации в старшей группе :
«Как вести себя за столом».
Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.
Задачи:
1. Образовательная : формировать у детей навыки правильного поведения за столом.
Публикация «„Столовый этикет“, Конспект НОД по образовательной области „Коммуникация“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
2. Развивающая: активизировать словарный запас детей; развивать умение сервировать стол.
3. Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и желание в оказании помощи.
Оборудование: скатерти, салфетки, посуда для сервировки стола, картинки с памятками о правилах поведения в столовой.
Предшествующая работа: беседа на тему «Как сидеть за столом», дидактическая игра «Как пользоваться столовыми приборами», сюжетно-ролевая игра «Как общаться за столом», разыгрывание проблемных ситуаций, разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники» и физминутки «Посуда», чтение произведения А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», НОД по коммуникации «Как правильно и красиво сервировать стол».
I. Организационный момент.
Звучит музыка, дети проходят к столам. Девочки проходят первыми, мальчики отодвигают стулья и, подождав, когда девочки займут свои места, придвигают стулья. Потом садятся сами.
Пальчиковая гимнастика.
«ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в
ладоши; повторить).
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по
Кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная
И большую поварешку. с большого).
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная
Ковшик тоже развалился, с большого).
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
II.Беседа.
В: Приятно всем вместе сидеть за одним столом. Верно? Сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения за столом, о том, как правильно и красиво нужно сервировать стол.
(Звучит музыка, открывается занавес. Мальвина и Буратино показывают сценку)
М: Какой же ты невоспитанный и некультурный, Буратино!
Б: Мальвина, я не понимаю, за что ты меня ругаешь?
В: Что случилось, Мальвина?
М: Буратино совсем не умеет правильно вести себя за столом.
Б: Да все я правильно делаю, зря ты меня ругаешь.
(Буратино вилкой ест компот, пальцем ест кашу, вытирает руками рот, упирается стол локтями, качается на стуле, набив полный рот, не может прожевать).
В: Да, Мальвина, ты была права. Буратино не знает о правилах поведения за столом.
-Ребята! Буратино сидит совсем расстроенный. Давайте ему расскажем,как нужно правильно вести себя за столом.
(Дети читают стихи).
Не упирайся в стол локтями.
И спину ты ровней держи,
Еду не надо брать руками –
Есть ложки, вилки и ножи.
Большие куски в рот не следует брать –
Их надо на части всегда разделять!
Старайся посуду свою не разбить,
А то, что в стакане - на стол не пролить.
Ешь внимательно, опрятно,
Не спеша и аккуратно,
Рот едой не набивай
И кусочки не роняй.
Ешь спокойно всегда, не крутись,
Не толкай тех, кто рядом, локтями, Хочешь что-то достать - не тянись, Попроси, чтоб тебе передали!
Пользуйся салфеткой,
На стуле не качайся
И низко над тарелкой Своею не склоняйся!
Не говори ты с полным ртом,
Еду жуй очень тщательно
И не забудь сказать потом «Спасибо» обязательно!
Б: (Благодарит детей) Молодцы, вы столько много правил поведения за столом знаете. Я тоже буду соблюдать их.
В: А сейчас давайте немного отдохнем.
Физ. Минутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили
Очень важный, как начальник на пояс, другую изогнули-«носик».
Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили на пояс.
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.
Только стукни- разобьются.
Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой).
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
В: Ребята! А что вы знаете о сервировке стола?
Д: 1. Накрываем стол скатертью.
2. Расставляем тарелки.
3. Раскладываем столовые приборы.
4. Раскладываем салфетки.
В: А сейчас я предлагаю немного поиграть, необходимо разделиться на две команды. Каждый стол нужно оформить по правилам сервировки. А помогать вам будут Мальвина и Буратино. ( Давайте разделимся на 2 команды: 5 человек с Мальвиной, 5 человек с Буратиной).
(На двух столах посуда, скатерти, салфетки, дети работают в командах под музыку).
Стихотворение воспитателя.
Все сумели, все успели
Аккуратно сделать.
Прежде чем на стол поставить Чашки и тарелки,
Не забыли постелить чистые салфетки. Чашки, ложки лежат в ряд,
Стол накрыт для всех ребят.
В: Какие красивые столы у нас получились. Постарайтесь сами выглядеть хорошо за этими столами.
- Как вы поступите, если какое-либо приглянувшееся вам блюдо находится далеко от вас? (попросить соседа подать его).
- Чем нужно брать пищу из блюда? (столовыми приборами).
- Что делать, если вам предложили попробовать незнакомое кушанье? (есть его).
Б: Какие культурные и воспитанные дети. Много они знают правил поведения за столом. А знаешь, Мальвина, я тоже многому научился у ребят.
М: Я очень рада за тебя, Буратино. Но нам пора прощаться с ребятами.
В: Буратино! А на прощание дети подарят тебе картинки с памятками о правилах
поведения в столовой.
(Дети дарят карточки)
1. Перед едой мой руки с мылом.
2. Кушай не быстро и не очень медленно, хорошо пережевывая пищу.
3. Сладости кушай только после обеда.
4. Не ставь локти на стол.
5. Не разговаривай с полным ртом.
6. Используй салфетку.
7. Поблагодари.
Б: (Уходит со словами) Спасибо, ребятишки,
Девчонки и мальчишки! Картинки ваши мне помогут Правила не забывать. Постоянно за обедом
Их я буду вспоминать.
В: Я рада за вас, что вы знаете правила поведения за столом и смогли научить этим правилам Буратино. Молодцы!
Используемая литература:
1. Этикет и общество «Энциклопедия этикета».
2. Васильева-Л. Гангнус «Азбука вежливости».
3. К. Т. Дунцова, Л. Г. Станкович «Этикет за столом».
4. Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина «Весёлый этикет».