Анастасия Осипова
Конспект НОД по речевому развитию «Заучивание мордовской народной скороговорки «Жили-были дед да баба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественной литературе на тему «Заучивание мордовской скороговорки «Жили-были дед да баба»
Осипова А. Ф. воспитатель МАДОУ городского округа Саранск
«Центр развития ребёнка – детский сад №46»
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
-совершенствование правильного произношения слов на мокшанском языке;
- формирование умения понимать переносное значение слов и словосочетаний.
Темочки:
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Скороговорки
- Скороговорки. Конспекты
- Темочки
Развивающие :
-активизация словаря по теме «Дикие животные»;
-развитиеслухового внимания, памяти,связной речи.
- развитие эмоциональной отзывчивости.
Воспитательные:
-воспитание у детей желания говорить на мокшанском языке.
-воспитание интереса к мордовскому фольклору, к доброму народному юмору.
-воспитание у детей любви к животным;
-воспитание чувства товарищества, сплочённости и дружбы.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Предварительная работа:
Чтение мордовских народных сказок с рассматриванием иллюстраций, беседы о Мордовии, разучивание стихов и потешек из мордовского фольклора, прослушивание мокшанских песен в аудиозаписи, дополнительное образование «Обучение мокшанскому языку»
Словарная работа:
Пеке – живот,эрясть – жили,ащесть – были, волк – врьгаз, заяц – нумол, белка – ур, лиса – келазь,
Методические приё мы:
Беседа, ответы хоровые и индивидуальные, перевод слов с мокшанского языка на русский, индивидуальная работа с детьми, дидактическая игра с применением наглядности, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, сюрпризный момент, использование ИКТ.
Материал и оборудование:
Кукла в мордовской национальной одежде, разрезные картинки к дидактической игре «Собери героя», картинки к дидактической игре «Обитатели мордовского леса» на каждого ребёнка, письмо, раскраски, ИКТ.
Ход НОД.
Организационная часть.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель. В какой республике мы с вами живём?
Дети. Мы живём в Мордовии.
Воспитатель. Что есть в Мордовии?
Дети. В Мордовии есть города, села, реки, поля.
Воспитатель. Правильно.
Воспитатель. Дети, у нас в гостях кукла Маруня. Она принесла нам письмо от своей подружки, послушайте, что она пишет.
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Алдуня. Живу я в мордовской деревне. У меня есть мама, папа, бабушка, дедушка и старший брат. Он ходит в школу и всё знает. А бабушка с дедушкой меня очень любят и часто рассказывают разные сказки, играют со мной. Они очень добрые и весёлые. Ребята, я хочу с вами подружиться и пригласить на свой день рождения. До свидания. Скоро увидимся».
Воспитатель. Ребята, хотите подружиться с Алдуней и встретиться на её дне рождения.
Дети. Да.
Воспитатель. Мы должны приготовить подарки, а что можно подарить на день рождения девочке?
Дети. Игрушки, книжки, цветы, конфеты.
Воспитатель. А ещё можно приготовить необычный подарок – выучить мордовскую народную скороговорку. Хотите выучить скороговорку и рассказать её на день рождения Алдуни?
Дети. Да.
Воспитатель. А теперь садитесь за стол и поговорим о скороговорках.
Основная часть.
Воспитатель. Ребята, что такое скороговорки? Для чего они нужны?
Дети. Это короткие шуточные стихи.
Воспитатель. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все звуки, не пропуская их и не «заглатывая». Какие скороговорки вы знаете?
Дети читают скороговорки.
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2. кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Воспитатель. Молодцы, а теперь внимательно послушайте мои загадки, из которых вы узнаете, о ком говорится в мордовской народной скороговорке.
Загадки.
Чуткая, славная,
А на кухне – главная.
Кулебяки и рулет,
Приготовит нам в обед.
Всей семье носочки вяжет,
Нежные слова всем скажет.
Говорю ей: "Лапушка",
Это моя. (Бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый (дед)
Воспитатель. Молодцы, угадали. А теперь послушайте мордовскую народную скороговорку «Жили были дед да баба» на мокшанском языке.
Эрясть-ащестьатят-бабат.
Пексна будто кабанонь.
Синцьтараканшкат,
Пекснабарабаншкат.
Воспитатель. Какие знакомые слова услышали? Назовите.
Дети. Атя, баба, пеке.
Воспитатель. Как они переводятся на русский язык?
Дети. Атя – дедушка, баба – бабушка, пеке – живот.
Воспитатель. Послушайте эту скороговорку на русском языке.
Жили-были дед да баба.
Животы, как кабаны,
Сами будто тараканы.
Животы, как барабаны.
Воспитатель.
Воспитатель. Поиграем в игру.
Пальчиковая гимнастика на мокшанском языке.
Дети читают потешку на мокшанском языке, поочередно загибают пальчики.
Тя – атяня,
Тя – бабаня,
Тя – цёраня,
А тя – шеерня,
Кштр, кштр, кштр –
Кяшсь, шеернясь.
Воспитатель. С кем сравнивает народ бабушку с дедушкой?
Дети. Они похожи на таракана, а животы как кабаны и барабан.
Воспитатель. Молодцы. А кто такой кабан и где он живёт?
Дети. Кабан – дикое животное и живёт в лесу.
Воспитатель. Посмотрите, как он выглядит.
Показ иллюстрации с изображением кабана по ИКТ.
Воспитатель. Много животных водится и в мордовских лесах. На столах у вас листочки с изображением разных животных, отметьте обитателей мордовского леса.
Дидактическая игра «Обитатели мордовского леса»
Дети карандашом проводят линии от животного к лесу.
Воспитатель. Кто живёт в мордовском лесу?
Дети. Волк, заяц, белка, лиса, лось, кабан.
Воспитатель. Назовите животных по мокшански.
Дети. Волк – врьгаз, заяц – нумол, белка – ур, лиса – келазь,
Воспитатель. Какие животные не водятся в наших лесах?
Дети. Лев, жираф, слон.
Физкультминутка.
Дикие животные
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
Воспитатель. Молодцы. Перед тем как выучить наизусть скороговорку, повторим чистоговорки.
Чтение чистороговорок.
Са-са-са-в лесу бегает лиса.
Сна-сна-сна-стоит пахучая сосна.
Ра-ра-ра-для волчат нора.
Ат-ат-ат-у Коли новый самокат.
Воспитатель. А теперь выучим наизусть мордовскую народную скороговорку «Жили-были дед да баба» на мокшанском языке.
Чтение скороговорки на мокшанском языке воспитателем, дети повторяют несколько раз хором и индивидуально.
Воспитатель. Ребята. Скажите, кто главные герои скороговорки.
Дети. Главные герои – дедушка и бабушка.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам конкурс, кто быстрее соберёт героя из скороговорки из разрезных картинок. Для этого мы делимся на две команды, а капитан каждой команды выполняет это задание.
Игра-конкурс «Собери героя»
На столах лежат разрезные картинки, по команде (дети считают до пяти мо-мокшански) капитаны начинают собирать героев скороговорки.
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились быстро с заданием.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, скажите, какую скороговорку сегодня выучили наизусть?
Дети. Мы выучили мордовскую скороговорку «Жили-были дед да баба» и прочитаем на дне рождения Алдуни.
Воспитатель. Какие игры можете предложить Алдуне?
Дети называют все игры и задания, которые выполняли на занятии.
Воспитатель. Ребята, Алдуня в письме отравила вам раскраски, получайте.
Раздача раскрасок. Дети прощаются с куклой Марунейпо-мокшански.
Список использованной литературы:
1. «Мы в Мордовии живём» : региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева[ и др. ] Мордов. гос. пед. ин – т. – Саранск, 2015. – 84с.
Брыжинский В. С. Мордовские народные игры/ В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. Изд – во, 2009. -272с.
2. Голенков Н. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски. Учебное пособие. - С. ; изд. Дом «Книга», 2009
3. Голенков Н. Б. Уроки мокшанского, эрзянского; - С изд. Дом «Писатель», 2006.
4. Детство: Комплексная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, 2016 г.
5. Заветные сказки мордвы/ СОБР. И обраб. К. Т. Самородов,. Мордовское книжное издательство, 2015.- 160с.
6. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. : Программа и методические рекомендации//Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республики Мордовия, МРИО, - Саранск, 2007.- 64с.
7.https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/02/06/chistogovorki
8.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/29/fizkultminutki