Елена Андреева
Конспект НОД по нравственному воспитанию детей 6–7 лет «Мы в друзьях души не чаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
для детей 6-7 лет
Составитель: Андреева Е. С.
Тема: «Мы в друзьях души не чаем…»
Программное содержание:
Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о добрых делах и поступках, о «добрых словах»
Задачи:
Образовательные:
Продолжать углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека
Публикация «Конспект НОД по нравственному воспитанию детей 6–7 лет „Мы в друзьях души не чаем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Чай, чайные листья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Закреплять представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их в игровых ситуациях
Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, делах и поступках, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией
Развивающие:
Развитие диалогической речи на основе общения с педагогом в процессе работы; дать понятие о том, кто такой «настоящий друг»
Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
Воспитательные :
Воспитывать внимание к собственной речи;
Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к людям; учить детей видеть хорошие качества своих товарищей
Формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе.
Предварительная работа
Чтение художественной литературы о дружбе
Заучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах
В вечернее часы разучили песню «Дружба» и подобрали аудиозаписи с песнями о дружбе
Схема пути до «Острова Дружбы»
Материалы и оборудование
Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; кружки 3 цвета: зеленый, оранжевый, голубой; персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Добрые слова», «Добро и зло в сказках», оформление «острова Дружбы»
Ход организационной образовательной деятельности
Воспитатель : Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета:
каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу «доброе тепло», что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Дорогие, ребятишки, девчонки и мальчишки
Приглашаю вас на остров-
Остров Дружбы! Он для тех,
Кто друзей имеет много
И другом хочет быть для всех…
Дети вместе с воспитателем, ориентируясь по стрелочкам, отправляются на поиск острова дружбы.
Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим куда же мы попали?
Отыскавших остров детей встречает музыка песни «Настоящий друг». Все приглашаются в круг.
Остров Дружбы всех подружит, всех научит нас дружить,
Всех теплом своим согреет и заботой окружит.
Игра «Ветер дует на…» (дети стоят в кругу, взявшись за руки, с лёгким покачиванием рук воспитатель говорит «Ветер дует на детей, имя которых Алёша». Все дети с этим именем выходят в центр круга и т. д.)
Воспитатель : итак, теперь вы побольше узнали друг о друге. Продолжаем путешествие по острову дальше…
- Дети, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах?
Доброе слово дороже богатства.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
«Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».
Доброе слово дороже богатства.
Доброе слово окрыляет
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Хорошие слова всегда к месту.
-Что общего в этих пословицах?
(Они говорят о слове)
- Какие бывают слова? (хорошие и плохие, обидные, добрые,)
- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека.
- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова являются важными для каждого человека.
Чтение стихотворения и заучивания наизусть С. Я. Маршак «Добрые слова».
Добрые слова не лень,
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«добрый день!» - кричу я вслед
Все идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
- Какие слова запомнили?
-Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?
(«Волшебные слова»)
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Давайте, разделим эти слова на группы.
- Их мы назовё м: Слова – приветствия
Слова-просьбы
Слова – благодарности
Слова - пожеланий
Слова-извинения
Слова-прощания
Просмотр презентации «Волшебные слова».
Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
- Когда вы говорите эти слова?
- Кто не забывает говорить их?
- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.
(Читают дети)
Солнышко ясное встало,
-Доброе утро!- сказало.
- Доброе утро!- кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим.
Но, если проснёшься, а дождик в окно
Стучит да стучит,
А без солнца темно?
- Доброе утро, друзья, всё равно!
Придумано мудро- Доброе утро!
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и Доброты.
Что такое
Лучшее из слов.
Потому что
Значит – будь здоров.
Правило запомни
Знаешь – повтори
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались
Встретились с утра
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»?
- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т. е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.
Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Есть такая наука Этимология, которая изучает значение и происхождение слов. Обращаясь к этимологическому словарю читаю: «Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание.
В таких часто употребляемых словах отдельные их части постоянно сливаются, а неударные (заударные) звуки слабеют и отмирают, как кончики ветки, куда уже не поступает сок. Отмерло и конечное «Г». Но слово это и без «Г» не потеряло своей красоты, оно доброе и светлое. СПАСИБО,
- Какие слова благодарности говорите вы?
- Кто не забывает говорить эти слова?
(Читают дети)
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что сделали для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
За что сказали, сколько раз.
Слова - пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
- Когда вы говорите эти слова?
- Какие из этих слов говорите вы?
- Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи»
Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
- Когда мы говорим эти слова-извинения?
- Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку)
-Простите! - я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду-
-Простите, я больше не буду.
Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Физминутка
-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
-Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.
-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте….
- Какие говорите слова-прощания?
- Когда их говорят?
Воспитатель : Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!
Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом.
- Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.
- А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? ( Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т. д. последней показываю грустную Золушку) .
- Ребята как вы думаете, почему она грустная? А как мы можем ей помочь?
Пальчиковая гимнастика «Помоги Золушке»
Дети сортируют фасоль и горох.
Вос-ль: Вы хотели бы взять в друзья Золушку, почему?
Воспитатель : Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми из сказок. Какие сказки вы знаете? Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует.
Интересно, а вы сможете сразу определить добрый человек или злой?
Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев».
Дети выбирают, называют их качества.
Остаются отрицательные герои.
Воспитатель : Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями?
Дети называют их отрицательные качества.
Воспитатель : Как им помочь исправиться?
Дети: Нужно научить их не совершать плохих поступков, по чаще улыбаться, не сердиться, использовать добрые слова.
Воспитатель : Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?
Дети: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.
Воспитатель : Продолжим наше путешествие. Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?
Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.
Воспитатель : Молодцы! Доброта - это важное человеческое качество.
Игра «Вежливость»
- В руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый.
Голубой - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.
- У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко- вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали, потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.
- На столах у вас лежат солнышки. Нарисуйте, пожалуйста, на них то доброе дело, вежливое которые когда то совершали и запомнили. Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.
Обсуждение рисунков детей.
А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.
• Дома, в садике и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».
• Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.
• Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».
• Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».
• Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.
Воспитатель : это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять. Вот и подошло к концу наше путешествие: -Что нового и интересного узнали сегодня?Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова?Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра! Давайте возьмёмся за руки, сделаем большой круг и скажем «Вот теперь мы все друзья, вместе- дружная семья!»