марина богачева
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Отражение русских традиций в национальном костюме«
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Отражение русских традиций в национальном костюме
Шебекинского края.»
Обучающие задачи: Учить детей различать значение элементов старинной одежды нашего края, продолжать знакомить с орнаментом вышивки, значением некоторых узоров и символов. Закреплять знания о способах изготовления ткани в старину, о названиях ткани в прошлом веке и в настоящее время.
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Отражение русских традиций в национальном костюме„» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи: продолжать развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления. Развивать мелкую мускулатуру рук.
Воспитательные задачи : Воспитывать уважение к традициям русского народа, к человеку–труженику. Развивать у детей национальное самосознание, интерес к национальной одежде родного края.
Демонстрационный и раздаточный материал: дидактическая игра «Одень куклу», штампы с изображением орнаментов вышивки одежды жителей слободы Шебеко, презентация об одежде людей 18 века, стилизованные народные костюмы.
Предварительная работа: Знакомство с предметами быта жителей Шебекинского района в прошлом веке, рассматривание фотографий, рисунков, НОД по рисованию «Роспись рушника»,
Ход:
Воспитатель : Здравствуйте! Как много у нас сегодня гостей. Дети, а как в старину встречали гостей?
Дети: В старину встречали гостей по одежде. По одежде можно было определить из какой человек местности, богат он или беден.
Воспитатель : Дети, а о чем еще могла рассказать одежда человека?
Дети: Если это мужчина,то по одежде можно было понять совершеннолетний ли он. А если женщина – замужняя или девица, а может и вовсе вдова.
Воспитатель : Правильно, все это открывал наблюдательному взгляду народный костюм. Особенности его покроя, цвет ткани, вышивка и другие детали. Свои отличительные черты имела и одежда жителей Шебекинского края. Сейчас вы увидите, как одевались люди на нашей родине в прошлом веке.
Демонстрация костюмов через проектор.
Воспитатель :Дети,а вы хотели бы побывать в прошлом веке и увидеть эту одежду?
Дети: Да, очень хотим!
Воспитатель : Тогда сейчас мы попробуем произнести волшебные слова и увидим прошлое. Но попасть туда очень сложно. Для этого нужно вспомнить, как раньше назывался наш город.
Дети: Наш город назывался слобода Шебеко.
Воспитатель : Как в старину назывался месяц апрель?
Дети: Брезень –потому что распускается береза, снегогон – уходят и тают снега, цветень – распускаются первоцветы.
Воспитатель : Молодцы, вы готовы к путешествию в прошлое! А теперь вместе со мной скажем волшебные слова :
Крутиться вертится шар голубой,
Крутиться вертится вместе со мной,
Хочется, хочется увидеть мне
Как жили люди в далекой старине.
Закрывайте глаза, не бойтесь. А теперь посмотрите – мы с вами переместились во времени в прошлое и оказались в русской избе.
Открывается занавес и перед детьми возникает интерьер русской избы.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие.
Девочка: Хорошему гостю хозяин рад.
Хозяйка: Садитесь к столу, угощайтесь чем бог послал. Откуда вы гости нежданные?
Дети: Здравствуйте! Мы издалека.
Хозяйка: Одежда на вас странная, у нас так не одеваются.
Воспитатель : Мы, хозяюшка, жители городские. А вот ваша одежда нам знакома, по ней мы можем все о вас рассказать.
Дети: Вы женщина замужняя, молодая. Потому что одеты в нарядную, с вышивкой рубаху. У пожилых женщин рубахи были скромные, без вышивки. А замужняя, потому что на голове у вас кокошник.
В старину женщины не должны были ходить простоволосым. По праздникам женщины надевали головной убор «сорока», а молодые девушки украшали голову веночком.
Хозяйка: Ай, какие молодцы, все то вы знаете. А про деток моих что скажете?
Воспитатель : Дети у вас красивые, опрятные. Ребята, а о чем еще рассказала вам их одежда?
Дети: По одежде девочки можно сказать, что живет она в слободе Шебеко, потому что рубаха расшита у нее узором красного и черного цвета. Эти узоры пришли к нам из Украины, приграничного государства.
Поверх рубахи надета юбка, старинное название «понева». Фартуком или «завеской» прикрыты завязки на юбке.
А сынок ваш молод да не женат. Ведь рубашка на нем вышитая, яркая. На голове у него картуз, так только холостые ребята одевались.
Хозяйка: Да про нас вы все рассказали. А вот на вас одежда незнакомая. Из какого холста сшитая конопляного или замашного?
Дети: Одежда наша сшита из ситца, трикотажа, джинсовой ткани.
Девочка: Это где же такую ткали? Наверное ваши мамы постарались.
Дети:Такую ткань выпускают на ткацких фабриках, делают ее специальные машины.
Мальчик: Ну а шила одежду ваша мама?
Дети: Нет., одежду шьют в ателье или на швейных фабриках. А покупают в магазинах или на рынке.
Хозяйка: А я сама холста наткала, одежду своим деткам сшила. Днями и ночами трудилась, все рученьки свои исколола веретеном и иголкой. И одежда у них одна – и в пир и в мир и по задворью.
Девочка: А играть ваши дети любят?
Воспитатель : Конечно любят!
Мальчик: Мы хотим поиграть в вами в игру «Шатер». Звучит плясовая рус. нар. мелодия.
Дети встают вокруг трех стульев, на каждом из которых раскинут красивый большой платок, все платки разные.
Хозыйка: Прежде чем начать играть,
Дружно мы начнём считать.
Дети выполняют движения под стихи:
За морями, - движения пловца
За горами, - руки вверх
За железными столбами - кулак на кулак
На пригорке - теремок - руками над головой сложить «крышу»
На двери висит замок - сцепить руки в «замок».
Ты за ключиком иди и замочек отопри.
Звучит плясовая русская народная мелодия. Дети водят хоровод вокруг каждого платка, постепенно собираются в общий хоровод и водят его.
В это время платки меняют местами. По сигналу ведущего нужно быстро собраться у своего платка и поднять его над головой, как шатер, раскинув за углы.
Хозяйка: Молодцы! И мои дети тоже любят играть, рисовать. Да вот рисовать им не на чем, да и красок у нас нет.
Воспитатель : Не печальтесь хозяюшка. Сейчас и ваши дети позабавятся. Мы приготовили интересное задание. Из бумаги вырезали рубахи, фартуки, а дети их украсят.
Дети украшают изображения.
Воспитатель : Очень нам у вас понравилось, но пора и честь знать. Спасибо за приют, до свидания.
Хозяйка: До свидания.
Звучит музыка, шторы закрываются.
Воспитатель : Ну что дети вам понравилось путешествие в прошлое?
Дети: Да понравилось.
Воспитатель : Расскажите, что же вам запомнилось?
Дети: Одежда мальчика и девочки, сарафан у хозяйки.
Понравилась игра «Шатер».
Понравилось украшать узорами фартуки и рубахи.
Воспитатель : Давайте вспомним русские старинные пословицы, связанные с одеждой.
Дети: -Береги одежду снова,а разум с молоду.
- Без нитки и иголки шубы не сшить.
- Рубашка износиться, а доброе дело не забудется.
- Платье красно за реку видно.
-По одежде протягай и ножки.
-С миру по нитке — голому рубаха.
-Бедному да вору — всякая одежда впору.
-Новую одежу кроят, к старой примеряют.
Воспитатель : А мне хочется закончить вот так :» По одежке встречают, а по уму провожают».