Елена Ширшова
Конспект НОД по музыке в старшей группе «Волшебная страна Дюймовочки и Эльфов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: - «Волшебная страна Дюймовочки и Эльфов»
Группа - старшая
Образовательная область -«Музыка»
Интеграция областей – «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «художественное творчество»
Цель: Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по музыке в старшей группе „Волшебная страна Дюймовочки и Эльфов“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Слушание:
- Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе;
- Формировать способность самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, расширять словарный запас;
- Развивать музыкальные способности детей : звуковысотный, динамический слух, ладовое чувство, чувство ритма.
Музыкально-ритмические движения :
- Совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации;
- Учить согласовывать свои действия с действиями других.
Пение:
- Продолжать учить слушать и слышать в момент исполнения песни себя и других;
- Закреплять вокально-певческие навыки.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество:
- Продолжать вызывать положительные эмоции в процессе музыкальной деятельности, побуждать к творческой импровизации;
- Формировать доброе отношение друг к другу.
Игра на детских музыкальных инструментах :
- Привлекать внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков;
- Побуждать к свободной импровизации с предметами из стекла и музыкальными инструментами;
- Закрепить понятия – оркестр, соло, дирижер.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
Предварительная работа
1. Разучивание песни «Дорога добра» (музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина).
2. Знакомство с ритмическими карточками.
3. Знакомство с бумажными и деревянными звуками.
4. Изготовление атрибутов и декораций, необходимых для занятия.
Индивидуальная работа
Учить Никиту К. самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения
Закреплять умение правильно держать молоточек от металлофона Алину З.
Методическое обеспечение
Цветы, разложенные на полу по всему залу;
Шифоновые шарфики с дождиком;
Большой цветок;
Три сказочных цветка для эльфов;
Карточки-Эмоции
Паук, три эльфа;
Костюм для Дюймовочки;
Елка, на которой сидит кукушка;
Три пенька разной высоты;
Ритмические карточки: Лев, Ежик, Белочка, Поросенок;
Голубая ткань – речка;
Стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, бутылки разной величины, фужеры с водой;
Музыкальные инструменты : колокольчики, металлофон;
Мольберт с магнитами;
Музыкальный центр, аудиокассеты.
План:
1. Коммуникативная игра «Здравствуй,друг»
2. Музыкально-ритмические движения+развитие фантазии,воображения
3. Развитие ладотонального чувства
4. Распевка «Кукушка»
5. Развитие звуковысотного слуха
6. Развитие мимических и пластических движений
7. Артикуляционная гимнастика «язычок-паучок»
8. Песня «Дорога добра»
9. Развитие чувства ритма по ритмическим карточкам
10. Слушание+определение характера музыкального произведения
11. Импровизированная игра на стеклянных инструментах
ПЛАН
1. Коммуникативная игра «Здравствуй друг»
2. Организационный момент – путешествие в сказочную страну
3. Встреча с Дюймовочкой
4. Распевка «Кукушка» - мелодия по тонам вверх
5. Пеньки – определение звука по высоте
6. Встреча с пауком – мимические и пластические движения
7. Игра «Язычок-паучок»
8. Песня «Дорога добра»
9. Встреча зверей на цветочной поляне – развитие чувства ритма
10. Переход через речку – определение характера музыки
11. Рассаживание эльфов на цветы
12. Рассматривание различных музыкальных инструментов из стекла
13. Игра на музыкальных инструментах
14. Итог занятия – прощание со сказочными героями.
Ход занятия
Под фонограмму песни В. Шаинского «Улыбка» дети входят в зал, образуя круг.
М. р. -Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!».
Давайте и мы с вами поздороваемся.
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»
(Под музыку дети спокойно гуляют по залу, с окончанием музыки находят себе пару и выполняют движения по тексту)
Здравствуй друг – рукопожатие
Как ты тут? – хлопают ладошкой по плечу
Где ты был? – теребят за ушко
Я скучал – скрещивают руки у себя на груди
Ты пришел – разводят руки в стороны
Хорошо – обнимают друг друга
М. р. Ребята, а вы верите в чудеса?
Дети: - Да!
М. р - Сегодня я хочу пригласить вас в чудесную цветочную страну, вы хотите отправиться со мной?
Дети: - Да!
М. р - А перенестись туда нам помогут волшебные цветы,
(обращает внимание на цветы, расположенные на середине зала)
присядьте на них и они унесут нас в страну прекрасного.
Музыкально-ритмические движения + развитие фантазии, воображения.
(Дети садятся на цветы, расположенные по всему залу и под музыкальную композицию выполняют плавные, мягкие движения: -цветок спит, просыпается, раскрывается, растет, танцует. Далее детям-цветам предлагается сотворить чудо: перенести всех в сказочную страну. Дети берут легкие шифоновые шарфики, в которых лежит мелко нарезанный дождик и легкими движениями «разбрасывают» его вверх по всему залу.)
М. р. - Вот мы и в цветочной стране, а вот и самый красивый цветок.
(В центре большой цветок, внутри цветка девочка – Дюймовочка).
М. р. Ребята, к нам в гости пришла Дюймовочка. Угадайте, в каком она настроении.
Развитие ладотонального чувства.
(Звучит грустная музыка)
М. р -Какую музыку вы услышали?
Дети: - Грустная, не веселая, печальная.
М. р. – Правильно, грустная, не веселая, печальная.
Как вы думаете какое настроение у Дюймовочки?
Дети: - Грустное, печальное.
М. р. – Да, ребята, правильно, настроение у нее грустное. Давайте спросим что у нее случилось. (обращается к Дюймовочке)
М. р. Дюймовочка, расскажи, что у тебя случилось?
Дюймовочка – У меня есть друзья-эльфы, у каждого из которых есть свой домик-цветок. В одно прекрасное утро мы летали, играли, веселились, а в это время злой паук похитил все домики-цветы и спрятал их в цветочной стране. И что нам делать мы не знаем?
М. р. Ребята, поможем Дюймовочке и эльфам найти цветы?
Дети: - Да!
М. р - Но где же нам их искать, куда же нам пойти? (оглядывается по сторонам)
- Смотрите, на елочке сидит кукушка, на самой низкой ветке.
Давайте поможем ей подняться вверх, может она нам поможет.
Распевка «Кукушка».
(Мелодия по тонам поднимается вверх, при правильном пропевании кукушка пересаживается с ветки на ветку, пока не поднимется на верхушку).
М. р. Кукушка поднялась на самую верхушку и увидела вон там какие то интересные пенечки. Пенечки все разной высоты и за одним из них спрятан цветочек. А за каким, мы с вами должны узнать. Давайте попробуем угадать за каким.
- Ребята, я хочу вам напомнить, что в музыке лишь три регистра. Кто скажет какие?
Дети: - высокий, средний, низкий.
М. р. -Молодцы, правильно. И пеньки у нас тоже разной высоты. Сейчас кукушка прокукует нам за каким пеньком спрятан цветочек.
Развитие звуковысотного слуха.
(Дети прослушивают звуки, которые означают высоту пеньков, затем по одному звуку определяют, за каким пеньком лежит цветок, одному из детей предлагается проверить, правильно мы угадали или нет).
М. р. - Смотрите, мы нашли один цветок (на цветке сидит паук). Ой, а на цветке сидит паук - он злой и коварный паук.
Давайте мимикой попробуем передать злобный характер паука, а пластикой рук – как он плетет паутину.
Развитие мимических и пластических движений.
(Звучит музыка из м/ф. «Розовая пантера).
М. р. - Вдруг паук прыг-скок
И прыгнул к ребятам на язычок.
Артикуляционная гимнастика «Язычок – паучок».
Оказался паучок на язычке, а вокруг темно, стал он выход искать.
В одну щечку постучал,
в другую –
не открывается. «Толкну-ка я посильнее!»
И стал он толкать снова: сначала одну щечку,
потом другую.
Выхода не было. Решил тогда паучок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю,
а затем нижнюю губу.
В это время ротик зевнул и открылся.
Паучок-язычок выскочил и огляделся:
сначала в одну сторону,
затем в другую,
затем посмотрел вверх,
посмотрел вниз и улыбнулся.
рот закрыт (губы сомкнуты)
«проткнуть» языком щечку
«проткнуть» языком другую щечку
«проткнуть» языком щечку
«проткнуть» языком другую щечку
«проткнуть» языком верхнюю губу
«проткнуть» языком нижнюю губу
зевнуть
высунуть язычок из ротика
«посмотреть» языком направо
«посмотреть» языком налево
«посмотреть» языком верх
«посмотреть» языком вниз и улыбнуться
М. р. – Ребята, паучку понравилось с нами играть. Он стал добрый и хочет помочь нам найти другие цветочки. Для этого, говорит он, нам нужно оправиться на цветочную поляну.
Ну что, ребята, отправимся на поиски других цветов?
Дети: -Да!
М. р - А чтобы идти было веселее, споем песню о дороге, о дороге добра, потому что добро всегда побеждает зло.
Песня «Дорога добра» (музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина).
(Работа над мягкостью, выразительностью звука, над фразами, работа над ансамблем исполнения, над умением слушать и слышать друг друга.
После исполнения песни дети проходят на цветочную полянку)
.
М. р. - Посмотрите, какая чудесная цветочная полянка. Сколько здесь много цветов. Какой же из них нужен нам?
Паук говорит, что на этой полянке живут разные сказочные животные, и у одного из них он спрятал цветок. Давайте посмотрим, кто здесь.
(воспитатель обращает внимание на зверей – льва, ежика, белочку и поросенка, предлагает с ними поиграть)
М. Р. – Эти животные хотят, чтобы мы с вами правильно их назвали и прохлопали в ладошки. Давайте попробуем
Развитие чувства ритма по ритмическим карточкам
(«Этот удивительный мир» Каплуновой, Новоскольцевой)
(На мольберте карточки с изображениями – Льва, Ежика, Белочки, Поросенка открываются по одной, дети проговаривают и прохлопывают название животного. Когда открыты все карточки, дети стараются четко и ритмично проговорить и прохлопать всю цепочку в той последовательности, в которой показывает педагог)
М. Р. – А теперь давайте проиграем этот ритм на металлофоне. Кто из вас хочет это сделать?
(дети по желанию проигрывают ритмический рисунок)
М. Р. – А теперь вы должны угадать по моим хлопкам у кого из животных находиться цветочек, который нм нужен
Далее дети по хлопкам педагога угадывают, у кого из животных находится цветок).
М. р. - Ребятки, я вижу цветок, он находится на той стороне реки, а речка эта тоже не простая, она любит, когда про нее говорят, когда говорят про ее музыку. Послушайте музыку и, проходя через речку, скажите, ей какой вы ее услышали, в каком настроении, как представили ее себе,и «карточками-эмоциями» показать настроение этой музыки.
Слушание + определение характера музыкального произведения.
(Звучит музыка К. Сен-Санса «Аквариум», из сюиты «Карнавал животных»).
М. р. - Последний цветок мы с вами нашли. Давайте отдадим их Дюймовочке.
Дюймовочка : - Спасибо, ребята, помогите мне рассадить эльфов на цветы.
(Дети прикрепляют эльфов на цветы, схожих с ними по цвету).
Дюймовочка – Спасибо, ребята, спасибо вам всем.
Как хорошо иметь много друзей.
В знак благодарности мы вам дарим музыкальные инструменты нашей сказочной, волшебной страны.
(М. р. выкатывает стол, на нем стоят стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, бутылки разной величины. Музыкальные инструменты : металлофон, колокольчики).
М. р. - Ребята, мы с вами говорили о том, что есть звуки бумажные, деревянные, а как можно назвать звуки, издаваемые стеклянными предметами?
Дети: -Стеклянные, хрустальные, волшебные и т. д.
М. Р - Это очень нежные, хрупкие звуки, с ними надо быть очень осторожными.
- Голосок наш легкий, звонкий,
Ледяной и очень колкий.
Он прозрачный и летящий,
Хрупкий и блестящий.
(«Игры звуками» Т. Тютюнниковой)
М. р. - Посмотрите, если в фужер на ножке налить воды, смочить его край и водить по нему пальцем круговыми движениями, мы получим тихий, свистящий звук. (показывает)
Если подуть в пустую бутылку, приставив ее горлышком к нижней губе – раздается гудящий звук. (показывает)
А как вы думаете, какими музыкальными инструментами можно воспроизвести стеклянные звуки?
(Дети выбирают музыкальные инструменты, которые лежат на столе, схожие по звучанию со стеклянными звуками).
М. р. Хотите на них сыграть?
Дети: - Да!
М. Р. - Только сначала скажите, когда музыканты играют все вместе - это как называется?
Дети: - оркестр,
М. Р. - А когда играет один музыкант?
Дети: -Соло,
М. Р. - А это кто: (загадывает загадку)
Он отличный музыкант, у него большой талант,
Палочкой взмахнул и вот – в зале музыка живет!
Зазвучал оркестр и хор, кто он, дети?
Дети: Дирижер.
Импровизированная игра на стеклянных инструментах.
(Звучит музыка П. Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»)
М. р. -Закончен день и в сказочной стране
Спустилась ночь на землю в колеснице,
Заснули птицы, сказки в тишине,
Пусть им волшебный сон приснится.
М. Р. – Молодцы, ребятки, сегодня мне с вами было очень интересно, мне понравилось, что вы можете помогать тем, кто попал в беду. Кто мне скажет, кому сегодня мы помогли?
Дети: - Дюймовочке
М. Р. - Как мы это сделали?
Ответы детей
М. Р. - Сказочные герои тоже остались довольны. приходите ко мне в следующий раз, вас будет ждать новая сказка. А сейчас я и сказочные герои говорим вам До свидания!
(Поем «До свидания» по нисходящему трезвучию и под песню «Маленькая страна» Н. Королевой дети выходят из зала).