Марина Александровна
Конспект НОД по музыкальному воспитанию «Какая она, зима?» для детей старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Колосок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию в старшей разновозрастной группе
«Какая она, зима?»
Разработчик:
Музыкальный руководитель
Савинко М. А.
2019 г.
Публикация «Конспект НОД по музыкальному воспитанию „Какая она, зима?“ для детей старшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развитие эмоциональной сферы ребёнка посредством синтеза искусств, формирование эстетического восприятия детьми окружающего мира.
Задачи.
Учить чувствовать настроение, определять характер, основную мысль произведений искусства.
Учить анализировать и сопоставлять музыкальные, литературные и художественные средства выразительности.
Учить выразительно исполнять разученные музыкальные произведения – в пении, музыкально-ритмических движениях. Создавать собственные танцевальные импровизации.
Развивать художественный вкус. Обогащать словарный запас детей, поощрять высказывания-размышления детей о произведениях искусства.
Формировать у детей умение выполнять движения под музыку, согласуя их с текстом.
Передавать впечатления о зиме в рисунке, развивать фантазию, творческие способности.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку, поэзию; желание помочь.
Интеграция областей.
«Физическая культура» - продолжать накапливать и обогащать двигательный опыт детей.
«Познание» - обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе.
«Чтение художественной литературы» - прививать любовь к художественному слову.
«Художественное творчество» - продолжать развивать интерес к рисованию. Закреплять навыки аккуратного рисования.
Предварительная работа.
1. Беседы с детьми о зиме.
2. Наблюдения за зимними явлениями в природе.
3. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
4. Чтение стихов о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихов, песен о зиме.
5. Музыкальные упражнения : «Доброе утро!».
6. Отработка движений танца.
Материал и оборудование. Письмо, снежинки, экран, проектор, бумага разного формата и разного цвета, предварительно затонированная, восковые мелки, портреты композиторов.
Репродукции картин:
В. Васнецов «Зимний сон», И. Грабарь «Февральская лазурь».
Ход НОД
Звучит 1-я часть симфонии «Зимние грёзы» П. Чайковского (фрагмент).
Дети заходят в зал.
Музыкальный руководитель (м. р.).
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! – солнцу и птицам,
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера! (Н. Красильников)
Исполняется валеологическая песня-приветствие «Доброе утро!»
Доброе утро! поворачиваются друг к другу, разводят
Улыбнись скорее! руки в стороны,
И сегодня весь день хлопают в ладоши,
Будет веселее.
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки! выполняя «фонарики»,
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Звучит в записи звук завывания зимней вьюги (фонограмма)
М. р. Что это? Может быть, летний ветерок? (ответы детей)
Отгадайте загадку:
Звонкая погода, снега кутерьма,
Это время года мы зовём… (зима).
Раздаётся стук в дверь.
М. р. Кто там?
Входит почтальон Печкин.
Печкин. Здравствуйте! Это я, почтальон Печкин. Это детский сад №8 «Колосок»? Старшая группа? (Ответы.) Я принёс письмо для ваших ребят.
М. р. (Беру у Печкина конверт и достаю из него письмо, читаю)
«Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга - Чанга. У нас круглый год лето. Мы никогда не видели зимы. Какая она, зима? Расскажите нам о ней, пожалуйста. До свидания. Жители острова Чунга - Чанга.»
М. р. Ребята, что же делать? (Ответы детей, приходят к тому, что нужно помочь).
Правильно, нужно помочь жителям острова. А как же мы можем помочь? (Ответы детей)
Правильно, молодцы! Давайте поможем жителям острова Чунга-Чанга узнать, что такое зима и какая она бывает. Мы расскажем о зиме в наших рисунках, вложим их в большой конверт и отошлём жителям острова.
Вы согласны? Договорились!
Ребята, вы все любите зиму, а почему? (Дети рассказывают о зимних забавах, о том, что можно играть в снежки, кататься на санках и на коньках.)
Вот в чем дело, если бы не было зимы, то не было бы и забав. Чувствуете, что-то холодом повеяло. А сейчас, ребята, погреем руки и ноги.
Разминка (музыка по выбору).
Дети двигаются под музыку в соответствии с характером её звучания:
• Сначала бодрый высокий шаг (форте, затем спокойный, крадущийся (пиано); руки свободно координированы с движениями ног;
• Пружинистые полуприседания, руки качаются вперёд-назад; спокойный бег на носочках в круг (руки плавно поднимаются вверх, а затем назад (руки опускаются вниз) – 4 раза.
• Перекаты-переносы веса тела с ноги на ногу из стороны в сторону с движениями рук, кружение вокруг себя, руки свободны;
• Поскоки «змейкой» по всему залу, хлопки руками вверху на вдохе «ух», внизу за спиной – на выдохе «ох».
М. р. Вот, ребята, мы и согрелись, размяли и руки, и ноги.
А теперь были вы ребятками, а станете снежинками: «Раз, два, повернитесь и в снежинки превратитесь!» (под музыку «Аквариум» К. Сен-Санса «кружатся») Сколько разных снежинок! А вы знаете, что такое снежинки? (Это замёрзшие капельки воды). А какие они - снежинки? (холодные, белые, лёгкие, прозрачные, узорчатые). Молодцы! Я вижу, что мои снежинки знают много зимних слов. Покажите свои знания в игре «Что делают снежинки?» Когда будет звучать спокойная, медленная музыка, снежинки тихо кружатся, летят, падают на землю. Услышите быструю, громкую музыку – значит подул сильный ветер, и снежинки сильно завертелись, закружились в воздухе. Музыка успокаивается, снежинки опускаются на землю. Но как они опускаются, все вместе или постепенно? (Дети приходят к выводу, что снежинки опускаются постепенно, прислушиваясь к звучанию музыки, дети сами придумывают движения. Обратить внимание на лёгкость движения рук, кистей, а также всего тела.).
Возьмите в руки снежинки, встаньте так, чтобы никому не мешать. Слушайте музыку и выполняйте задание.
Пластический этюд «Что делают снежинки?» муз. «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
М. р. Молодцы! А теперь превратимся из снежинок в детей : «Раз, два, повернитесь и в ребяток превратитесь!» Проходите, садитесь.
(Дети присаживаются на ковёр)
Давайте поговорим о зиме? Подумайте, чтобы вы рассказали о зиме человеку, который никогда не видел зиму, не знает, что это такое. (Ответы детей)
А сейчас мы узнаем. Как о зиме можно рассказать стихами, музыкой и, конечно, красками. Перед вами картина Виктора Васнецова «Зимний сон».
(Дети рассматривают картину. Затем проводится обсуждение: что изображено на картине? Какое настроение передал в пейзаже автор? Какими средствами? Обсуждаются цвет, композиция).
Поэт Фё дор Тютчев написал такие строки:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Как вы считаете, подходит настроение этого стихотворения к настроению картины? Почему? Какое ещё знакомое вам стихотворение подойдёт к этому пейзажу?
Ребёнок читает стихотворение С. Дрожжина:
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все долины и поля…
Всё в природе замирает:
И поля, и тёмный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
М. р. Ребята, а давайте попробуем соединить краски картины со звуками музыки – мы увидим, как они удивительно дополняют друг друга! А какие вам знакомы музыкальные произведения, изображающие спокойную картину зимы? (Произведения А. Вивальди, С. Прокофьева, Г. Свиридова). Послушайте фрагмент музыкального произведения и назовите композитора.
(Звучит 2-я часть концерта «Зима» А. Вивальди. Дети называют композитора.)
Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку? (Красивую, блестящую, сверкающую. Падает мягкий снег, сверкают, кружатся снежинки.)
А какая музыка по характеру? (Нежная, светлая, мягкая.)
Да. Музыка звучит отрывисто, легко. Кажется, что падают лёгкие снежинки, которые сверкают, переливаются, блестят. Вы слышите, как нежно звучат скрипки?
А теперь посмотрите на эту картину.
(Дети рассматривают репродукцию картины И. Грабаря «Февральская лазурь»).
Звучит аудиозапись пьесы «Февраль. Масленица» П. Чайковского)
М. р. Разукрасилась зима…
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звёздочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках. (М. Пожарова)
Почему художник так назвал эту картину – «Февральская лазурь»? (Потому что небо яркое, голубое.)
Какого цвета снег на солнце? А в тени? (Дети перечисляют разные оттенки цвета.)
Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Ответы)
Когда вы рассматривали картину, звучала яркая, радостная музыка.
Как вы думаете, она передаёт характер этой картины? (Ответы.)
Это «Масленица» П. И. Чайковского. Музыка веселья, удали, праздника.
Вам доставило радость — это произведение? (Ответы.)
Ребята, мы сейчас увидели спокойную, безветренную погоду зимой. Но ведь так бывает не всегда? Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется? (Вьюга, метель, буря.)
Сегодня я хочу вас познакомить с музыкой А. Вивальди из 1-й части концерта «Зима». Послушайте фрагмент этого произведения, в котором изображается картина суровой, ненастной, вьюжной зимы.
(Звучит 1-я часть концерта «Зима» А. Вивальди.)
Какой характер музыки? (Тревожная, грозная, вьюжная, холодная, колючая.)
Какое стихотворение перекликается с музыкой А. Вивальди?
Дети.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет как дитя. (А. Пушкин)
М. р. Предлагаю вам посмотреть, как художники-мультипликаторы изображают метель и вьюгу.
(Дети смотрят фрагмент из мультфильма «Снежная королева».)
Посмотрите, каким способом изображён ветер. Это словно закрученные спирали, они то сужаются, то расширяются по всему экрану.
Ребята, мы с вами увидели и услышали, как художники, композиторы, поэты любили зиму за её волшебную красоту и посвящали ей свои произведения.
А теперь для вас, ребятки, музыкальная загадка!
(Звучит вступление знакомой детям песни о зиме. Дети называют песню.)
Давайте споём песенку весело, звонко, как настоящие артисты. Но сначала распоёмся. Становитесь врассыпную.
Упражнение-распева: «Кружимся в танце» польская народная песня.
(исполняется по принципу «Эхо»)
Вот пришла к нам зима,
Кружатся пушинки,
На кусты, на дома
Падают снежинки.
Землю побелили,
Замели тропинки,
Все поля укрыли
Белые снежинки.
Исполняется песня «Новогодняя песенка» муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина
(Обратить внимание на осанку, на дыхание, во время вдоха не поднимать плечи, слушать музыку, исполнять песню дружно, всем вместе, хором.)
1. Белые снежинки кружатся с утра,
Выросли сугробы посреди двора.
Стала от снежинок улица светлей,
Только одеваться нужно потеплей.
2 Просто невозможно зиму не любить,
Скоро будем бабу снежную лепить.
Если на прогулке в снег мы упадем,
Встанем, отряхнемся и опять пойдем.
3. Привезут из леса ёлку в детский сад,
Дед Мороз поздравит с праздником ребят.
Десять раз в неделю мы считаем дни,
Чтоб зажглись скорее яркие огни.
М. р. Молодцы! А скажите мне, какие зимой происходят чудеса?
(Ответы детей. Приходят к выводу, что главное чудо – это праздник Новый год.)
Пусть звуки весёлой музыки закружат нас в зимнем танце.
Исполняется знакомый танец «Это Новый год!»
(песня из репертуара группы «Барбарики»)
М. р. Ребята, сегодня мы говорили с вами о такой разной зиме : суровой и печальной, весёлой, сказочной и хрустальной. А вы помните о нашем обещании помочь жителям острова Чунга-Чанга? И теперь я предлагаю вам нарисовать свою картину зимы.
(Дети проходят к столам и приступают к рисованию. Звучит музыка.
В конце все рассматривают работы.)
М. р. Теперь, ребята, мы вложим в большой конверт ваши рисунки и отправим его жителям острова Чунга-Чанга.
(Дети вкладывают работы в конверт.)
М. р. Да, мы сегодня многое вспомнили о зиме!
Что интересного вы услышали и увидели? (Ответы детей.)
Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)
Вы все сегодня большие молодцы!
А теперь пора прощаться. (Выполняют движения по тексту.)
К солнышку потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Друзьям отдали,
Улыбнулись
И до свиданья сказали!
М. р. Как снежинки, легко летите в группу!
Звучит фрагмент симфонии «Зимние грёзы» П. Чайковского – дети прощаются и выходят из зала.