Шипшина Анастасия Сергеевна
НОД по музыкальному развитию в форме игры-путешествия «В стране Музыкальных инструментов» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по музыкальному развитию в форме игры-путешествия «В стране Музыкальных инструментов» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Расширение детьми старшего дошкольного возраста представлений о музыкальных инструментах, их классификации, звучании, происхождении
Задачи:
Публикация «НОД по музыкальному развитию в форме игры-путешествия „В стране Музыкальных инструментов“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
1. Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни
2. Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности
3. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них
Материалы и оборудование: ИКТ-оборудование (ноутбук, интерактивная доска, флеш-накопитель с презентацией по теме занятия, музыкальные инструменты из подручных материалов, музыкальное сопровождение («Звуки в лесу» Э. Григ, «Паровоз-букашка», звучание музыкальных инструментов, русский народный оркестр)
Словарная работа: оркестр, ударные, клавишные, духовые, струнные, флейта, фортепиано, барабан, маракасы, кастаньеты, гитара, бубен.
Предварительная работа: знакомство с музыкальными инструментами (флейта, фортепиано, барабан, маракасы, кастаньеты, гитара, бубен, игра на бубне
Ход:
(Дети заходят в музыкальный зал под «Звуки в лесу» Э. Грига)
Воспитатель: Ребята, вы слышите эти прекрасные звуки? Встанем в круг и расскажем друг другу, кто какие звуки услышал.
Дети: Звуки журчащей воды, пение птиц, стрекотание кузнечиков и т. д.
Воспитатель: Молодцы, дети. Я хочу рассказать вам стихотворение-загадку. Слушайте внимательно и назовите мне правильный ответ.
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки – шумовые
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки –
А какие эти звуки?
Дети: Это музыкальные звуки.
Воспитатель: Правильно! Откуда берутся музыкальные звуки?
Дети: Их издают музыкальные инструменты
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это страна Музыкальных инструментов. А поедем мы туда на веселом паровозе «Букашка». Ну что, готовы в путь-дорогу?
Дети: Да!
Воспитатель: Отправляемся!
(Дети идут по кругу, держась друг за друга под песню «Паровоз-букашка»)
Воспитатель: Ребята, вот мы и добрались. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. (на слайде). Музыкальные инструменты все такие разные, но все же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы? (на слайде)
Дети: Ударные, духовые, струнные, клавишные.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно переволновались, что теперь боятся выйти к вам. Предлагаю позвать их.
Дети: Да, позовем музыкальные инструменты!
Воспитатель: Первых, кого мы попросим выйти, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Чтобы узнать, какие музыкальные инструменты нам нужно позвать. Сперва необходимо отгадать загадки.
Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно….
Дети: Барабан.
Воспитатель: Правильно, это барабан (на слайде). Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко. А теперь следующая загадка.
Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно,
А он звенит, гремит.
Ему совсем не больно.
Дети: Бубен.
Воспитатель: Верно (на слайде). Бубен – это один из самых древних музыкальных инструментов во всем мире. Этот инструмент является неотъемлемым атрибутом колдунов и шаманов. Его удивительное звучание украшает музыку разных народов, к примеру, зажигательные пляски цыган.
Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!
Дети: Это маракасы.
Воспитатель: Правильно, дети (на слайде). Маракасы – это один из древнейших музыкальных ударно-шумовых инструментов, издающий характерный шуршащий звук при потряхивании. Родиной маракас считается Куба. Именно здесь растут деревья игуера, из плодов которого и делается этот инструмент. А попробуйте отгадать следующую загадку.
Деревянные ладошки, а звучат, как будто ложки.
Ну–ка дайте мне ответы, как зовутся?
Дети: Кастаньеты
Воспитатель: Угадали (на слайде! Кастаньеты – это музыкальный инструмент, относится к классу ударных. Представляет собой вогнутые ракушки-пластинки с двумя отверстиями на каждой. В эти отверстия вставляется специальный шнурок, с помощью которого инструмент крепится к пальцам артиста. Это очень компактный инструмент. А теперь позовем клавишные инструменты.
Ох, на нем не сосчитать
Черно-белых клавиш!
А научишься играть –
Ты себя прославишь.
Д: Фортепиано
Воспитатель: Молодцы (на слайде! Пианино появилось на свет давным – давно, в начале 18 века в Италии. Название это происходит от двух итальянских слов: форте и пиано. (Форте – громко, пиано - тихо). Значит, по-русски этот инструмент следовало бы звать «громко – тихо». А почему его так назвали? Есть в нем ценный дар: может по необходимости быть громким или тихим. Послушайте следующую загадку про духовые инструменты.
Словно птица запела где-то.
Это играет волшебница.
Дети: Флейта.
Воспитатель: Правильно, ребята (на слайде). Флейта – это духовой музыкальный инструмент, звук которого создаётся благодаря колебаниям воздуха, который рассеивается сквозь стенки инструмента и отверстия на его верхней части. Флейта – один из самых популярных музыкальных инструментов в мире. Этот музыкальный инструмент считается самым древним. Последняя группа музыкальных инструментов – струнные.
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем…
Дети: Гитарой.
Воспитатель: И последнюю загадку тоже угадали (на слайде). Гитара - один из самых популярных и распространенных инструментов в мире. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом люди стали изготавливать корпус из различных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов. Вот и все музыкальные инструменты вышли с нами познакомиться.
(Дети рассматривают музыкальные инструменты на доске)
Воспитатель: Ребята, музыкальные инструменты приготовили для вас игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?». Инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент прозвучал?
(Проводится игра «Отгадай, кто поет?». Воспитатель дает детям прослушать фонограммы звучания различных музыкальных инструментов. Дети, узнав этот инструмент, называют его и показывают на доске)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все инструменты отгадали! Скажите, а вы знаете, что такое оркестр?
Дети: Это когда играют сразу несколько музыкальных инструментов.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Чтобы играть музыкальных инструментах, надо много лет учиться. Мы же с вами пока можем исполнять музыку только на детских музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты подготовили для вас сюрприз. Вы тоже можете сейчас сыграть оркестром.
(показывает музыкальные инструменты, которые находились под тканью)
Воспитатель: Каждому из вас достанется по одному музыкальному инструменту. Начнется музыка, а на слайде будут изображены музыкальные инструменты, которые должны в этот момент играть. Если вы видите свой инструмент, то играйте. Если видите, что инструмент не ваш, а кого-то из ваших друзей не нужно ему мешать. Давайте попробуем.
(Дети разбирают музыкальные инструменты. Проводится разминка «Музыкальный оркестр»)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Мне и музыкальным инструментам очень понравилось, как вы сегодня работали и играли в оркестре. Но нам нужно отправляться обратно в детский сад!
Подошла к концу игра, отдыхать вам всем пора.
Хорошо вы потрудились, как один все отличились.
А сейчас расстанемся, с вами попрощаемся.
«Всем пока и до свиданья», - говорю я на прощанье.
Воспитатель: Сейчас беремся друг за друга и отправляемся в детский сад под песенку «Паровоз-букашка»
(Дети идут по кругу, держась друг за друга под песню «Паровоз-букашка»)
Воспитатель: Вот мы и добрались! Расскажите, в какой стране мы сегодня побывали?
Дети: В стране Музыкальных инструментов.
Воспитатель: С какими музыкальными инструментами мы с вами познакомились?
Дети: С духовыми, струнными, клавишными и ударными.
Воспитатель: Вы запомнили их названия?
Дети: Бубен, гитара, кастаньеты, пианино, маракасы, флейта, барабан.
Воспитатель: А что такое оркестр?
Дети: Это когда играют сразу несколько музыкальных инструментов.
Воспитатель: Вам понравилось играть оркестром?
Дети: Да, очень понравилось.
Воспитатель: Мне тоже понравилось наше сегодняшнее путешествие! Наше занятие окончено.