Галина Глотова
Конспект НОД по математике и подготовке обучению грамоте с элементами ТРИЗ «Спасаем Петушка» по сказке «Кот, петух и лиса»
▼ Скачать + Заказать документы
«Спасаем Петушка»
Цель: в игровой форме и театрализованной деятельности повторить с детьми ранее полученные знания по математике и подготовке обучению грамоте.
Задачи: закрепить знания прямого и обратного счета в пределах 10, счета от заданного числа, порядкового счета, умение находить числа-соседи;
проверить умение сравнивать множества предметов и уравнивать их;
уточнить знания основных геометрических фигур, умение ориентироваться в днях недели;
Публикация «Конспект НОД по математике и подготовке обучению грамоте с элементами ТРИЗ „Спасаем Петушка“ по сказке „Кот, петух и лиса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- «Кот, петух и лиса». Сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
тренировать в решении простейших примеров на сложение и вычитание; проверить знания ранее изученных звуков и букв их обозначающих;
учить придумывать слова на заданный звук и составлять слова путем прибавления заданного звука к словосочетанию, а также видоизменять слова, заменяя первый звук в слове на заданный;
Продолжать учить рисовать, соединять линией точки для получения нужного изображения, развивать мелкую моторику рук;
воспитывать желание сопереживать героям сказок и желание прийти к ним на помощь, развивать логическое мышление, память и воображение.
Материал и оборудование: персонажи кукольного театра (заяц, волк, лиса, медведь, сова и петушок); счетный материал (фрукты и овощи); корзинка со «снежками», дидактические игры «Подбери пару к валенку», «Поймай рыбку»; кассы с цифрами, карандаши, бумага для рисования; презентация «Обитатели леса», аудиозапись «Звуки леса».
Ход НОД.
Дети сидят на стульчиках на ковре.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я увидела на подоконнике птицу. Угадайте, что это за птица?
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
Дети отгадывают, что это сова.
Воспитатель: Говорят, что это мудрая птица. А к нам она прилетела с письмом (демонстрирует сову с письмом). Давайте поблагодарим ее за письмо и узнаем, что же в нем написано.
Воспитатель: Вот письмо, а подписи нет. Видно, кто-то очень спешил. Давайте вместе прочитаем его.
«Спасите меня, пожалуйста,
Несет меня лиса за далекие леса,
За высокие горы и быстрые реки.
А кот далеко ушел и меня не слышит!»
Воспитатель: Ребята, догадайтесь, от кого может быть это письмо.
- От Петушка из сказки «Кот, петух и лиса».
Воспитатель: Кто хочет помочь Петушку? На путешествие это будет сложным и небезопасным. И Сова мне сказала, что нам понадобятся знания по математике и грамоте. Давайте проведем разминку.
Игра с мячом «Поймай мяч и посчитай»
1. Дети считают в прямом и обратном направлении в пределах 10.
2. Дети считают от заданного числа от 5 до 9, от 4 до 7 и т. д.
Игра за столами «Молчанка»
Нужно молча показать заданную цифру, цифру, которая находится между 2 и 4, 5 и 7, 8 и 10 и т. д.
Игра «Пропала цифра»
Воспитатель на доске убирает одну из цифр от 1 до 10, и дети говорят, какой цифры не стало.
Воспитатель: После разминки мы можем смело отправляться в путь. Но не забывайте, что нам предстоит идти по лесу, в котором много обитателей. Давайте будем вести себя так, чтобы не нарушать их покой. Напомните мне, пожалуйста, правила поведения в лесу. Давайте поиграем в игру, чтобы вспомнить правила.
Игра «Хорошо – плохо»
После игры демонстрируются слайды с изображением лесных животных, пейзажей, звучит аудиозапись «Звуки леса».
Воспитатель: Сначала давайте построимся и посчитаемся, кто будет идти первым, вторым и т. д. Не забывайте в дороге свое место и помните о лесных обитателях.
Дети с воспитателем идут по дорожке, перед ними следы чьих-то лапок.
Воспитатель: Смотрите, ребята, на нашем пути следы, зверь какой-то на бегу след оставил на снегу. Посчитайте - сколько тут ступало лапок? И чьи это могут быть следы?
Дети считают количество следов и пытаются отгадать хозяина.
Воспитатель: А вот и Заяц!
Один из детей обращается к Зайцу: «Здравствуйте, уважаемый Заяц. Не подскажите нам – не пробегала ли Лиса с Петушком?»
Воспитатель: Ребята, Заяц говорит, что видел Лису. Зайчик нам подскажет, если вы ему поможете. Целую корзину угощения принес он из магазина для зайчат домой, но не знает, где - фрукты, а где – овощи и не может их сосчитать. Помогите ему, пожалуйста.
Игра «Разложи фрукты и овощи»
Дети раскладывают отдельно фрукты и овощи и сравнивают их количество.
Воспитатель: Зайчик благодарит вас и говорит, что Лиса пробежала в направлении, где живет Волк. Пойдем к Волку? Не боитесь его?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот следы какого-то зверя, кому они могут принадлежать? Пойдем туда, куда они ведут.
Дети угадывают следы и считают их, подходят к Волку.
Ребенок обращается к Волку: «Здравствуйте, уважаемый Волк, не подскажете нам – не видели вы Лисы с Петушком?»
Воспитатель: Волк говорит, что видел, но сам просит нас помочь. Он учится в лесной школе и не знает, как выполнить задание. Давайте сядем за столы и поможем ему.
Игра «Посели цифру в свой домик»
Воспитатель: А еще нес Волк корзинку со снежками, споткнулся, снежки рассыпались, давайте соберем ему снежки и слова в корзинку.
Игра «Собери слова в корзинку»
Дети кладут в корзину снежок с буквой и придумывают слово на этот звук.
Воспитатель: Ребята, Волк жалуется, что путает звуки.
Игра «Научим Волка говорить»
Дети добавляют звук П в конце словосочетаний:
Укро--- (п) Су ---(п) Сиро---(п) Тра---(п) Сно---(п) и т. д.
Воспитатель: А еще Волк решил построить себе новый дом, вызвал строителей, но не знает какой дом заказать. Давайте поможем ему и нарисуем модель – план дома.
Дети садятся на места, берут карандаши, бумагу с нарисованными на ней точками и цифрами и рисуют, последовательно соединяя точки, потом раскрашивают карандашами.
Воспитатель: Ребята, Волк вам очень благодарен и говорит, что Лиса побежала к Медведю. Пойдем и мы дальше.
Дети строятся по порядку и идут к следующим, большим следам, считают их и отгадывают их хозяина. Появляется Медведь.
Ребенок: «Здравствуйте, дядя Миша, не подскажете нам, куда побежала Лиса?»
Воспитатель: Медведь говорит, что Лиса была у него с Петушком, но он ее прогнал. Он вам подскажет путь, только помогите собрать ему валенки.
Лиса, когда убегала, успела здесь набедокурить. Михаил Потапыч решил свои валенки просушить, а Лиса их разбросала по поляне. Давайте поможем собрать ему валенки.
Игра «Подбери пару валенку»
На каждом валенке определенный узор из геометрических фигур. Надо подобрать такой же валенок, чтобы получилась пара.
Воспитатель: Молодцы, собрали валенки правильно, давайте поможем еще решить задачки для его Мишутки:
Ёжик по лесу шел, на обед грибы нашел:
Два под березой, один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине? (3)
Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат.
Но один малыш устал, от товарищей отстал.
А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (5)
Что так начало греметь?
Ульи строит наш медведь.
Ульи сделал он лишь семь,
На два меньше, чем хотел.
Сколько ульев хотел сделать медведь? (9)
Воспитатель: Ребята, Михаил Потапыч благодарит вас за помощь и говорит, что надо идти в том направлении, где домик Лисы. Идем с вами по следам и быстро ее отыщем.
Идем по следам, подходим к Лисе.
Ребенок: «Здравствуй, Лиса. Отдай нам, пожалуйста, Петушка»
Воспитатель: Ребята, она говорит, что не видела Петушка.
Ах ты, рыжая плутовка,
Прячешь Петушка ты ловко!
Все – равно его найдем,
От беды его спасем!
Воспитатель: Она говорит, что ей нечем кормить лисят, поэтому она и поймала Петушка. Вот если была бы другая еда, то тогда отпустила бы его. А еще в воскресенье к ней придут гости и их надо чем-то угостить. Но ведь до воскресенья еще далеко и можно приготовить другое угощение. Сегодня, подскажите, ребята, какой день недели?
Дети называют день недели.
.А завтра будет (дети называют день недели).
Воспитатель: Чтобы ты, Лиса, запомнила дни недели, давай с тобой поиграем. Ведь дни недели надо знать всем. Хочешь, дети тебя научат?
Игра «Дни недели»
Дети берут карточки с цифрами от 1 до 7 и строятся по порядку. Потом каждый выходит на шаг и называет день недели, соответствующий его цифре.
Воспитатель: Вот теперь, Лиса, ты не ошибешься и будешь знать, когда к тебе придут гости. А мы тебе поможем наловить рыбки для угощения и для лисят, чтобы ты отпустила Петушка.
Игра «Поймай рыбку»
Дети получают по карточке с примером, а на ковре в «речке плавают рыбки» с цифрами – ответами к примерам. Каждый, кто решил пример, подходит к «реке», берет нужную «рыбку» и дает ее Лисе. Так, по очереди дети решают все примеры.
Воспитатель: Лиса просит ее извинить и согласна отпустить Петушка. Он сидит у нее в домике. Нужно повернуться спиной к ней, пройти пять шагов, и повернуться направо. И там вы найдете Петушка.
Дети проходят, считают шаги и находят Петушка.
Воспитатель: А теперь Лиса просит вас поиграть с ней в любимую игру лисят:
Раз – присядка, два – прыжок,
Это – заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть. Рыжим хвостиком вильнуть.
А бельчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе
Долго топчется на месте.
Итог занятия
Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились, выполнили задания всех зверей, а самое главное – вы спасли Петушка и даже подружились с Лисой.