Радифа Мухатдинова
Конспект НОД по краеведению «Путешествие по Уралу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 329 г. Челябинска
Конспект
организации непосредственной образовательной деятельности
для детей средней группы по теме «Путешествие по Уралу»
Воспитатель:
Мухатдинова Радифа Гарифулловна
1 квалификационная категория
Челябинск
2015
Конспект занятия «Путешествие по Уралу»
Время проведения 20 минут.
Публикация «Конспект НОД по краеведению „Путешествие по Уралу“» размещена в разделах
Цель: Формировать знания детей о Южном Урале как о родном крае,
расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
Задачи:
Образовательная область "Познание"
1. Ознакомить детей с природой Урала и достопримечательностей уральского региона.
2. Обогащать и углублять знания детей о диких животных и их среде обитания.
3. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
Образовательная область "Коммуникация"
1. Воспитывать любовь к природе, доброе отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей. 2. Развивать речь: упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. Активизировать в речи прилагательные.
3. Активизировать речь детей.
Образовательная область "Социализация"
1. Воспитывать любовь к родному краю, городу.
2. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
3. Формировать первичные ценностные представления этнокультурного мировоззрения.
4. Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала.
5. Дать представление о национальных жилищах башкир.
Образовательная область «Физическая культура»
1. Учить координировать движения с речью.
2. Развивать физические качества ребенка в процессе освоения подвижных игр народов, проживающих на Южном Урале, развивать интерес к народным играм и традициям.
3. Развивать у детей чувство ритма, умение выполнять физические упражнения под музыку.
Образовательная область "Здоровье"
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физминутки и учёта индивидуальных особенностей детей.
Словарная работа:
Обогащение и активизация словаря: край - Южный Урал, народы Южного Урала, юрта, название озер (Теренкуль, Чебаркуль, Кременкуль, Кум-Куль, Зюраткуль, Узункуль, рек (Миасс, Ай, Уй)
Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о Южном Урале, рассматривание иллюстраций на темы: «Животный мир Южного Урала», «Растительный мир Южного Урала», разучивание игр народов Южного Урала, знакомство с башкирскими народными играми (заучивание текста, обыгрывание). Создание картотеки игр.
Знакомство с фольклором башкирского народа.
Изготовление макета - юрты, приусадебного хозяйства.
Материалы и оборудование:
Оборудование и инвентарь: карта России и Урала, игрушки диких животных Урала и Африки, фонограмма «Голоса леса».
Методы:
- Словесные
- Наглядные
- Игровые
Методические приемы:
- Сюрпризный момент;
- художественное слово;
- игровые приемы;
- вопросы
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель вносит карту.
Что это? Предполагаемые ответы детей. (Это карта).
Для чего нужна карта? Предполагаемые ответы детей (Что-то узнать, ориентироваться по карте).
По карте можно путешествовать.
Ребята, давайте рассмотрим карту России (дети вместе с воспитателем рассматривают карту России).
Ребята, а что такое Родина? (ответы детей).
Правильно, это страна, в которой мы живём.
Как называется страна, в которой мы живем? (Она называется Россия).
Но наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт.
Как называется край, в котором мы живём? (Урал, Уральский край)
Как называется город, в котором мы живем? (Челябинск)
Урал - это наша малая Родина. Сегодня мы отправимся путешествовать по Уралу. Город Челябинск расположен рядом с Уральскими горами. Слово Урал в переводе с башкирского языка означает пояс, поэтому Уральские горы называют каменным поясом.
В нашей группе многие дети с родителями путешествовали по красивым местам Урала. Сегодня Алеша принес интересные фотографии о своих путешествиях. Рассказ ребенка о путешествии с родителями сопровождающийся демонстрацией фотографий.
Ребенок рассказывает свою историю с показом фотографий.
Подведение итога рассказа ребенка
Прекрасен Урал : высокими горами, густыми лесами, прозрачными глубокими озерами. Показ иллюстраций природы Урала.
Воспитатель перечисляет некоторые названия Уральских озер, а детям необходимо услышать в их названиях одинаковые части (-куль).
Коренными жителями Урала – башкирами - названы многие реки и озера. В переводе с башкирского языка «-куль» означает «озеро».
Звучит фонограмма «Голоса леса».
Богат и животный мир Урала. В лесах обитают разные звери и птицы.
В наш уральский лес попали звери из жарких стран, давайте поможем им найти свои домики.
Проводится игра «Кто где живет?»
Детям предлагаются игрушки-животные Урала и Африки.
Дети классифицируют животных по среде обитания.
Дети выбирают нужных животных (исключить белочку).
Одного животного нет среди уральских животных? Отгадайте загадку.
Без крыльев,
А быстрее птицы.
С дерева на дерево
Перелетает.
Составление рассказа по картине «Белочка» с использованием схемы-модели. (Составление модели на фланелеграфе).
Богат Уральский край не только природой, но и людьми. На Урале живут люди разных национальностей: русские, башкиры, татары. Показ иллюстраций, кукол в национальных костюмах. (Рассмотреть и выделить особенности разных национальных костюмов).
Звучит фонограмма «Башкирские танцевальные мелодии».
Вот какой платок у меня:
Разноцветный, расписной, необычный, непростой.
Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!
Башкирская подвижная игра «Юрта».
Дети делятся на две подгруппы, каждая образует круг по углам группы. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все два круга идут и напевают:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась — бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты.
Правила игры. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.
Итог занятия:
Мы путешествовали по Уралу. Ознакомились с красотой и богатством Уральского края. Сегодня вечером нарисуем картинку «Урал – наш дом родной».