Ольга Морозова
Занятие по краеведению «Путешествие мальчика Алеши по Самаре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления об историческом прошлом и культуре города Самары. Формировать чувство гордости за свой город.
Программные задачи
Образовательные
- познакомить детей с некоторыми малыми скульптурными формами, находящимися в Самаре («Бронзовая коза», «Памятник отопительной батарее на стене Самарской ГРЭС», «Дама с ракеткой», «Буратино»);
- продолжать пополнять знания об историческом прошлом и культуре нашего города и о заслугах прославленных земляков;
Публикация «Занятие по краеведению „Путешествие мальчика Алеши по Самаре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Самарская область, Самара
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- учить узнавать по фотографиям знакомые места в городе и называть их.
Развивающие
- совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи;
- побуждать в детях интерес, желание демонстрировать свои знания и умения;
- продолжать развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные
- создавать хорошее настроение у детей, эмоциональную отзывчивость, высокую активность.
- воспитывать любовь к своей малой Родине, формировать чувство гордости за свой город;
- формировать интерес к познанию своей малой Родины;
- воспитывать аккуратность.
Методы и приемы
Практические:
- игра-путешествие по городу Самаре на экскурсионном автобусе;
- дидактическая игра «Назови животное на гербе города Самары»;
- дидактическая игра «Найди герб Самары»;
- упражнение «Обведи по контуру»;
- игра «Живая скульптура»;
Словесные:
- чтение отрывка стихотворения о Самаре «На карте России есть город такой» автор Кабанов И. ;
- рассказ воспитателя о памятниках, находящихся в Самаре;
- прослушивание фрагментов песен «Течет Волга» (музыка М. Фрадкин, слова Л. Ошанин, «Буратино» (музыка Рыбников А. слова Энтин Ю., «Песня о котенке» (музыка и слова Атаманов О.).
Наглядные:
- рассматривание слайдов, фотографий памятников;
- размещение фотографий памятников на карте города Самары в течение экскурсии;
Материалы и оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, фотографии памятников города, карта города Самары, детские фотоаппараты, образцы котенка, карандаш черного цвета, юбка, теннисная ракетка, зонтик, «золотые» ключи для детей.
Предварительная работа:
- проведение бесед о городе Самара;
- знакомство с гербом, флагом и гимном города;
- разучивание стихов, песен о городе и Родине;
- рассматривание фотографий, иллюстраций с видами нашего города и природы Самарского края;
- создание альбомам «Мы – жители города Самары»;
- проведение праздника «День города»;
- проведение конкурса детского рисунка «Мои любимые места нашего города»;
- консультация для родителей «Куда сходить с ребенком в выходные», «Историческая справка о городе Самара».
Ход занятия.
Слайд № 1.
Звучит песня «Течет Волга» (музыка М. Фрадкин, слова Л. Ошанин)
Слайд № 2.
Воспитатель.
На карте России есть город такой -
Самарой его называют!
Стоит он над матушкой Волгой - рекой,
И волны его омывают.
Слайд № 3.
- Ребята, я со своим сыном Алешей совершили необычное путешествие по нашему любимому городу, приглашаю и вас совершить экскурсию по городу Самаре в ее историческую часть.
- На чем мы можем поехать? (на трамвае, на автобусе, на машине)
- Предлагаю поехать на экскурсионном автобусе.
- Что нам нужно взять для путешествия?
- Давайте соберем рюкзак. Какие предметы нам будут необходимы? (карта города Самары, фотоаппарат, бинокль, вода)
- На карте Самары мы с вами будем отмечать места, которые посетили, фотографиями.
Занимаем места в автобусе.
Слайд № 4.
1 остановка. Струковский сад. Бронзовая коза – символ Самары. Слайд № 5.
Воспитатель.
- Струковский сад - старейший парк Самары. Каким же волшебным образом это красивейшее и ухоженное место оказалось в нашем городе?
Слайд № 6.
- А началось это все еще в далеком 18 веке. На этом месте был лес, который находился на окраине города, бывало сюда заходили медведи. Принадлежал этот лесной массив одному богатому человеку по фамилии Струков. Он построил себе усадьбу и посадил вокруг сад. Этот сад так и назывался Струковским садом.
Слайд № 7.
- За 200 лет своего существования сад сменил много хозяев, но всегда оставался любимым местом прогулок для многих жителей города. В саду появлялись дорожки и аллеи.
Слайд № 8.
- Первый фонтан в Самаре «Мальчик с девочкой под зонтом». Алеше очень понравилась эта композиция и он сфотографировался.
Слайд № 9.
- Также появился грот. Ребята, вы знаете, что такое грот?
- Грот – это неглубокая пещера с широким входом. На вершине грота установлена бронзовая коза – символ Самары.
Слайд № 10.
- Посмотрите, ребята, на герб нашего города.
- Ребята, вспомните, что такое герб города?
- Верно, герб – это условное изображение, которое является символом и отличительным знаком города.
- Что из себя представляет герб нашего города?
- Герб города Самары представляет собой щит французской формы, в центре которого изображена в лазуревом поле стоящая на зеленой траве дикая белая коза. Щит герба увенчан золотой императорской короной.
- Как вы думаете, почему на гербе коза?
- В наших местах обитало много диких белых коз.
Слайд № 11. Дидактическая игра «Назови животное на гербе города Самары»
- Ребята, Алеша спрашивает, какое животное изображено на гербе города Самары?
Слайд № 12. Дидактическая игра «Найди герб города Самары».
- Молодцы, а теперь сложное задание: найдите герб города Самары.
- Ребята, приходите в Струковский сад со своими родителями и наслаждайтесь тишиной, чистотой, любуйтесь на великолепный грот с грациозной козой – символом нашего города.
- Отметим на карте грот с бронзовой козой. Продолжим экскурсию. Сели удобно и поехали.
2 остановка. Самарская электростанция. Памятник отопительной батарее на стене Самарской ГРЭС.
Слайд № 17.
- Как вы думаете, чем люди раньше отапливали и освещали свои дома?
- Правильно, люди использовали дрова, в домах были печки, «голанки». Для освещения использовали свечи и керосиновые лампы. Люди всегда искали способ, как сделать так, чтобы было светло, когда темно и тепло, когда холодно. 114 лет тому назад самарчане запустили первую тепловую электростанцию. Самарскую электростанцию называют «бабушкой поволжской энергетики. Станция дает электричество, тепло и горячую воду всему историческому центру города.
Слайд № 18.
- 9 лет тому назад был открыт памятник отопительной батарее в России. – Ребята, что вы видите на фотографии?
- Это бронзовая композиция в виде радиатора и кошки, которая уютно расположилась на подоконнике. Теперь бронзовая Мурка на подоконнике и батарея - символ тепла в доме. Этот памятник неизменно повышает настроение и греет душу благодарных жителей города Самары.
Слайд № 19.
Дидактическое упражнение «Обведи по контуру».
- Сейчас, ребята, отдохнем. Мы немного порисуем. Предлагаю вам обвести по контуру этого замечательного котенка. У вас должна получиться вот такая картинка.
Звучит песня «Песня о котенке» (музыка и слова Атаманов О.)
- Отметим на карте памятник батарее. Продолжим экскурсию. Сели удобно и поехали.
3 остановка. Дама с ракеткой.
Слайд № 20.
- В Самарской губернии начал своё развитие и обрёл величайшую популярность теннис. На территории Пушкинского сквера были созданы первые теннисные корты.
Слайд № 21.
- 2 года назад в Пушкинском сквере установили скульптуру «Дама с ракеткой». 100 лет назад в Самаре прошло первое соревнование по теннису. Дама, изображённая в статуе, жена Альфреда фон Вакано владельца Жигулевского пивоваренного завода. Её образ был выбран потому, что она была одной из тех, кто основывал и развивал спортивную жизнь в Самаре. Когда рабочие устанавливали скульптуру, наткнулись на фирменный теннисный грунт столетней давности в хорошем состоянии.
- Обратите внимание, ребята, на осанку и одежду дамы. Она очень стройная. На ней элегантная юбка в пол, корсет и маленькая шляпка.
- Что дама держит в руках?
- В руках у нее теннисная ракетка и зонтик.
Игра «Живая скульптура»
-Предлагаю девочкам побывать в роли этой хрупкой дамы. Возьмите аксессуары: длинную юбку, зонтик, теннисную ракетку, а мальчики приготовили фотоаппараты.
- Молодцы, девочки! Вы - настоящие леди.
- Отметим на карте памятник. Продолжим экскурсию. Сели удобно и поехали.
Слайд № 22.
4 остановка. Буратино.
Слайд № 23.
- В нашем городе жили и живут талантливые люди, знаменитые на весь мир. Одним из таких великих людей был Алексей Николаевич Толстой, русский и советский писатель. Он жил в Самаре со своими родными. Нравы, быт, культура нашего города оказали большое влияние на творчество писателя. Алексей очень любил посещать библиотеку, где много читал. Часто посещал Самарский драматический театр.
- Алексей Николаевич написал известную повесть-сказку. Кто знает, как она называется?
Звучит отрывок песни «Буратино» (музыка Рыбников А. слова Энтин Ю.)
Слайд № 24.
- Правильно, ребята, сказка называется «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Рядом с музеем-усадьбой, в котором проживала семья Толстого, установлена бронзовая скульптура «Буратино» в человеческий рост. В прошлом году самарский Буратино признан лучшей детской скульптурой года в России.
- Сейчас превратимся в Буратино и немного поиграем.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Отметим на карте «Буратино».
- Ребята, вы молодцы! Каждый из вас получит «золотой ключик». Пусть этот ключик будет для вас ключиком в мир знаний. Вы сегодня много узнали нового об истории нашего города, посетили некоторые памятники, малые скульптуры.
- Ребята, вспомните, какие памятники мы с вами сегодня посетили. Я показываю фотографию на карте. Вы называете их.
- Мы посетили Струковский сад, увидели грот с бронзовой козой, вспомнили, как выглядит герб города Самары. Подняли себе настроение и согрели душу памятником батарее, полюбовались «Дамой с ракеткой», получили золотой ключ от «Буратино».
- Наша экскурсия заканчивается, и мы возвращаемся в садик. Самара – старейший город Среднего Поволжья. В нем много интересных мест. Мы с вами на других занятиях обязательно попутешествуем по нашему любимому городу.