Ирина Копылова
Конспект НОД по «Художественному эстетическому развитию: «Гостях у народных мастеров» для детей подготовительной группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить у детей знания о народных промыслах России.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы, цветовую гамму.
2. Развивать умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
3. Самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона.
4. Развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
5. Воспитывать в деталях любовь к народным традициям.
Публикация «Конспект НОД по „Художественному эстетическому развитию: „Гостях у народных мастеров“ для детей подготовительной группы,» размещена в разделах
Интеграция образовательной области:
Познание, коммуникация, музыка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Знакомство и отработка элементов росписи различных промыслов (Хохломы, Городца, Гжели, Жостова, Дымки).
МАТЕРИАЛ:
Изделия народных промыслов России, картины, иллюстрации, гуашь, кисти, салфетки, палитры.
Силуэты посуды, глиняные игрушки с незаконченными росписями.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Студия оформлена под мастерскую, где расписываются предметы, игрушки разных промыслов.
(«Городец», «Дымка», «Хохлома», «Гжель», «Жостово»).
1 лавка - Дымковские изделия
2 лавка – Хохломские изделия
3 лавка – Городецкие изделия
4 лавка – Жостовские изделия
ПЕДАГОГ: Здравствуй, хозяюшка! Встречай гостей!
ХОЗЯЙКА: Милости просим, здравствуйте гости дорогие, Пожалуйте в мою горницу, Проходите, посмотрите какие у меня игрушки, да посуда всякая собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Хохломы, Городца, Гжели, Жостово.
ПЕДАГОГ: Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети тут красиво?
Ах, захватывает дух!
ХОЗЯЙКА: А вы узнали эти игрушки? Чьи они? Откуда?
Отгадайте-ка загадку, и скажите: чьи это игрушки?
- Игрушки эти не простые, волшебные и расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор, но отвести не в силах взор.
ДЕТИ: Это - дымковские игрушки!
ПЕДАГОГ: Правильно, давайте подойдем поближе, рассмотрим их.
ВОПРОСЫ: Какие краски используют мастера? Какие элементы можно выделить в дымковской росписи? Как называются эти куклы? (водоноска, няня, барыня кавалеры, всадники и т. д.)
Каких животных и птиц лепили дымковские мастера? (лошадок, баранов, оленей, козликов, петухов, индюков, и т. д.)
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ:
Хороша игрушка расписная,
Вся поет, бесхитростно светла
И видна мне радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил…
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
Звучит негромкая, напевная р. н. мелодия
ХОЗЯЙКА: А эту посуду делают в Подмосковье.
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится это негромких мелодий
И светлеет вода родниковая
И дыхание ветра свежеет,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
А. Синявский.
(Дети подходят к гжельскому уголку, где стоит гжельская посуда)
ПЕДАГОГ: Ребята, а почему в стихотворении «Гжель» называется васильковой и незабудковой? (используются синие и голубые цвета)
- А где расположен узор? (в центре изделия)
- С чего начинали расписывать узор? (с крупных лепестков, сердцевинки, стебля, бутона).
- Что раскрашивали потом? (край, дно, ручку изделия)
РЕБЕНОК: Синие птицы, по белому небу
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки - быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка - глазам загляденье
Словно весною капель
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель!
Хозяйка приглашает к уголку, где расставлены жостовские изделия.
ХОЗЯЙКА: А теперь милости прошу сюда. Посмотрите, на этом столике стоят красивые подносы. Откуда же они к нам попали? (из Жостово)
- А есть среди подносов одинаковые? (нет, они расписаны по-разному)
- Как вы думаете, почему жостовкие мастера придумывают каждый раз свои узоры? (сочетают краски по-разному, располагают узоры, не повторяя)
РЕБЕНОК: Взял я в руки кисть и краски,
Стал волшебником из сказки…
На поднос взглянул с охотой,
Расписал его в два счета.
(под фонограмму мелодии русской народной песни, дети подходят к хохломским изделиям).
ХОЗЯЙКА: Как волшебница жар-птица не выходит из ума
Чародейка, мастерица, золота хохлома.
Хохломская роспись - алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы
Рощи - перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
ПЕДАГОГ: Вот она какая, хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно вкусной. А какие элементы хохломской росписи вы знаете? ( разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябины, травка, завитки, листья, цветы).
(звучат частушечные мотивы).
Дети подходят к столу, на котором выставлены изделия Городецкого промысла.
ХОЗЯЙКА: Ну, детушки, ну, ребятушки, а кто мне скажет, что же это за дивные красивые деревянные изделия? (Городецкие).
А где же они изготавливаются, да расписываются?
(в г. Городец)
Есть на Волге город древний, по названью Городец
Славится на всю Россию своей росписью, творец
Распускаются букеты, ярко красками горя
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Какими красками пользуются городецкие мастера? (дети беседуют о Городецкой росписи)
ПЕДАГОГ: Милая хозяюшка, очень красиво у тебя в горнице. Но вот смотрю на столы, а там лежат еще незаконченные изделия.
ХОЗЯЙКА: Мои мастера очень торопились, но не успели их закончить расписывать, а ведь скоро ярмарка. Не поможете ли вы мне? Ведь не даром на Руси пословицу люди придумали: «Вместе дело спорится, а врозь хоть брось»
ПЕДАГОГ: Мы с удовольствием поможем тебе хозяюшка. Правда, ребятки? Сейчас вы будете мастерами. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым.
Вы подумайте, чье это изделие? Особенности росписи – элементы, необходимый цвет. Используйте в своей работе разные п о форме тычки, палочки, кисти и т. д. Приступайте дорогие мастера.
(дети доканчивают расписывать изделия, хозяйка угощает детей пирогом, дети прощаются с хозяйкой)
Литература
Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» .СПб.
1999.
О. А. Соломенникова «Радость Творчества». М. ,2005.
Шпикалова т. Я. «Изобразительное искусство. Основы народного
и декоративно- прикладного искусства». М. 1996
1. Д/в № 7, 1989 г.
2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999.
3. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петербург, «Детство – пресс», 2001.
4. «Занятие по изобразительной деятельности в д/с» Г. С. Швайко, «Владос» 2000г.
«Керамика Гжели XVIII – XX веков» Т. И. Дулькина, П. С. Григорьева, «Художник» РСФСР, 1988 г. Коромыслова Б. И.
5. Д/в № 3, 2001г.
Д/в № 10, 19, 1994 г.
Д/в № 3, 1997 г.
6. Жостовская роспись. М., Изобразительное искусство, 1997.