Ледкова Елена
Конспект НОД по художественному творчеству с использованием технологии детского дизайна «Русский народный сарафан»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 г. Хвалынска Саратовской области
Конспект
НОД по художественному творчеству
с использованием технологии детского дизайна :
«Русский народный сарафан»
в старшей группе
Воспитатель: Ледкова Е. А.
2023 г
Публикация «Конспект НОД по художественному творчеству с использованием технологии детского дизайна „Русский народный сарафан“» размещена в разделах
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом.
Задачи:
- Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме, развивать зрительное внимание, учить прорисовывать узор.
- Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, знакомить детей с историей русской одежды, особенностями внешнего вида русского народного костюма.
- Продолжать знакомить с орнаментами в русском народном костюме.
- Упражнять в технике работы с кистью : кончиком ворса, ватными палочками, штапами и другими нетрадиционными материалами.
- Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.
- Воспитывать любовь и уважение к своей Родине.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм»;
2. НОД «Русский народный костюм»;
3. Беседы на тему «Одежда наших предков».
4. Дидактическая игра «Одень куклу в русский народный костюм»
Материал и оборудование: передники из белой ткани натянутые на рамки, презентация «Русский народный костюм», проектор, экран, кисти, ватные палочки, гуашь, салфетки, штамповки разного вида, образцы узоров вышивки на сарафанах, передниках, сундук, самовар, музыка.
Ход НОД:
Воспитатель: - ребята, давайте поздороваемся с гостями, подарим всем тепло своих улыбок и сердец, чтобы всем стало радостно, светло и уютно у нас.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о жизни русского народа в старину и русском народном костюме, который будем украшать орнаментом.
Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живём?
Воспитатель: Россия – это наша с вами Родина.
А, что означает слово «Родина»? (ответы детей)
Дети:
Родина наша – это страна
Очень и очень большая она
Родина наша – это наш дом,
Где мы с вами вместе живём.
Воспитатель: Наша Родина большая, богатая и красивая страна. В ней много городов, сёл, деревень. Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас с вами живём, ни больших сёл. Были только густые да дремучие леса, в которых жили дикие звери, чистые реки, в которых плавали разные рыбы, просторные поля. А по берегам рек, не далеко друг от друга стояли бедные маленькие избы (слайд, в которых жили наши предки - мирные трудолюбивые люди.
Давайте, посмотрим, как они жили.
Слайд: «Русская изба». Знакомство с бытом русского народа.
Воспитатель:
Посмотрите, сколько здесь интересных вещей (самовар, печка, деревянная посуда, сундук). Я вижу предмет, про который знаю загадку, а вы найдите отгадку: «Стоит толстяк, шипит и кипит, всем пить чай велит».
Воспитатель: да, это самовар. Как вы догадались, что это самовар? Он железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки. В нем кипятят воду, а потом все вместе пьют чай.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что это за предмет?
Ответы детей: (сундук).
Воспитатель: правильно ребята, а для чего нужен был сундук? В нем раньше хранили одежду, праздничную и повседневную. Давайте посмотрим, что там (показ одежды из сундука). Смотрите, здесь письмо.
Дорогие ребята! Пишут вам русские красавицы. Мы хотели пойти на ярмарку, на которую по традиции девушки надевают самую нарядную, красивую одежду. И когда мы достали наши сарафаны и передники, увидели, что с передников (фартуки, все узоры исчезли. Ребята мы вас просим помочь нам попасть на ярмарку. Мы будем вам очень благодарны.
Воспитатель:- ребята мы поможем русским красавицам попасть на ярмарку.
Ответы детей (да мы поможем)
Воспитатель: А каким образом мы сможем помочь, вернуть обратно узоры? Ответы детей (нарисовать, вырезать и наклеить).
Воспитатель: ребята, как вы думаете раньше девочки одевались, так же, как сейчас или по-другому?
Ответы детей: по- другому, у них одежда была другая и украшали одежду другими узорами.
Воспитатель: Я хочу вам показать, как раньше одевались русские красавицы (презентация). Одежда была свободной, длинной и необычно красивой. Ее шили из льняной ткани.
Рубаха - это основа женского народного костюма. Она сшита из ткани белого цвета, украшена вышивкой на рукавах и вороте. В этой вышивке использовали следующие элементы прямые и волнистые линии, ромбы, треугольники, круги, кресты, квадраты. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения. Сарафан - одевали поверх рубахи. Украшали спереди узорной тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами, лентами. Сарафаны шили из ткани разного цвета, каждый цвет, что- то обозначал:
Красный – тепло, праздник, благополучие.
Желтый – солнце, богатство, тепло и ласку.
Синий – небо, молодость, радость
Чёрный – богатство земли кормилицы.
На сарафан надевали передники. Это часть одежды, которую сейчас мы называем фартук. Если был не праздничный день, рисунок на передниках был более простой, потому что он предохранял сарафан от загрязнения, а в праздничный день - это красивый, яркий, наряд для праздника.
На голову русские красавицы одевали кокошники, они были разной формы, украшали их разными узорами.
Ребята, вы любите играть в игры? Предлагаю вам поиграть в
русскую народную игру с «Солнцем».
Давайте вспомним, как называется профессия человека, который шьёт одежду? (портной). Правильно. А профессия человека, который украшает одежду, делает её красивой и нарядной называется модельер-дизайнер.
И сегодня я предлагаю вам стать модельерами-дизайнерами, чтобы помочь русским красавицам. Мы будем рисовать узоры на передниках.
- Для начала давайте ещё раз рассмотрим, какими узорами украшали одежду. В вышивке использовали следующие элементы прямые и волнистые линии, ромбы, треугольники, круги, кресты, квадраты, цветы. Узоры, повторяющиеся много раз называют орнамент (фото). Для создания эскизов передника, я предлагаю использовать гуашь, акварель, кисти, ватные палочки, штампы и другой нетрадиционный материал.
А сейчас давайте пройдём в художественную мастерскую. Вот передники, посмотрите ткань натянута на рамку, для того, чтобы удобно было наносить узоры. Рисование на ткани называется – батик. Вам нужно придумать, свой узор. Надеюсь, что фантазия, воображение и творчество помогут вам создать необычный и оригинальный передник, для русских красавиц.
Ребята для того чтобы вышивать красивые узоры на своей одежде русские красавицы разминали пальчики, и мы с вами перед тем как начать работу тоже разомнем свои пальчики.
Физкультминутка
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки сжали - разжали
Кулачки сжали - разжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера,
За работу всем пора.
(ОСАНКА)
Воспитатель: Чтобы узор получился красивым его нужно выполнять аккуратно, не отвлекаться. Напоминание с чего начинаем работу ( если работаем штампами: краской пользуемся аккуратно, опуская штамп в ёмкость с краской; кистью: держим кисть в правой руке, рисуем концом кисти, или всем ворсом делаем примакивание; меняя краску, хорошо промываем кисть и вытираем о салфетку).
Деятельность детей
Дети рисуют под русскую народную музыку узоры. В процессе выполнения работы педагог следит за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы.
Воспитатель:- посмотрите, какие красивые передники у вас получились.
Все они разные, у каждого свой узор.
Ребята, мы смогли помочь русским красавицам? Дети объясняют, какие средства, какие цвета и формы они использовали. Воспитатель хвалит детей за работу, отмечает аккуратность и т. п.
Воспитатель:- недаром в народе говориться :
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были и вы.
Спасибо, ребята, вы все сегодня хорошо поработали.
А для наших гостей есть добрые пожелания:
- Будьте здоровы, живите богато.
- Будьте в дому, как оладышек в меду.
- Дай Бог вам удачи.
- Жития вам, бытия и здоровья.