Алёна Попова
Конспект НОД по рисованию портрета «Сам себя я нарисую» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог, ДОО: Попова Алёна Борисовна, МБОУ «Устьянская СОШ»
СП д/с «Солнышко».
Тема: НОД по художественно-эстетическому развитию «Сам себя я нарисую» Возрастная группа: старшая (5-6 лет) компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Дата проведения: 11.04. 2023 г.
Цель: Формирование интереса к портретной живописи, как одному из жанров изобразительного искусства.
Обучающие:
1. Познакомить с понятием «автопортрет»
2. Обучать детей обследованию своего лица перед зеркалом и приёмам перенесения полученного опыта в изобразительную деятельность.
3. Учить детей рисовать автопортрет, передавая в рисунке особенности своего лица.
4. Продолжать учить детей делать предварительный набросок простым карандашом.
Развивающие:
1. Развивать художественное восприятие.
2. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками.
3. Развивать умение рисовать на всем листе, используя различные художественные материалы (карандаши, восковые цветные мелки, акварельные краски).
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность в творческой деятельности.
Коррекционные:
1. Развивать связную речь, умение выражать свои мысли полным предложением; развивать внимание, память, мышление.
Тип занятия: усвоение новых знаний (учить рисовать автопортрет)
Материалы и оборудование: письмо от художника Тюбика из Цветочного города, коробки с цветными карандашами, акварельные краски, восковые мелки, кисти.
Предварительная работа: Беседы с детьми на темы: «О ком рассказывает портрет», «Живопись, художники», рассматривание репродукций картин, сюжетно-ролевая игра «Мы - художники»; Дидактические игры: «Дорисуй лицо», рисование портретов мамы, друга.
Организация обстановки: в групповой комнате подготовлены столы с необходимыми материалами, мольберт.
Ход занятия:
(Воспитатель приглашает детей в круг поздороваться друг с другом и пожелать здоровья и хорошего настроения на предстоящий день.)
Упражнение «Доброе утро!»
1. Доброе утро! (руки на поясе, улыбаемся друг другу)
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)
Будет веселее!
2. Мы погладим лобик, (выполняют движение по тексту)
Носик и щечки.
Будем мы красивыми (фонарики)
Как в саду цветочки!
3. Разотрем ладошки (выполняют движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. За руки возьмемся (выполняют движения по тексту)
Улыбнемся снова.
Доброе утро
Будьте все здоровы!
(Дети садятся на стульчики полукругом лицом к воспитателю).
Воспитатель: (обращает внимание на конверт, лежащий на столе) Пока мы ходили на зарядку, почтальон принес в группу письмо (Дети рассматривают конверт) Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем (воспитатель открывает конверт, читает письмо).
«Здравствуйте, дети. Хочу к вам обратиться за помощью. Я оформляю выставку картин разного жанра и мне не хватает картин портретного жанра. Помогите, пожалуйста, оформить выставку, нарисуйте автопортреты. С уважением, художник Тюбик».
Воспитатель: Дети, поможем Тюбику?
Дети: Да, конечно.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и скажите, о каком виде жанра говорится?
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас,-
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина
Или Колька твой сосед,-
Обязательно картина
Называется…
Дети: портрет.
Воспитатель: А художник Тюбик просит нарисовать автопортрет. Есть такое понятие в живописи, как автопортрет.
Воспитатель: Как вы думаете, что оно обозначает?
Дети: Это когда портрет в автомобиле.
Воспитатель: Портрет может быть и в автомобиле и на диване - где угодно.
Воспитатель: А может художник сам себя нарисовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда этот портрет будет называться - автопортрет. Когда художник сам себя рисует и передаёт в рисунке черты своего лица, свой характер и настроение.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете удобно писать автопортрет по памяти или глядя в зеркало?
Дети: Глядя в зеркало, так будет больше сходства.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в художественную мастерскую для создания автопортрета.
(Дети проходят за столы, на столах приготовлено всё необходимое - цветные карандаши, кисточки, простой карандаш, восковые мелки, акварельные краски, вода, зеркало на каждого ребёнка. Ребёнок сам выбирает, каким материалом при создании картины будет пользоваться.)
Воспитатель: Сядьте красиво, спинку выпрямили, ноги рядышком.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня есть.
Дети: Зеркало
Воспитатель: Посмотрите на себя в зеркало. Рассмотрите своё лицо, глаза, волосы, нос, рот. Начнём вести пальчиками ото лба сверху вниз. (Воспитатель показывает, а дети одновременно повторяют)
Воспитатель: На что похоже лицо?
Дети: На солнышко, на яичко
Воспитатель: Лицо может быть круглым, как солнышко, или овальным, как яичко, а подбородок к низу заостряется.
Воспитатель: Проведём пальчиками по верхнему веку и нижнему. На что похожи глаза?
Дети: На листочки
Воспитатель: Какие глаза?
Дети: большие, маленькие, узкие, широкие
Воспитатель: Внутри глаза белочная оболочка, кружочек – радужная оболочка (цветная) с точкой – зрачком в середине.
Воспитатель: Где расположены глаза?
Дети: посередине лица
Воспитатель: Где расположены брови?
Дети: над глазами
Воспитатель: А какие бывают брови? (Воспитатель с детьми проводят пальчиками по бровям)
Дети: густые, редкие, узкие, прямые, дугой
Воспитатель: Ребята, а где расположен нос?
Дети: под глазами
Воспитатель: Каким бывает нос?
Дети: большой, маленький, прямой, курносый, длинный
Воспитатель: Нос начинается у бровей, ведём пальчиками по переносице, макушка носа закругляется и сбоку прорисовываем крылья носа и ноздри.
Воспитатель: Над глазами лоб. Далее смотрим на свой цвет волос и причёску.
(Воспитатель обращает внимание детей на схему). С чего нужно начать свой рисунок?
Дети: Сначала рисуем голову, шею, плечи.
(Воспитатель указкой показывает на схему).
Воспитатель: Дальше что будем прорисовывать?
Дети: Лицо
Воспитатель: Части лица. Какие?
Дети: Глаза, брови, нос, рот, прическу.
Воспитатель: А также не забываем про фон.
Воспитатель: А чтобы у нас всё получилось, позовём пальчики на помощь и выполним разминку. (Предлагает детям встать и выполнить пальчиковую гимнастику)
Чтоб красиво рисовать
Надо с пальцами играть
(сжимаем пальцы каждой руки в кулачки
И разжимаем их)
Вот - большой, вот этот – средний,
(соединяем большие пальцы друг с другом и средние)
Безымянный и последний
(соединяем безымянные и мизинцы)
Наш мизинчик-малышок.
У-у-у указательный забыли
(Показываем указательные пальцы)
Мы рога козы покажем
(приставляем пальцы к голове)
И рога оленя даже,
(скрещиваем руки над головой)
Ушки зайки не забудем,
(поочерёдно сгибаем кисти рук)
Пальчиком водить мы будем.
(В воздухе проводим указательными пальцами круговыми движениями)
Чтоб красиво рисовать,
Надо с пальцами играть.
(сжимаем пальцы каждой руки в кулачки
и разжимаем их)
Воспитатель: Итак, берём в руки простой карандаш и выполняем набросок.
(Дети рисуют автопортреты. Воспитатель оказывает помощь тем детям, которым она необходима. Во время рисования автопортрета звучит спокойная музыка.).
Воспитатель: А сейчас давайте развешаем свои работы. Как вы считаете, мы просьбу Тюбика выполнили?
Дети: Да
Воспитатель: Что сегодня рисовали?
Дети: Автопортреты.
Воспитатель: Предлагаю оценить себя и выбрать смайлик.
Желтый улыбающийся смайлик - все получилось, всё удалось!
Зелёный - было трудно, но интересно.
Фиолетовый – ничего не получилось и было скучно.
(Дети по мере окончания работы вывешивают свои автопортреты и оценивают себя)
Воспитатель: Вы сегодня все хорошо потрудились и нарисовали замечательные автопортреты! А вечером мы отправим художнику Тюбику ваши работы и его выставка обязательно состоится! Молодцы!
Список литературы:
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2017.
Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; М. ; 2011