Елена Федченко
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию, ручной труд в старшей группе «Огонь — друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение представлений о значимости одной из стихий природы – огня в жизни человека через моделирование из бумаги его объёмного изображения.
Задачи:
1. Формировать представление о значении огня в жизни человека через инсценировку детьми сказки «Как человек подружился с огнем».
2. Организовать моделирование очага, опираясь на рассказ «огня» из сказки, развивать умение следовать устным инструкциям воспитателя.
3. Способствовать обучению детей разным приемам работы с бумагой, скручивание трубочкой, скатывание шаровидных комочков, умению использовать условную мерку.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию, ручной труд в старшей группе „Огонь — друг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
4. Развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
Совершенствовать умение использовать в работе ножницы – скруглять углы квадрата;
5. Способствовать развитию творческих способностей.
6. Предложить продолжить изучение значимости огня в совместной с взрослыми деятельности, создать альбом рисунков: Огонь - друг и враг.
Предварительная работа: раскрасить салфетки акварельными красками, заготовки бумажных трубочек.
Оборудование: магнитофон, флешнакопитель с записью звука огня, музыкой для игры, картинки, бумажные салфетки, картон, клей, ножницы, цветная бумага
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, на наших занятиях, праздниках, играх часто бывают гости. Сегодня гостей у нас много. Пришли воспитатели из других групп, вы уже поздоровались с ними. И будет еще один, очень необычный гость. Этот гость бывает полезным и вредным, добрым и злым, помощником и разрушителем. Послушайте его. (Воспроизводится аудиозапись звуков горения).
(Вбегает ребенок - «огонь».)
Я могу защитить.
Я могу осветить.
Я могу накормить.
И согреть я могу.
Я - помощник вам, друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага
С беспощадною силой ужасной.
Вы догадались уже, кто же будет нашим гостем?
Воспитатель: Правильно, это огонь. Здравствуй огонь! Ты - одно из самых больших чудес природы, с которыми человек подружился. Нам очень хочется узнать, как ты подружился с человеком?
(Проводится инсценировка «Как человек с огнем подружился» Встаем в круг. Вбегает ребенок в костюме огня. Актуализация знаний – выход на проблему.)
Мотивация Сказка о том, как Человек подружился с Огнём
Воспитатель: Были когда-то такие времена на земле, когда Человек не дружил с Огнё м: боялся его и обходил стороной. А Огню было ужасно обидно. Однажды он обратился к Человеку:
- Скажи, почему ты никогда не приближаешься ко мне?
- Я тебя боюсь, — честно ответил ему Человек. — Я видел, как ты сжигаешь деревья, оставляя от огромных исполинов лишь горсточку пепла. Ты можешь причинить вред мне и моей семье.
- Послушай меня, — произнёс Огонь, — на самом деле, я могу приносить не только вред, но и огромную пользу. Надо просто знать, как со мной обращаться.
- И какую же пользу ты можешь принести мне? – спросил его Человек.
- Я могу согревать твой дом во время зимних холодов, давать тебе свет, даже когда на улице темно. А ещё ты можешь жарить на огне мясо. От этого оно становится вкуснее и мягче.
Человек задумался. Он уже очень устал от того, что в его дом в зимнее время было ужасно холодно, и его семье приходилось прижиматься друг к другу, чтобы не замёрзнуть. Дети часто болели. Да и сырое мясо животных, на которых охотился Человек, было очень трудно жевать. Человек подумал, что, может, Огонь говорит правду, и стоит попробовать взять его в свой дом.
- И что же мне надо сделать, чтобы принести тебя в свой дом так, чтобы ты не сжёг его? – спросил Человек.
(Дети садятся на ковер, смотрят инсценировку сказки, (показывают дети из группы)
Постановка проблемы и «открытие» нового знания - Тебе надо будет соорудить очаг из камней и поместить меня внутри него. Жене твоей придётся следить за тем, чтобы я не погас, подбрасывая сухие ветки. Тогда в твоём доме всегда будет тепло, светло, даже тогда, когда садится солнце, а еда твоя будет вкусней.
Воспитатель: Почему человек боялся огня?
Предлагаю подумать, что такое очаг, по словам огня? Как вы думаете, почему очаг надо обложить камнями и подбрасывать веточки. Давайте сделаем модель очага из бумаги.
Воспитатель: Для того чтобы сделать очаг нам понадобятся бумажные салфетки которые мы раскрасили цветами огня.
Воспитатель: Расскажите, как выглядит огонь?
Сейчас разверните свою салфетку, напоминает вам пламя, огонь?
Возьмите салфетку за углы и склейте их.
У нас получилось пламя,
Воспитатель: Продолжить работу над созданием очага, давайте сделаем упражнение «ОГОНЬ». Соединить ладони и начать их очень быстро тереть их одну об другую, пока не появится ощущение сильного тепла. Упражнение является разогревающим массажем ладоней. Почувствовали, каким огонь может быть горячим!
(Перед детьми лежат квадраты из картона.)
Воспитатель: Ребята нам из квадрата надо сделать круг. Как?
Давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами.
Воспитатель: У нас получилось пламя, его приклеиваем на круг из картона. (Напомнить о правильной осанке).
Но огонь просил обложить очаг камнями и подкидывать ему веточки или дровишки. Из чего мы можем сделать камни, дрова или веточки? Выслушать варианты детей.
Можно взять листики коричневой бумаги и свернуть их трубочкой приклеивая край. Получилось бревно, (раздаю заготовки). Что можно сделать из него, чтобы получились дровишки? Воспитатель: Я приготовила вам условную мерку, которая поможем вам отрезать дрова размером с очаг. Как вы думаете, почему дрова и веточки не должны быть больше очага?
Проводится п. и. «Гори-гори ясно,1,2,3, беги, огонь неси».
Потому-что он сжигал деревья, оставляя от них лишь пепел.
Устройство для обогрева жилья и приготовления пищи. Камни не горят, и не допустят огню выйти за пределы очага.
Надо обрезать углы.
Мы можем сделать из бумаги камни скатыванием между ладонями круговыми движениями шаровидных комочков.
Его можно разрезать по частям.
(С помощью условной мерки дети разрезают бумажную трубочку. Делают дрова, и ветки.
(скручивание бумаги трубочкой, жгутов между ладонями продольными движениями)
Воспитатель: Они могут загореться, и в доме возникнет пожар. Очаг обложен камнями, которые не дадут огню выйти за пределы очага, так как камни не горят.
(Дети встают в круг, в кругу ребенок - «огонь» с красным платочком.)
Закрепление нового знания, повторение:
Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились очаги. Послушайте продолжение сказки. Человек послушался Огня и сделал то, что тот велел. Он соорудил очаг из камней, поджёг толстую ветку и принёс Огонь в дом. С тех пор дети Человека стали собирать сухие ветки, а жена следила, чтобы Огонь в очаге не погас. Жизнь Человека и его семьи сильно изменилась после того, как у них появился Огонь. Огонь поселился в доме Человека и принёс ему много пользы, а Человек всегда относился к Огню с почтением и уважением. Почему человек должен относиться к огню с уважением? Что может произойти, если огонь не уважать?
Потому-что огонь нужен человеку. Он обогревает, помогает в приготовлении пищи, помогает быть сильным.
Если огонь не уважать, не следить за ним, может случиться беда.
Рефлексия (итог НОД) Чтение стихотворения ребенком
Нам без доброго огня
Не обойтись ни дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он ребятам греет ужин,
Хлеб горячий он печет
Воспитатель: Вот за что ему почет. Рассматривание созданных поделок. Предложить на следующем занятии по лепки слепить людей возле очага. На прогулке провести опыт «Что горит, а что нет?» (подтвердить почему очаг или костер надо обкладывать камнями).
Продолжение исследования вне НОД: Давайте создадим альбом рисунков выполненных с родителями «Огонь- друг и огонь-враг»