Галина Воротникова
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Роспись глиняных лошадок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Роспись глиняных лошадок» в старшей группе.
Продуктивная деятельность. Роспись дымковских игрушек.
Программное содержание:
– учить видеть красоту, своеобразие в изделиях дымковских мастеров; продолжить детей знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства («Дымковская роспись»);
– упражнять в рисовании элементов дымковской росписи (прямая линия, точки-горошины, круги);
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию „Роспись глиняных лошадок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Лошадь, лошадка. Лепка, пластилин
- Лошадь, лошадка. Рисование
- Старшая группа
- Темочки
– развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.
– воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, желание учиться рисовать дымковские узоры.
Предварительная работа: беседа с детьми об истории происхождения дымковских игрушек, рассматривание дымковских изделий, иллюстраций, рисование вне занятий.
Материал:
• образцы дымковских игрушек;
• альбом с элементами дымковской росписи; силуэты дымковских игрушек;
• глиняные лошадки;
• гуашь, палитра, кисти, ватные палочки, стаканы с водой, салфетки.
Ход деятельности:
Воспитатель: Я сегодня получила посылку. Хотите знать, кто прислал эту посылку?
Дети: Хотим.
Воспитатель открывает посылку и достает из него записку. А в записке мастерицы из Дымково просят о помощи у ребят. Они пишут, что у них скоро состоится ярмарка, где будут выставляться дымковские игрушки. А у них игрушек мало, и они просят, чтобы дети расписали глиняные игрушки и прислали им. Надо будет «оживить» фигурки, украшая их дымковской росписью.
Воспитатель: Поможем дымковским мастерицам?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, в посылке еще что-то есть?
Воспитатель заглядывает в посылку и достает из него сундучок закрытый замочком.
Воспитатель: А тут ещё есть сундучок! Только он не простой, а волшебный, откроется при одном условии. Для вас мастерицы из Дымково прислали загадки, и если вы, ребята, правильно отгадаете эти загадки, то волшебный сундучок откроется. А правильно отгадали или нет, мы узнаем, посмотрев на экран. Если вы правильно отгадаете загадку, ответ появиться на экране.
Воспитатель:
Веселая белая глина.
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и лошадки смешные,
Кормилицы и водоноски
И всадники и ребятня.
Собаки, гусары и рыбки
Ну, отгадали кто я?
(Дымковские игрушки). (На экране появляется изображение дымковских игрушек)
- Да, это загадка про дымковские игрушки. А теперь отгадайте загадки о самих игрушках:
1. Стройный, быстрый, рога ветвисты
Пасется весь день, кто это? (Олень).
2. Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк).
3. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).
4. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь).
Воспитатель: Молодцы дети, все загадки вы отгадали верно.
Воспитатель открывает замок и достает из сундучка готовые дымковские игрушки, альбом с элементами дымковской росписи, силуэты бумажных дымковских игрушек и белые глиняные игрушки – лошадки.
Воспитатель читает стихотворение
Воспитатель: Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
Тут «Дымково» назвали…
А кто знает, чем прославилось старинное русское село «Дымково»?
Дети: Дымковскими игрушками.
Воспитатель: Да, правильно дети. Издавна люди в этом селе занимались лепкой игрушек из глины. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. А между делом они отдыхали и играли в разные игры. Показывает детям дымковские игрушки и рассказывает о них.
Воспитатель: А вы, ребята, хотите стать мастерами-художниками?
Дети. Хотим.
Воспитатель: Мастерицы из Дымково приготовили вам силуэты бумажных игрушек. Поупражняемся на них в рисовании дымковской росписи. Но вначале давайте внимательно рассмотрим узоры на игрушках.
Воспитатель: Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту (цвету). Чем отличается она от других игрушек? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастерицы наносят узор в свободной кистевой манере. А какого цвета краски, используют мастера для росписи игрушек?
Дети: красный, желтый, синий, зеленый…
Воспитатель: Да, они любят яркие и праздничные цвета на белом фоне.
Дети с воспитателем рассматривают разнообразие элементов дымковских узоров. Воспитатель объясняет последовательность работы.
Воспитатель: Ребята, вспомните, какие элементы дымковской росписи мы знаем. (Прямая линия, точки-горошины).
Воспитатель: Сегодня я вам покажу новые элементы дымковской росписи : волнистая линия, круги. Давайте их рассмотрим и попробуем нарисовать на бумажных силуэтах.
Дети вместе с воспитателем выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, дети, очень хорошо справились с заданием. Перед тем как начать роспись глиняных игрушек, я хочу с вами поиграть в игру «Конь» (физкультминутка) :
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет гривой,
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу,
Не поеду – полечу.
Цок, цок, цок, цок,
Цок, цок, цок, цок,
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой!
Руки за спиной «в замок», поочередное поднимание ног, согнутых в колене, покачивания головой, подскоки на месте.
Воспитатель: А теперь займемся работой. Помните, мастерицы просили вас «оживить» игрушки? Так вот я вам сейчас раздам глиняные игрушки-лошадки. А вы постарайтесь аккуратно их расписать. Росписи у вас будут разные. Ватными палочкам мы будем украшать игрушки прямыми линиями и точками-горошками. Для этого набираем на палочку краску и наносим на игрушку. А чтобы игрушка была красивая и веселая точки ставим через некоторое расстояние. А кисточками мы будем украшать игрушки кружками и волнистыми линиями. Для этого мы светлой краской рисуем большой круг, затем смываем краску с кисточки, сушим салфеткой, и более темной краской в середине ставим тычку. Затем слева направо кончиком кисточки рисуем волнистые линии до середины кружка. И у нас получился красивый узор. Не забываем раскрасить гриву, хвост и копытца.
Самостоятельная работа детей – роспись лошадок.
(Во время самостоятельной работы звучит спокойная музыка, педагог помогает тем, кто затрудняется в росписи).
Подведение итогов.
Выставка работ: на столах. Вопросы для анализа:
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, «ожили» наши игрушки? Какие элементы росписи мы использовали? Понравятся ли наши игрушки дымковским мастерицам? (Ответы детей).
Воспитатель: Когда наши лошадки подсохнут, мы отправим их посылкой в Дымково. Молодцы, ребята.