Ольга Баранова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Человек-творец» по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Цель приоритетной образовательной области: Обогащать эстетическое восприятие, развивать наблюдательность; учить видеть и понимать смысл наблюдаемого, выражать свое отношение к нему; формировать умение чувствовать.
Задачи:
1. Закреплять знание жанров живописи и музыки, а также музыкальных и художественных произведений и их авторов;
2. Формировать понятие «колорит», формировать умение видеть взаимосвязь между цветом краски и настроением картины (рисунка);
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Человек-творец“ по ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
3. Закреплять умение опытным путем получать необходимый цвет краски; развивать творчество дошкольников, самостоятельно делать выводы
Задачи ОО в интеграции:
Речевое развитие : обогащать словарь дошкольников (муза, музей, музыкант, колорит, умение выстраивать логическую цепочку и на ее основе делать умозаключения.
Физическое развитие : формировать умение выполнять движения в заданном темпе.
Социально-коммуникативные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательность, умение работать в коллективе.
Познавательное развитие : обогащать и обобщать знания дошкольников о творческих профессиях: композитор, художник, музыкант и др. ; воспитывать любовь и уважение к знаменитым землякам (Ступин, Сорокин);
Оборудование для педагога: репродукции картин: К. Ф. Юон - «Весенний солнечный день», И. Левитан - «Март», «У омута», И. И. Шишкин - «Рож», А. К. Саврасов - «Проселок в сосновом лесу», И. Э. Грабарь - «Рябинка», И. Ф. Хруцкий – «Цветы и плоды», В. А. Топилин – «Сын». Аудио записи: отрывок из альбома П. И. Чайковского «Времена года», «На тройке»; «Лунная соната» Л. Бетховена; вступление к опере «Кармен» Ж. Бизе; музыка из цикла «Старинные инструменты № 8, клавесин № 7, виола № 17»; музыка «Три чуда» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; вальс Е. Дога «Мой нежный и ласковый зверь»; музыка М. Мусоргского «Катакомбы» из цикла «Картинки с выставки»; три бумажных куклы в красном, синем, желтом платьях, четыре платья к ним розовое, сиреневое, бордовое, фиолетовое.
Оборудование для дошкольников: синяя, желтая, красная, зеленая картинки, краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, палитра, лист бумаги.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! Давайте немного помечтаем о будущем. Подумайте и скажите, какую профессию вы выбрали бы для себя, когда вырастите.
Дети: Я хочу стать шофером!
Воспитатель: Почему? Какую пользу ты принесешь людям, став шофером. А, твоя профессия, чем полезна?
Другой ребенок: Я хочу быть врачом. Врач возвращает людям здоровье!
Ребенок: Я хочу быть учителем! Учитель дает знания.
Воспитатель: Все профессии, которые вы хотите выбрать, нужны и полезны. Но существуют не только такие профессии, которые возвращают здоровье, дают знания, дарят людям красивую одежду. Живут на земле и такие люди, которые умеют сочинять стихи и сказки, придумывать танцы и танцевать, рисовать и сочинять музыку. Одна из самых творческих профессий – профессия музыканта. Каких людей мы называем музыкантами?
Дети: Музыкантами мы можем назвать – композиторов, певцов.
Воспитатель: Каких композиторов вы знаете?
Дети: Чайковский, Римский-Корсаков, Филиппенко …
Воспитатель: Что является продуктом труда композитора? (У строителя – дом, у портного – одежда).
Дети: мелодии
Воспитатель: А какую музыку сочиняют композиторы?
Дети: Композиторы сочиняют: сонаты, симфонии, пьесы, танцевальную музыку.
Воспитатель: Кто помогает нам услышать, почувствовать то, что сочинил композитор?
Дети: Исполнители.
Воспитатель: Правильно. Они исполняют музыку на инструментах. А какие инструменты знаете вы?
Дети называют музыкальные инструменты.
Воспитатель: Композитор может быть один, например Чайковский или Глинка, а исполнителей много. А еще больше людей, которые слушают. Мы тоже умеем слушать и слышать музыку. Мы – слушатели. Давайте послушаем музыкальный отрывок и попробуем отгадать, кто написал музыку и как произведение называется.
Звучит отрывок из альбома П. И. Чайковского «Времена года», «На тройке».
Воспитатель: композитора Чайковского уже нет, а его музыка нас по-прежнему восхищает и волнует. Есть у человека еще одна удивительная способность – способность к рисованию. Как называют таких людей?
Дети: Их называют художниками.
Воспитатель: Каких художников, вы знаете?
Дети: Шишкин, Левитан, Саврасов, Перов, Серов, Репин, Ступин…
Воспитатель: Каких художников земляков вы знаете?
Дети: Ступин, Сорокин.
Воспитатель: Правильно, Ступин – наш земляк. В Арзамасе есть художественная школа, названная в его честь. Художник изображает то, что видит сам и знакомит нас с этим. Например – море. Многие из нас его никогда не видели, а художник Айвазовский помог нам полюбоваться им. Художник помогает нам увидеть красоту в самом обычном. Давайте отправимся в музей картин.
Звучит музыка – «Лунная соната» Глюк, на фоне музыки дети рассматривают картины: Юон - «Весенний солнечный день», Левитан - «Март», «У омута», Шишкин - «РОжь», Саврасов - «Проселок», «В сосновом лесу», Грабарь - «Рябинка», Хруцкий – «Цветы и плоды», Шилов – «Машенька».
Воспитатель: С какими знакомыми картинами вы встретились в музее? Кто их автор?
Ответы детей.
Воспитатель: Алина! Какой картиной ты залюбовалась? Какое настроение передала тебе картина?
Ответ ребенка.
Какая картина заворожила тебя?
А тебе что понравилось?
Воспитатель: Какими средствами художнику удается передать настроение картины?
Дети: настроение художник передает при помощи красок.
Воспитатель: Сочетание красок в картине называется колоритом. Давайте повторим это слово. (Воспитатель показывает на цветные картины) Каждый цвет в картине имеет свой, определенный смысл. Например зеленый – успокаивает, синий заставляет задуматься, погрустить, яркий желтый, красный – радуют нас. Посмотрите на картину Грабаря «Рябинка» глядя на этот пейзаж так и хочется произнести строки из стихотворения Пушкина «Унылая пора, очей очарованья».
Воспитатель: А вы знаете, что музыкантов, художников, поэтов иногда называют волшебниками, потому, что они обладают великой силой воображения. Им в этом помогает прекрасная богиня – волшебница Муза. Недаром слова муза- музей-музыка родственные. Давайте вообразим себе музу – прекрасной женщиной, как она прекрасна. Лицо ее покрыто прозрачной тканью – вуалью. Оно настолько прекрасно, что ни один художник не нашел таких красок, чтобы написать ее лик. Эта прекрасная Муза зовет нас в царство красок, где краски мы сможем не только увидеть, но и даже услышать. Оказывается, краски умеют разговаривать. Итак отправляемся в Королевство красок. В нем правят три принцессы. Это самые главные краски. Как вы думаете, какие они?
Ответы детей.
Воспитатель берет куклу, одетую в красное платье.
Воспитатель: Эту принцессу, зовут Красная. Она очень любит красный цвет, поэтому и наряд у нее красный. Она большая озорница, любит прыгать, бегать, баловаться. И музыку она любит шумную, громкую. (Звучит вступление к опере «Кармен» Ж. Бизе в грамзаписи). Ребята, как вы думаете, какие краски могли быть друзьями принцессы Красной.
Дети: розовая, бордовая, малиновая.
Воспитатель: Ее сестру, вторую принцессу, зовут Желтая. (Воспитатель берет куклу в желтом наряде). Она очень веселая, ласковая, как солнышко, старается всех обогреть, всем помочь. Танцевать она тоже любит, но под нежные звуки. (Звучит музыка из цикла «Старинные инструменты № 8, клавесин», в грамзаписи. Дети закрывают глаза и представляют легкое кружение принцессы). Как вы думаете какие краски могли быть друзьями принцессы Желтой?
Дети: зеленая, оранжевая.
Воспитатель: Третью принцессу, зовут Синяя. Она задумчивая и грустная. (Воспитатель берет куклу в синем наряде). Она любит слушать грустную музыку, особенно в исполнении виолончели. Под ее звуки она мечтает, печалится, а порой и плачет. (Включается грамзапись «Старинные инструменты, № 7, виола») Как вы думаете какие краски могли быть друзьями принцессы Синей?
Дети: фиолетовая, голубая.
Воспитатель: Принцессы очень любят устраивать балы. А их друзья, их называют придворные, готовят им наряды. Для принцессы Красной придворные приготовили бордовый наряд. Какие краски нужно смешать, что бы получить этот цвет?
Дети: Что бы получить бордовый, нужно в красный добавить капельку синего.
Воспитатель: Правильно! Если в красный – озорной, добавить капельку синего – грустного получится бордовый. В наряде такого цвета принцесса не может прыгать и скакать, она степенно и важно разгуливает по залу вот под такую музыку. Послушайте. (Звучит музыка «Три чуда» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»). Давайте и мы с вами походим по залу важно и степенно, как принцесса Красная в бордовом платье. (Дети ходят важно и степенно). Для принцессы Синей придворные приготовили фиолетовый наряд. Ребята какие краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовый цвет?
Дети: что бы получить фиолетовый, нужно в синий добавить немного красного.
Воспитатель: Хотя в грустный синий цвет и попал кусочек красного, но он не смог изменить настроение принцессы. Печальная и задумчивая, она сидит у окна и смотрит в даль. (Грамзапись – «Старинные инструменты № 17»). Так и прошел бы этот бал в печали и тоске, если бы не принцесса Желтая. Она решила изменить настроение сестер и отправилась за помощью к доброй фее. Фею звали Белая и у нее есть волшебная палочка. Войдя в зал, она взмахнула волшебной палочкой, и бордовое платье Красной принцессы превратилось в нежно-розовое, а фиолетовое платье принцессы Синей стало нежно-сиреневым. Как только цвет платьев у принцесс изменился, зазвучала нежная, ласковая музыка. (Звучит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»).
Следующие слова воспитатель произносит под музыку, а дети пытаются представить то, о чем говорится.
В зале стали распускаться цветы. Это были фиалки, похожие на платья принцесс. Они очень понравились принцессам. Но у цветов был один недостаток, у них нет ни стебельков, ни листочков. Но сестры забыли, что фея Белая умеет творить волшебство. Она предложила принцессам Синей и Желтой станцевать вдвоем вальс. Этот вальс то радостный и воздушный, то плавный и задумчивый. Принцессы танцевали и у фиалок появлялись зеленые листочки и стебельки (Звучит вальс Е. Дога «Мой нежный и ласковый зверь») Давайте и мы с вами потанцуем.
Веселье, царившее на балу, было слышно во всем Королевстве. Слух о том, что все принцессы очень веселы, дошел до злой феи Черной. А надо вам сказать, что у феи Черной был не только черный наряд, но и душа у нее была черная, и дела она творила черные. (Звучит музыка М. Мусоргского «Катакомбы» из цикла «Картинки с выставки»). Поэтому я хочу вас предупредить, будьте осторожны с черной краской, когда рисуете.
Ребята понравилось вам в королевстве красок?
Ответы детей
Воспитатель: Муза хочет узнать, какое настроение, вы получили от увиденного и услышанного. Если – спокойное настроение, вы выберете зеленую картинку, если грустное, задумчивое – синею, если радостное и вам хочется потанцевать – красную, если у вас веселое игривое настроение – желтую. К сожалению, пришло время расставаться с Музой. Ей нужно спешить, но Муза приготовила вам подарки, вот эти раскраски. Покажите, с каким настроением мы прощаемся с музой.