Ирина Владимировна Вишнякова
Конспект по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
в подготовительной логопедической группе
Тема: «Осень – волшебница»
Цель: развить творческие способности детей
Задачи:
Учить детей создавать образы разных деревьев, кустов и составлять из них коллективную композицию.
Побуждать к поиску оригинальных способов создания кроны деревьев (использование высушенных листьев, шерстяных нитей, квилинга, обрывания цветной бумаги) и стволов деревьев (выдувание красками, природный материал).
Публикация «Конспект по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Формировать композиционные умения.
Развивать мелкомоторный аппарат детей.
Упражнять в подборе эпитетов, сравнений.
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства.
Материалы, инструменты и оборудование: наборы цветной и фактурной бумаги, заготовленный заранее природный материал, шерстяные нитки, ножницы, тарелочки для обрезков бумаги, клей, клеевые кисточки, тряпочки для промакивания; основа для композиции (подготовленная детьми заранее в самостоятельной художественной деятельности); репродукции картин русских пейзажистов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Осень»;
чтение художественной литературы (произведений, стихов, сказок) по теме «Осень»; рассказы из личного опыта детей; просмотр развивающих видеоматериалов по теме «Осень»; дидактические игры «Сколько месяцев в году?», «Старичок-годовичок», «Цвета осени».
Содержание работы.
Воспитатель читает детям стихотворение об осени.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Так писал об осени русский поэт Апполон Майков. Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, рассмотрим картины русских художников, почитаем стихи русских поэтов, вы расскажете друг другу, что вам нравиться в этом времени года больше всего.
Воспитатель выставляет на доске несколько пейзажей. Предлагает детям полюбоваться. Проводит краткую беседу о том, как называются картины изображающие природу (пейзажи, как называются художники, изображающие такие картины (пейзажисты, где можно увидеть пейзажи известных художников (в музее, на выставке, вернисажах, на открытках, в художественных альбомах).
Воспитатель напоминает детям, что в прошлом году они уже рисовали, создавали эскизы деревьев разными способами (с помощью природного материала, отпечатками, с помощью комочков разноцветной бумаги и т. д.). Выборочный показ детских работ.
- И в этом году ребята уже многому научились, умеют использовать необычные творческие приемы, и делать из привычных материалов различные деревья.
Сегодня все, что мы узнали и чему научились нам пригодиться.
Послушайте еще один отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему поэт И. А. Бунин сравнивает осенний лес с расписным теремом?
Ответы детей, о том, что осенний лес такой же узорчатый, многоцветный, нарядный, как сказочный терем, который они видели на картинках в книжках.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Только осенью деревья надевают свои лучшие, волшебные, богатейшие наряды. Именно поэтому осень называют «красавицей», «волшебницей».
Воспитатель выставляет на доске несколько пейзажей, на которых изображена осень в разные периоды (ранняя, золотая, поздняя, предзимье). Предлагает детям полюбоваться изображением природы в разные периоды осени, просит детей выбрать и описать наиболее понравившийся пейзаж.
Ответы детей. Они составляют небольшие рассказы-описания, и делают вывод о том, что в начале и середине осени деревья наиболее красивы, а поздней осенью разноцветных листочков уже совсем нет. В разные периоды деревья выглядят по-разному.
Воспитатель спрашивает у детей, где они могут посмотреть пейзажи известных художников. Если дети затрудняются ответить помочь им (в музеях, на выставках, вернисажах, в художественных альбомах, на открытках и т. д.)
- Ребята, скоро наступит зима, и деревья оденутся в белое убранство. Скажите, вам хотелось бы сохранить в группе яркие краски осени?
Ответы детей
Воспитатель: А как нам это сделать?
Ответы детей: сфотографировать, нарисовать, сделать аппликацию, нарисовать пластилином и т. д.
Воспитатель: Верно, а сегодня я предлагаю создать всем вместе осенний коллаж. А материал и способ выполнения работы у нас будет необычным. Мы используем и природный материал, и шерстяные нити, а кто-то из вас попробует сделать листочки с помощью квиллинга, а может быть некоторые захотят создать деревья при помощи кляксографии.
Для нашего коллажа нам понадобится основа – фон. Мы с вами подготовили ее заранее. Скажите, какие оттенки мы использовали для фона.
Ответы детей: холодные оттенки, потому что осень холодное пасмурное время года.
Воспитатель: Подумайте и решите кто из вас будет делать стволы для деревьев, а кто листья (крону дерева, разделитесь на подгруппы.
Дети по взаимной договоренности разделились на подгруппы и подошли к столам для выполнения работы.
Воспитатель: включает музыку. Ребята, музыка будет помогать вам настроиться на творческий лад.
Воспитатель помогает детям в выборе материалов для работы.
Для детей, которые будут выкладывать стволы деревьев – это шерстяные коричневые нити, природный материал (веточки, прутики, соломинки для выдувания клякс.
Для детей, которые выполняют листья, крону деревьев – это высушенные листья, шерстяные разноцветные нити (желтые, красные, зеленые, полоски для выполнения квиллинга (красные, оранжевые, желтые).
После выбора материалов дети приступают к работе. По ходу работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости, дети помогают друг другу.
Воспитатель напоминает детям правила работы при создании коллективной композиции. Смотрит и поправляет детей.
Воспитатель: ну, что же, ребята, стволы и листья получились, как настоящие. Теперь надо «одеть» кроны на стволы. (Музыка меняется, становиться ритмичной). Ребята, вы обратили внимание, что музыка изменилась, что удобно делать под нее? (Двигаться, танцевать)
Самое время сделать физкультминутку.
Дети выполняют физкультминутку под музыку.
Золотая песенка
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых. (Кружимся на месте.)
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих. (Остановились, машем плавно руками вверх-вниз, влево-вправо.)
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу, (Руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо.)
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу. (Повороты туловища влево-вправо.)
Деревья все осенним днем
Красивые такие! (Плавные движения руками вверх-вниз.)
Сейчас мы песенку споем
Про листья золотые! (Присели.)
(Н. Найденова)
Воспитатель: А теперь давайте закончим нашу картину. Посмотрите, у ребят, которые выполняли стволы они получились трех разных видов. Я предлагаю сделать картину, которая будет напоминать нам о том, что осенью деревья были разные. Сначала они радовали нас буйством красок, затем листочков стало мало, и каждый из них можно было внимательно рассмотреть, а сейчас на деревьях не осталось ни одного листа, а по ногами шуршат сухие листья.
Скажите, как мы можем это изобразить?
Дети высказывают свое мнение и решают, что разноцветные, богатые кроны они сделают с помощью шерстяных нитей; а чтобы каждый листочек был по своему хорош они его выполнят квиллингом; а высушенные листья дети приклеят внизу под деревьями и совсем немного на деревья.
Дети приступают к работе и заканчивают ее.
Воспитатель: помешает картину на доску коллаж и предлагает детям придумать название картины. После различных предложений они решают оставить название «Осень-волшебница».
Рефлексия. Воспитатель благодарит детей за замечательную творческую работу, и предлагает еще раз поэтапно вспомнить как они создавали коллаж
Ответы детей.
Воспитатель: предлагает детям дома попробовать пофантазировать и сделать осенние деревья другими способами, а папы и мамы пусть им помогут.
После занятия: рассматривание картин на выставке «Кудрявых деревьев», «Золотая осень». Чтение художественных произведений и рисование по их мотивам.