Дашдамирова
Конспект НОД по ХПД «Птицы на Кормушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Птицы на кормушке»
Тема: Птицы на кормушке (воробьи и голуби)
Возрастная группа: старшая группа (5-6 л)
Цель: лепить птицу комбинированным способом лепки.
Программное содержание
Образовательные задачи
- Активизировать познавательный интерес к природе:
- Учить детей лепить птиц : воробья и голубя;
- передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет;
Публикация «Конспект НОД по ХПД „Птицы на Кормушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- учить дополнять работу деталями, путем налепа делать крылья, глаза и клюв;
- продолжать учить лепить птиц крупно;
- подбирать пластилин, соответственно цвету птиц.
- Закреплять знакомые приемы лепки;
- учить детей лепить птиц конструктивным способом;
- учить детей сглаживать места скрепления пальцами;
- учить детей путем вытягивания делать хвост, примазывать крылья,
- продолжать учить работать с пластилином;
- делить пластилин на равные части.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику рук:
Развивать память,внимание, кругозор детей:
-обогащать словарный запас детей: стека, раскатываю, прищипываю, оттягиваю, прижимаю, примазываю.
- Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнивать птиц;
-учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста;
-развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям;
-совершенствовать приемы лепки:
-развивать
Воспитательные задачи:
- Воспитывать стремление добиваться нужного результата;
- продолжать воспитывать аккуратность в работе с пластилином;
- воспитывать самостоятельность в передаче движений в лепке;
- продолжать воспитывать умение слушать и слышать воспитателя;
- воспитывать бережное отношение к природе:
- вызвать эмоционально – эстетический отклик на тему:
-воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.
-продолжать воспитывать интерес к изобразительному искусству. (лепке)
-развивать интерес к лепке птиц;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: репродуктивно-творческий, словесный, наглядный, практический.
Предварительная работа: Наблюдения птиц на прогулках и из окна, рассматривание их на картинках. Чтение рассказов, сказок, стихотворений о птицах. Изучение строения, формы птицы. Беседы о зиме и зимующих птиц. Пение песен о птицах на музыкальных занятия.
К концу НОД дети должны иметь представление: о лепке птиц конструктивным способом, о приемах лепки (раскатывание, пощипывание, оттягивание, прижимание, примазывание). Об основных признаках времени года (конце осени, начало зимы, перелетных и зимующих птицах)
Уметь:
- лепить птиц : воробья и голубя, передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет; дополнять работу деталями, путем нелепа делать крылья, глаза и клюв; лепить птицу крупную, подбирать пластилин, соответственно цвету птиц. Уметь пользоваться знакомыми приемы лепки; лепить птиц конструктивным способом, сглаживать места скрепления пальцами; путем вытягивания делать хвост, примазывать крылья, делить пластилин на равные части. Уметь оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям, аккуратно в работать с пластилином, самостоятельно в передавать движение в лепке, умение слушать и слышать воспитателя
Материалы, инструменты, оборудование НОД:
Для воспитателя:
«кормушки» как основа для коллективных композиций, две-три крышки от картонных коробок (разного размера, с низкими бортиками, например, из-под обуви или кондитерских изделий) с верёвочками или тесьмой для подвески.
Плакаты «Зима. Что мы делали зимой», «Времена года», «Цветные пейзажи».
Нотбук,музыкальная композиция про пение птиц.
Для детей:
Пластилин коричневого серого, голубого цвета, стеки, доска для лепки, стека (на каждого ребенка, салфетки бумажные и матерчатые;
Технологическая карта по лепке «Птицы на кормушке».
Содержание НОД.
I часть - организационная часть
Воспитатель вывешивает плакат «Зима» и читает детям загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
-про что загадка? (ответы детей)
- правильно, о зиме.
Зима - это время года, пора, когда выпадает снег, на улице все белым – бело, все деревья стоят в снегу. Дни зимой коротки, редко выглядывает солнце, а ночи длинные и морозные. Зимой многие птицы улетают в теплые края, потому что наступают холода и почти нечего кушать. В такое время года птицы всегда страдают от голода и холода. Люди проявляют заботу о них и помогают перезимовать.
- Дети, а каких перелетных птиц вы знаете? (соловей, ласточка, скворец, жаворонок,)
- Молодцы! А какие же птицы зимующие? (снегирь, синица, воробей, голубь)
- Напомните мне, кто такие зимующие птицы? (птицы, которые остаются на зиму и не улетают в теплые края)
- Что мы должны сделать для тех птиц, которые остаются на зиму, чтобы они смогли перезимовать? (ответы детей)
- Подкармливать, построить кормушку.
II часть – подготовительная часть
Воспитатель вывешивает плакат «Птицы на кормушке» и читает детям стихотворение Е. Благининой:
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
Воспитатель напоминает детям о том, как они во время прогулки наблюдали за птицами на кормушке, и сами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками. Затем показывает подготовленные заранее две-три кормушки из картонных коробок (крышек с низкими бортиками) с верёвочками для подвески. Предлагает угадать загадки, о птицах, которые будут лепить сегодня на занятие.
Загадывает загадку:
Собирает он проворно
Горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом
Наш любимый… (Голубь сизый)
Дети отвечают на вопросы:
- Какой окрас у голубя? (Окраска у голубей бывает черной, каштановой, синей, светло-сизой (голубой, сиреневой, коричневой, желтой, красной, вишневой, пепельной, белой и др.).
- Голубь по размеру меньше или больше воробья?
- Чем питаются голуби? (Питается семенами растений, зерновыми культурами).
- Могут ли голуби передавать письма?
Обобщение ответов детей: «Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрый воробей, (прыжки на месте на двух ногах)
Ему на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелся как волчок (кружимся на месте)
Вот присел он на минутку, (присели)
Почесал он клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень,
Полетел наш воробей! (делаем движения руками вверх-вниз.)
Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.
Загадывает загадку:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица
- Правильно это воробей, птичка, за которой мы наблюдали на участке.
Посмотрите на этого воробья. Из каких частей состоит воробей?
(Показ туловища головы хвоста и лап).
- Какой формы туловище и голова?
- Туловище круглое, немного вытянутое, голова круглая.
- Что еще есть у воробья?
- Клюв, глаза и крылья.
- Когда у воробья видны крылья?
- В полете.
- Какие у воробья глаза по цвету и величине?
- Маленькие и черные.
- А какой клюв?
- Маленький, желтовато-коричневый.
- Какого цвета сам воробей?
- Коричневого цвета, а крылья серого цвета.
- Ребята, а в какой позе можно изобразить воробья?
- Как воробей летит, стоит или клюёт.
III часть – показ последовательности выполнения работы, самостоятельная деятельность детей.
Мы с вами рассмотрели наших птиц. Я вам объясню, как нужно лепить птичек н
примере воробья. А вы слепите любую птичку.
Показывает способ лепки воробышка конструктивным способом :
берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем их в один комок, чтобы получился цвет, похожий на окраску перьев воробышков (воспитатель вновь обращает внимание детей на изображение воробьёв);
делим коричнево-серый комок пополам и одну половинку ещё раз пополам, чтобы из него получилось три кусочка - один большой и два поменьше;
из большого кусочка лепим туловище в форме яичка и сзади оттягиваем хвостик, сплющиваем пальчиками, чтобы получился воробьиный хвост, как цепочка или лопатка для сковороды;
у нас осталось два одинаковых кусочка пластилина: из одного сделаем голову и подставку для ножек, а из второго - крылышки;
этот кусочек делим на голову и подставку для йог; катаем круглую голову, прикрепляем к туловищу (показывает место прикрепления); для ног берём спичку или зубочистку, ломаем её пополам, вставляем в нижнюю часть туловища (животик) и укрепляем на подставке-лепёшке;
а крылышки делаем так: раскатываем шар, сплющиваем, разрезаем стекой пополам - получаем два одинаковых крылышка, прикрепляем их по бокам туловища;
проверяем, будет ли наш воробышек стоять на ножках (воспитатель проверяет устойчивость поделки);
оформляем голову воробышка: клюв делаем из жёлтого пластилина или просто вставляем семечку - одну, если клюв закрыт, и две, если клювик открыт; блестящие круглые глазки хорошо получатся из бусин, бисера или мелких пуговиц;
воробышек готов лететь на кормушку.
Воспитатель в игровой форме показывает детям возможности передачи движения лепной фигурки: приподнимает крылья и показывает, будто воробышек летит к кормушке, садится на неё (крылья опускаются) и начинает клевать зёрнышки (опускает голову вниз).
Воспитатель выставляет технологическую карту «Воробышки на кормушке», выбирают материал.
Прежде чем приступить к выполнению задания, сделаем зарядку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и снегирей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Начинают лепить воробышков и голубей и по мере изготовления переносят на кормушки.
IV часть- анализ работы
- Какие замечательные и красивые воробьи, голуби у нас получились.
- Давайте полюбуемся на наших птичек.
- Ой, смотрите этот воробей у нас в полете, а эта голубь клюёт, а вот этот воробей стоит.
- Ребята найдите мне самого красивого воробья.
- Самого большого голубя.
- Воробья, который клюёт.
- Птиц, которые летят.
- Ребята, вы все у меня молодцы. Все старались, отлично работали.
V часть – Итог
В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения 3. Александровой «Птичья ёлка» :
Прилетают птичьи стаи
На кормушку в зимний сад,
И в саду, не умолкая,
Колокольчики звенят.
После занятия.
Дети дополняют по своему желанию композицию «Птицы на кормушке».