Юлия Пажбекова
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Трудности пройти мы сможем, королеве мы поможем»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетное направление в соответствие с ФГОС ДО: «Познавательное развитие» - формирование элементарных математических представлений.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в средней группе „Трудности пройти мы сможем, королеве мы поможем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности, познавательной активности и интереса к математике.
Задачи:
-развивать ориентировку в пространстве;
-обследовать и анализировать геометрические фигуры зрительно-осязательным способом;
-упражнять в отгадывании загадок;
-упражнять в чередовании предметов по цвету;
-закреплять знания в названии времен года, частей суток;
-закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 5;
- закреплять пространственные представления: шире, уже; длиннее, короче;
-воспитывать готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Герои: Снегирь, Королева.
Материал:, магнитофон с записью гула самолёта и весёлой музыки, карточки с геометрическими фигурами и изображёнными предметами на каждого ребёнка, карандаши, 5 полосок из плотной бумаги различной длины, но одинаковой ширины, ковёр – самолёт, указатели, картинки с изображением частей суток (утро, день, вечер, ночь, временами года (весна, лето, осень, зима, ленты трёх цветов для физминутки, узкие и широкие полоски с красной линией справа, по количеству детей, прищепки 5 цветов на каждого ребёнка, мешочек с геометрическими фигурами на каждого ребёнка по фигуре, карточку на каждого ребёнка с недорисованной геометрической фигурой, фломастеры, карточки с цифрами от 1 до 5 с окошком без одной цифры, недостающие цифры к карточкам, следы из картона, сундук с музыкальными инструментами, раскраски для детей в подарок.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Шум за дверью. Влетает Снегирь.
-Помогите! Помогите!
- Здравствуй Снегирь, что случилось?
-Здравствуйте, ребята.
У нас в стране беда, ваша помощь нам нужна.
Приглашаю всех детей в путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания, трудные задания.
К нам в Королевство поспешите и порядок наведите!
Я прилетел из «Королевства математики». В этом королевстве, где живут геометрические фигуры и цифры, произошло несчастье. Злой Волшебник, рассердившись на Королеву этого государства, одним махом волшебной палочки отправил всех жителей в мешок и всех перепутал. Спасти их можете только вы.
Воспитатель: Но как мы можем им помочь?
Снегирь: Ребята, вы знаете цифры и геометрические фигуры? (Ответы детей).
- А умеете считать и играть? (Ответы детей)
- Значит, вы сможете помочь Королеве из «Королевства математики»
Воспитатель: Ребята, отправимся в путешествие?
Дети: Да, отправимся.
Воспитатель: А на чём можно отправиться в путешествие?
(Ответы детей)
Снегирь: Королева передала вам ковёр-самолёт. Но самолёт не простой он может полететь, только тогда, когда мы решим математические задачки. Вы готовы пройти испытание?
-Готовы.
(Дети рассчитываются на «первый», «второй». Задание выполняет по очереди каждая команда.)
Задание №1 «Построй лесенку»
Первая команда получает 5 полосок синие и жёлтые. Воспитатель предлагает детям построить лесенку: сначала взять самую длинную полоску, на неё сверху положить полоску покороче и т. д.
Задание №2 «На что похоже?»
Вторая команда получает карточки с геометрическими фигурами и изображёнными предметами, карандаши.
Индивидуальная работа с карточками.
- Мы знаем, что многие предметы похожи на геометрические фигуры.
- Возьмите карточку и карандаш.
- Соедините предметы с той фигурой, на которую он похож.
- С какой фигурой соединили куб, сливу, будильник, пирамидку, картину?
-Ребята, вы молодцы! Теперь мы можем лететь на ковре – самолёте. (Дети садятся на ковёр)
Наш ковёр летит и мчится,
Трудностей мы не боимся.
В Королевство попадём,
Королеву мы спасём!
(Звук самолёта).
-Теперь нам нужно найти правильную дорогу в Королевство.
Задание № 3: «Куда пойдёшь и что найдёшь?»
Перед детьми указатели, которые злой Волшебник сломал и поменял их местами, чтобы дети не нашли дорогу. Их нужно поставить на место.
Вперёд пойдёшь - домой попадёшь,
Вправо пойдёшь - «Королевство» найдёшь,
Влево пойдёшь - игрушку найдёшь,
Назад пойдёшь - в садик попадёшь,
Куда нам нужно пойти, чтобы Королевство найти?
Дети выбирают нужную дорогу.
-Вот мы и попали в «Королевство математики»
Задание №4 «Назови части суток»
-В Королевстве время тоже не стояло на месте, пока злой Волшебник не перепутал части суток и сейчас там только ночь. Части суток не сменяют друг друга. И чтобы всё исправить, нам нужно отгадать загадки.
Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Все ребята просыпаются,
Чистят зубки, умываются. (Утро)
Солнце в небе ярко светит
На прогулку вышли дети.
Веселиться им не лень,
Напролёт целый… (День)
Стало за окном темнеть,
Птицы стали тише петь.
Убирать игрушки нужно,
Мама всех зовёт на ужин. (Вечер)
Звёзды на небе зажглись,
Спать ребята улеглись.
Вечер, день умчались прочь.
Им пришла на смену … (Ночь)
1. Назовите части суток по порядку, и расставьте картинки. (Утро, день, вечер, ночь).
2. Сколько частей в сутках? (четыре)
3. Как называются сутки, которые прошли? (вчера)
4. Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра)
5. Как называются сутки, в которые мы живем сейчас, в настоящий момент? (сегодня).
- Снегирь мне шепчет, что очень доволен вами, но есть еще одна проблема. Злой Волшебник перепутал и времена года, давайте всё расставим по местам. Я вам загадаю загадки о временах года, попробуйте их отгадать.
Задание № 5 «Времена года»
Воспитатель читает загадки о временах года.
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима)
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят. (Осень)
(Во время отгадывания загадок дети находят и показывают соответствующие каждому времени года картинки).
- Сколько всего времен года?
-Назовите их еще раз. Вы очень хорошо справились с трудными заданиями.
Физминутка
Под музыку дети бегают врассыпную, кружатся с лентами, музыка прекращается - дети строятся в шеренгу, чередуясь по цвету лент (красный,зелёный, синий)
№ 6 «Улицы Королевства»
Воспитатель приглашает детей сесть за столы:
-Злой Волшебник разрушил дома на улицах Королевства. Нужно восстановить дома для жителей. Ребята, возьмите каждый по полоске так, чтобы красная линия была справа. Полоска – это улица. Скажите, все улицы одинаковые? (Приёмом наложения и приёмом приложения сравнивают полоски. Дети выполняют самостоятельно, фронтальная проверка). Правильно, одни улицы узкие, а другие – широкие. А на этих улицах мы построим дома из прищепок. Дома на нашей улице будут разноцветными. Первый дом – красный. Следующий дом – синий. Дальше идут зеленый, жёлтый и белый. Мы с вами дошли до конца улицы. А теперь скажите мне, синий дом, на каком месте? (На втором). А красный? (На первом). Желтый? (На четвёртом). Белый? (На пятом). Зеленый? (На третьем). Молодцы! И с этим заданием мы справились!
№7 Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Воспитатель показывает волшебный мешочек, в который злой волшебник спрятал геометрические фигуры, предлагает детям по очереди на ощупь определить, что это за фигура, и освободить её. Дети на ощупь определяют фигуру, называют её, достают из мешка, оставляют её себе.
-Вот и спасли мы все фигуры и теперь с ними поиграем. Игра называется «Угадай и промолчи». Я буду загадывать загадки, а отгадку, вы, молча, поднимайте вверх.
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно это… (круг)
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. (треугольник)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем - то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник-
Стал квадрат (прямоугольником)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня. (квадрат)
Он похожий на яйцо
Или на твоё лицо.
Вот такая есть окружность-
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг (овал)
- Ребята, вы освободили все геометрические фигуры из «Волшебного мешочка». Идём дальше.
Задание №8 «Дорисуй фигуру»
Воспитатель открывает конверт и высыпает на стол карточки по одной на каждого ребёнка. (Работа за столами).
- Ребята, злой Волшебник забрал себе стороны геометрических фигур. Теперь фигуры не знают, как они называются. Я думаю, мы должны помочь этим без имённым фигуркам. Подберите фломастер по цвету и дорисуйте пропавшую сторону геометрической фигуре.
Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают.
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись.
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Пусть дорога нелегка,
Знаем без подсказки,
Что добро сильнее зла
На яву и в сказке.
Задание № 9 «Вставь цифру»
Снегирь находит и приносит мешок.
А вот и мешок с цифрами, которые спрятал злой Волшебник. Ребята, посмотрите на карточки и подберите цифру, которую надо поставить на свободное место. Расставьте, пожалуйста, цифры на свои места.
(Предлагаются карточки по числу детей; на каждой карточке нет одной из цифр и не достающие цифры).
-Молодцы, ребята! И с этим заданием вы тоже справились.
А вы знаете, что жители Королевства любят играть на музыкальных инструментах для своей Королевы, а Королева очень любит слушать, как для неё играют. А злому Волшебнику не нравится музыка, и он заколдовал инструменты, отнял у них голос. Теперь в Королевстве тихо и грустно. Мне подсказал Снегирь, что вы сможете расколдовать музыкальные инструменты, назвав их имена, а затем поиграть на них. Но найти их мы сможем, пройдя точно по волшебным следам. (Следы ведут к сундуку, где лежат музыкальные инструменты. Дети по очереди выбирают инструмент, играют на нём, не показывая его, остальные дети отгадывают, что звучит.)
Музыкальная игра «Оркестр» №10
Мальчики играют на инструментах - девочки танцуют с платочками, затем меняются.
Рефлексия
На звуки музыки появляется Королева и благодарит детей за помощь, за то, что они навели порядок в «Королевстве математики» и помогли освободить геометрические фигуры и цифры. Что злой Волшебник теперь побоится появиться в её Королевстве, потому что, у Королевы есть такие помощники. Интересуется, как ребятки справились со всеми заданиями, что им больше всего понравилось в «Королевстве математики», какое из заданий было для них наиболее трудным? А с чем было легче всего справиться? Как они думают, что помогло им преодолеть все препятствия. (Дети вспоминают и рассказывают.) В благодарность Королева детям дарит картинки-раскраски.