Суйдимова Римма Зауровна
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Вершины, стороны и углы многоугольника. Цифра 10»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Дать детям общее представление о многоугольнике и его свойствах : наличие сторон, углов, вершин.
2. Учить показывать углы, стороны, вершины, внешнюю и внутреннюю области многоугольника, его границу.
3. Познакомить с различными видами многоугольников на основе группировки и обобщения свойств различных видов треугольников и четырёхугольников.
4. Показать зависимость названия многоугольника от количества углов, упражнять в назывании многоугольников.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Вершины, стороны и углы многоугольника, Цифра 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
5. Продолжать учить определять характер взаимного расположения геометрических фигур на плоскости, обозначая его с помощью предлогов и наречий: под, внутри, вне, слева, справа, между, на границе; учить видеть общие части фигур.
6. Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общие признаки фигур, классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, решать практические задачи. Развивать внимание, память, воображение и фантазию
7. Воспитывать интерес к математике.
Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Познание, Социализация
Материал к занятию:
У воспитателя: герои сказки квадрат, прямоугольник, произвольный четырёхугольник.
У каждого ребё нка: набор разнообразных по цвету и размеру геометрических фигур, среди которых круги, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники, разные виды четырёхугольников (ромб, трапеция, параллелограмм, пятиугольники, шестиугольники; рабочие тетради «Школа учёного Карандаша», задание № 6.
Уточнить представления детей о квадрате, прямом угле, способах сравнения длины. Познакомить с тем, что у любой фигуры углы, стороны, вершины, граница, внешняя и внутренняя области, учить показывать их.
Методические приёмы
1. Вводная часть. Постановка цели: расскажу сказку Родственники. Надо внимательно слушать её и в конце занятия сказать почему так сказка называется? Сможет это сделать тот, кто выполнит все задания и будет правильно рассуждать.
2. Основная часть.
2 .1. Рассказывание сказки «Родственники». Вопросы Как называется фигура, Как узнать, что стороны у квадрата равны?.
2.2 Встреча квадрата и прямоугольника. Вопросы Как вы узнали прямоугольник? Почему он так называется? Измерить стороны и углы. Нахождение детьми общих и отличительных признаков у фигур. Какая может быть общая фамилия у этих фигур? Нахождение других четырёхугольных фигур и объединение в единое целое
2.3. Игра «Составь фигуру». Дети располагают фигуры по разному относительно друг друга. Из разных фигур дети составляют новые.
Физкультминутка. Весёлые задачки
3. 1Проведи несколько прямых линий через точку.
3.2. Соедини прямыми линиями точки А, Б, В, А (получаются разные ГФ.)
3.3. Заштриховка кругов, закрашивание.
3.4. Составь дорожки сверху вниз из фигур так, чтобы в них не было рядом двух одинаковых по форме и цвету фигур.
3.5. В первый круг положить только большие синие фигуры, во второй — только треугольные
3. Заключительная часть. Что нового узнали? Какие трудности встретили? Что оказалось самым интересным. Дать положительную оценку деятельности детей на занятии
Ход нод.
1 часть.
- Ребята, сегодня я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая, и называется «Родственники».
Жила на свете важная фигура. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»
(Воспитатель показывает квадрат и просит назвать эту фигуру).
- Как вы узнали, что это квадрат? (стороны равны, углы прямые).
(Чтобы проверить, дети сравнивают стороны квадрата с помощью условной меры. Далее предлагается найти квадраты среди геометрических фигур у себя на столе и проверить равенство сторон любым способом. Делается вывод о равенстве сторон любого квадрата).
- Слушаем сказку дальше. «Ходил квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и поиграть в дружной компании. И решил квадрат поискать своих родственников. «Если встречу родственника, то сразу его узнаю, - думал квадрат, - ведь он должен быть похож на меня! Однажды он встретил по пути такую фигуру… (Воспитатель показывает прямоугольник). Пригляделся квадрат к ней и увидел что-то знакомое. – Как тебя зовут? – спросил квадрат».
- А вы узнали эту фигуру, ребята? (Да, это прямоугольник).
- Почему она так называется? (Все углы прямые, стороны, лежащие друг напротив друга равны. Проверить практическим путём. Сделать вывод об особенностях прямоугольника и об отличии его от квадрата).
- А теперь послушайте продолжение сказки. «Квадрат спрашивает у прямоугольника: - Мы родственники с тобой? – Я бы тоже был рад узнать об этом, - отвечает прямоугольник. – Если у нас найдется 4 признака, которыми мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники, и у нас может быть одна фамилия!»
Дети находят общие признаки: 4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны.
- А какая же у этих фигур может быть общая фамилия? (Прямоугольник)
- «Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Один раз гуляют они на полянке, и вдруг прямо к ним направляется вот такая фигура… (Воспитатель показывает неправильный четырёхугольник). – Как тебя зовут? – спрашивают фигуры. – Четырёхугольник я! – А мы с тобой родственники? – Мы имеем два общих признака!»
- А вы, ребята, сможете их назвать? (4 угла и 4 стороны)
- Давайте каждый у себя на столе найдёт других родственников квадрата и прямоугольника. (Дети находят ромб, трапецию, шестиугольник).
- «Так встретились и стали поживать одной дружной семьёй фигуры, которые стали называться многоугольниками».
- А почему они так называются? Покажите у каждой фигуры стороны, углы, вершины, внутреннюю и внешнюю области, границу. (Обобщить - много углов).
2 часть.
Игра «Составь фигуру».
Детям предлагается рассмотреть геометрические фигуры в наборе, назвать их, сгруппировать фигуры одной формы составить новые фигуры путём приложения.
А) прямоугольник из квадратов;
Б) квадрат из прямоугольников;
В) четырёхугольник из треугольников;
Г) любую фигуру из любых фигур.
После выполнения задания ребёнок называет, какая фигура у него получилась. Сделать обобщение: все фигуры можно назвать одним словом «многоугольники».
Далее предлагается расположить фигуры на столе следующими способами:
• Круг справа от квадрата
• Прямоугольник под квадратом
• Овал между квадратом и прямоугольником
• Треугольник внутри круга
• Четырёхугольник слева от квадрата
• Пятиугольник на границе четырёхугольника
Физминутка.
Воспитатель читает весёлые задачки, дети имитируют действия, отвечают на вопрос.
Пять пальцев ловко рвут траву,
Другой рукой я тоже рву,
Я травкой угощу коня,
Ну, сколько пальцев у меня?
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их?
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трёх окуней,
А рыбак Евсей – четырёх карасей.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?
3 часть.
Работа в рабочих тетрадях.
А) Выполни задания Ученого Карандаша. Отступи от точки А вправо 3 клетки и вниз 2 клетки. Поставь точку. Проведи несколько прямых линий через эту точку. Рассмотри линию, проведенную через точку Б. Проведи еще несколько линий из этой точки. Определи длину отрезка ВГ (в клеточках). Отметь точкой на линии, проведенной из точки Д, отрезки длиной в 3, 5 и 8 клеток.
Б) Соедини прямыми линиями точки А, Б, В, А; Г, Д, Е, Г; Ж, 3, И, Ж, Какие фигуры у тебя получились? По сколько вершин, углов и сторон в каждой из этих фигур? Раскрась фигуры карандашами разных цветов.
В) Соедини последовательно точки А, Б, В, Г, А. Какая фигура у тебя получилась? Сколько у нее вершин, углов, сторон? Раскрась фигуру.
Отступи вправо от точки В две клетки и начерти квадрат, сторона которого на одну клетку длиннее, чем у первого квадрата. Раздели этот квадрат пополам. Раздели его пополам другим способом. Какие фигуры у тебя получились в каждом случае? Отступи еще две клетки вправо и начерти еще один такой же квадрат. Раздели его на 4 равные части. Какие фигуры у тебя получились на этот раз?
Посмотри на фигуры, которые нарисовал Ученый Карандаш. Чем похожи и чем отличаются эти фигуры? Как все они называются? Нарисуй под ними несколько разных четырехугольников. Раскрась их карандашами разных цветов.
Г) 1. Заштрихуй круг, у которого обозначен центр.
2. Закрась большой круг желтым карандашом, а маленький — синим. Та часть, которая стала зеленой, называется их общей частью. Она принадлежит и большому, и маленькому кругам.
3. Раскрась часть фигуры, принадлежащую только квадрату, синим карандашом, а часть, принадлежащую только кругу, — красным.
4. Закрась часть круга вне квадрата желтым карандашом.
5. Раскрась часть, принадлежащую и квадрату, и кругу, оранжевым карандашом.
6. Составь дорожки сверху вниз из фигур так, чтобы в них не было рядом двух одинаковых по форме и цвету фигур. Используй только красный, синий и зеленый цвета.
Д) У тебя есть наборы фигур — большие квадрат, круг и треугольник и маленькие квадрат, круг и треугольник. Есть также два очень больших пересекающихся круга. В первый круг можно положить только большие синие фигуры, во второй — только треугольные. Нарисуй это. А в общей части кругов нарисуй фигуры, которые могут быть и в первом, и во втором кругах.
4. Подведение итогов.
- Что понравилось на занятии?
- Что нового узнали?
-Чему научились?
Дать дифференцированную оценку.