лидия шишкина
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : подготовительная группа.
Тема: «Путешествие в страну математики».
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»
Форма совместной деятельности: занятие-путешествие.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Путешествие в страну математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Цель: Закрепление полученных математических знаний, умений и навыков.
Задачи:
Познавательное развитие:
Развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (количестве и числе);
- закрепить знания о геометрических фигурах;
- закреплять знание детей о математических знаках : =, и правильно их использовать
- продолжать учить детей раскладывать числа на два меньших числа.
- совершенствовать умение решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр, выделять в задачах – условие, вопрос, решение, ответ.
- развивать зрительно – пространственное восприятие и ориентировку при работе в тетради в клетку.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать положительную мотивацию на занятии;
Воспитывать умение вести разговор на заданную тему;
Закреплять умения применять полученные знания в играх, воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Речевое развитие:
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь,
Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Физическое развитие:
Совершенствовать умение точно, в заданном темпе и ритме выразительно выполнять физические движения.
Материал :
Демонстрационный : интерактивная доска, набор цифр от 1 до 9;
Раздаточный: тетради в клетку, карандаши; математические пеналы, «блоки Дъенеша»
Этапы, последователь-ность Организация совместной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
Психологический настрой
Цель:
Создание благоприятной психологической атмосферы, эмоциональная поддержка ребёнка.
Методы организации работы:
-игровые моменты,
- сюрпризный момент. Слайд 1 (путешествие)
Звенит колокольчик
Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Отлично! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Садитесь на свои места
Воспитатель рассматривает и удивленно говорит:
- Ребята, посмотрите вокруг, вы ничего необычного не видите в группе? (ответы детей).
- Да, и я сегодня заметила необычный конверт, оформленный цифрами, знаками, геометрическими фигурами, но без вас его вскрывать не стала. Создание эмоционального настроя на работу.
Организация образовательного пространства.
Звонит колокольчиком и настраивает детей на совместную деятельность.
Рассматривает группу и показывает
необычный конверт, заинтересовывает детей.
Установление зрительного, слухового контакта.
Приветствуют гостей,
выполняют требования воспитателя, показывают и рассматривают конверт, делятся догадками.
Введение в игровую ситуацию
Цель :
Установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии, мотивация познавательной деятельности.
Методы организации работы:
- занимательные примы,
- игровые моменты,
- наглядный показ,
- прослушивание отрывка музыкального произведения,
- сюрпризный момент,
- чтение четверостишья. Интересно от кого же это письмо, давайте прочитаем.
Читает письмо: (слайд2)
«Здравствуйте, дорогие ребята. В нашей математической стране случилась неприятная история: перессорились все цифры, выясняя какая из них самая главная. Спорили долго, но так и ничего не решили, только обиделись друг на друга и разбежались. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Вы же знаете, что без цифр не обойтись не взрослым, ни детям.
Ваш друг Царица Математики».
- Ну, что, ребята, поможем Царице Математики навести порядок в ее математическом царстве. Я думаю, что путешествие будет для вас очень интересным и занимательным, за каждое выполненное задание Царица будет дарить вам по одному лепестку, чтобы вы смогли сложить из них слово и прочитать.
Ребята, вы хотите попасть в Страну Математики?
. На чём же мы отправимся? (варианты ответов детей).
Чтобы узнать, какой транспорт нам понадобится, нужно соединить на листе точки по порядку. И получится картинка. Я дам вам небольшую подсказку, загадаю загадку.
Загадка: Чудо-птица синий хвост полетела в стаю звёзд? (ракета слайд 3).
Молодцы, вы справились с заданием, но чтобы ракета взлетела, нам нужно выполнить следующее задание: построить ракету из геометрических фигур. А как вы думаете, из каких геометрических фигур может состоять ракета? (варианты ответов детей)
Она будет состоять из 2 квадратов,1 треугольника и 2 ромбов. Молодцы, ребята. Наша ракета готова к взлёту.
Слайд 4 (замок страны математики)
В. - Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей
Ждут вас испытания
Сложные задания.
Слайд5 (открытые ворота)
И так отправляемся на поиски цифр. Закройте глазки и посчитайте до 5, открывайте. Формирование представлений о предстоящей деятельности.
Читая письмо, знакомит детей с темой занятия
показывает слайд с распахнутыми воротами, чем стимулирует интерес к занятию,
предлагает занять свои места,
читает четверостишье, приглашает отправиться в путешествие.
Организационный и
эмоциональный настрой на работу
отвечают на вопросы,
работают в тетради,
строят ракету из геометрических фигур,
Осознают и принимают поставленную задачу,
слушают воспитателя, занимают свои места, считают до 5
Организационно - поисковый
Актуализация имеющихся знаний.
Цель для воспитанников:
- развивать мыслительную деятельность в ходе путешествия в страну математики.
Цель для педагога:
В процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических методов и приемов:
- оценить уровень практической подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, мотивировать на активное восприятие нового
материала;
-развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ребенка через представление собственных знаний;
-развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.
Методы организации работы:
- упражнение конструктивного творческого характера,
-интерактивная игра,
занимательное упражнение,
загадывание загадок,
-беседа-рассуждение,
- наглядный показ образца,
- решение проблемной ситуации,
-игровые развивающие упражнения.
Слайд6 (цветочная полянка)
Мы с вами попали на прекрасную полянку, где растёт много красивых цветов и порхает много разноцветных бабочек. А есть ли среди них цветы, которые вам знакомы, назовите их?
(ответы детей, ромашка, василёк).
Правильно! Вот и первое задание, из блоков Дьенеша вам необходимо собрать цветочную полянку.
Упражнение конструктивного творческого характера «Собери цветок».
Какой цветок у тебя получился? Какие геометрические фигуры ты использовал для работы? Из каких геометрических фигур можно собрать цветок?
(ответы детей, прямоугольники, треугольники, овалы, круги, квадраты).
Молодцы с первым заданием справились и Царица – математики дарит вам первый лепесток.
(слайд 7)
Следующее задание Правильный знак
Воспитатель: В этом задании нужно написать знаки, ,= в пустых клеточках.
Воспитатель: Напишите знаки. А теперь давайте проверим, правильно ли вы сделали задание. Посмотрите на экран Прочитайте запись.
2 3 9 8 6 5
5 4 7 8 4=4
Молодцы, с заданием справились. Ещё несколько цифр нам удалось вернуть и получить второй лепесток
Слайд 8 (цифра 8)
В. - Я вижу ещё одну цифру, она спряталась в цветке, вернётся только тогда, когда вы составите её из двух меньших чисел (состав числа 8). Для этого нам надо поиграть в игру «Ручеёк».
Игровое развивающее упражнение «Ручеёк»
На столе лежат карточки с цифрами, возьмите каждый по одной. По моему сигналу «удар в бубен» вы должны встать парами так, что бы образовалось число восемь. А теперь каждая пара, начиная с первой, произнесёт, из каких меньших чисел составлено число 8.
В. - Молодцы, мы отлично справились с заданием, вернули ещё цифры и у нас есть третий лепесток.
В. - В четвёртом задании цифры спрятались в загадке.
«Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом,
Ходят братья друг за другом».
(Дни недели).
И ещё одна загадка:
«На первую ступеньку
стал парень молодой.
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой»
(Год)
Игра «Угадай-ка»
Сколько дней в неделе?
Какой день недели сегодня?
А завтра какой будет?
Как называется последний день недели?
Пятница между какими днями находится?
Сколько месяцев в году?
Какой месяц начинает год?
Назови соседей сентября?
За ноябрём какой идёт месяц?
Назови весенние месяцы?
Умницы, вы вернули ещё цифры! И нам подарили ещё один лепесток четвертый.
Воспитатель настраивает воспитанников на активную познавательную деятельность.
Предлагает собрать цветок из блоков Дьенеша, за выполнение задания вручает лепесток, хвалит детей.
Показывает слайд «цифры и знаки на цветочной полянке», просит назвать знаки, правильно их расставить и прочитать выражение;
хвалит детей, вручает лепесток.
Показывает цифру 8, просит собрать её из двух меньших чисел; предлагает поиграть в игру «Ручеёк» и назвать состав числа 8, хвалит детей и вручает лепесток.
Загадывает загадки,
задаёт вопросы по темам «Дни недели», «месяца года»,
хвалит детей, подаёт лепесток.
Дети включаются в работу воспитателя по ходу комментируя увиденное.
Выкладывают цветок из блоков Дьенеша, отвечают на вопросы педагога.
Слушают воспитателя, подходят к доске, выполняют задания, читают выражения.
Рассматривают слайд, встают парами, образуя число 8, называют два числа, которые образуют 8.
Внимательно
слушают воспитателя, отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя
Динамическая пауза.
Цель:
Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. Слайд 9 (дети делают зарядку)
В. - Цифры мы искали и немножечко устали, так давайте отдохнём.
Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
Предлагает детям отдохнуть, читает текст и демонстрирует движения. Произносят текст и выполняют движение согласно тексту.
Объяснение нового материала
Цель для воспитанников:
Развивать умение самостоятельно составлять и решать небольшие задачи.
Цель для педагога:
Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами, формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
Методы организации работы:
использование проблемных вопросов и заданий,
занимательные приёмы, рассказ воспитателя с элементами беседы, наглядный показ.
Слайд 10 (возле дерева грибы)
В. - Ребята, а я знаю, где ещё могут прятаться цифры, конечно в задачах.
Но перед тем как решить задачу давайте вспомним, сколько частей в задаче? (ответы детей, две.)
В. - Назовите их.
(ответы детей, условие, вопрос).
Решение задач
В. - Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на мои вопросы.
Около зеленой елки росло 5 грибов, а у голубой 3 гриба. Сколько съедобных грибов росло под елкой?
Есть ли в этой задаче условие?
(ответы детей, да).
В. - Назовите его. Есть ли в этой задаче вопрос?
(ответы детей, да).
В. - Назовите его.
А теперь используя цифры и знаки, запишите задачу и решите её.
Слайд 11 (птицы на ветке)
В. - А сейчас посмотрите на картинки и попробуйте самостоятельно придумать задачу.
Какое будет условие задачи?
(ответы детей, на ветке сидели 5 воробьёв прилетели и сели рядом ещё 2 синицы).
В. - Какой вопрос мы зададим?
(ответы детей, сколько птиц сидит на ветке)
Запишите задачу и решите её.
В. - И с этим заданием справились отлично, Царица – математика дарит нам ещё два лепестка с цифрами 5и 6.
В. –Вы очень много знаете и умеете.
Нам предстоит отыскать ещё одну цифру, и все цифры будут в сборе.
А как же цифры отправить в страну математики?
(ответы детей).
В. -Отгадку мы найдём, если правильно выполним последнее задание.
В. – Открываем тетради, на листе исходная точка, от неё вы сейчас начнёте писать графический диктант.
«Написать диктант непросто.
Алфавит весь надо знать,
А в графическом диктанте –
Точно клетки все считать!»
Берем карандаши, покажите как вы, их держите (в правой руке, тремя пальцами «щепотью»). Приготовились!
Математический диктант : «Паровоз» :
От нарисованной точки проведите 1 клеточку вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 3 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 9 влево, 1 вниз, 6 вверх.
Слайд 12
В. – Что же у нас получилось?
Правильно, паровоз. И мы получаем последний лепесток с цифрой 7.
На этом паровозе и отправим цифры в страну математики.
Ребята, видите, какие вы молодцы!
Нам осталось перевернуть лепестки и прочитать слово.
(дети переворачивают лепестки и читают слово «СПАСИБО»).
В. Это Царица Математики благодарит вас за помощь.
Предлагает назвать, из каких частей состоит задача, проговаривает задачу, просит выложить решение задачи, используя цифры, показ решения на слайде, похвала детей, вручает лепесток.
Просит открыть тетради, найти исходную точку и написать графический диктант, зачитывает четверостишье, проводит графический диктант, спрашивает «Что получилось?», просит перевернуть лепестки и прочитать слово на лепестках цветка.
Считают, отвечают на вопросы воспитателя, записывают решение с помощью цифр, самостоятельно составляют задачу, определяют условие и вопрос.
Выполняют задание воспитателя, пишут графический диктант, отвечают на вопросы воспитателя, называют полученную фигуру, переворачивают лепестки и читают полученное слово «Спасибо».
Рефлексивный этап
Цель:
Подведение итогов ООД, обобщение полученного ребёнком опыта.
Формирование элементарных навыков самооценки.
Давайте вспомним, где мы сегодня побывали, что делали?
У вас на столах лежат весёлые человечки. Выберите подходящего человечка и попробуйте оценить свою работу сами.
Чем мы с вами сегодня занимались?
Что понравилось, запомнилось больше всего?
Кто испытывал трудности? В каком задании?
Все вы хорошо поработали и помогли навести порядок в стране математики и заслужили гостинцы от Царицы – Математики. Предлагаю проанализировать свою работу с помощью наводящих вопросов и весёлых человечков.
Оценка педагогом, все вы хорошо поработали. Высказываются по поводу полученной информации,
своего эмоционального состояния.