Людмила Алексеевна Муратова
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие по сказке «Колобок». Счет в пределах пяти. Сравнение групп предметов» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Формирование математических представлений через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные – закрепить знания цифр от 1 до 5; упражнять в счёте в пределах пяти. Развивать умение сравнивать группы предметов. Закрепить представление о частях суток. Закреплять знания геометрических фигур, умение выкладывать цепочку фигур по заданной схеме. Упражнять в ориентировке на листе бумаги слева, справа, вверху, внизу, на середине.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Путешествие по сказке „Колобок“, Счет в пределах пяти, Сравнение групп предметов“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие – развивать логическое мышление; умение слушать вопрос, отвечать полным ответом; развивать память, сообразительность, внимание, образное мышление, познавательную активность.
Воспитательные – воспитывать интерес к математике, прививать любовь к сказкам, вызывать сочувствие, поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями сказки.
Методические приемы: Сюрпризный момент, игровой, наглядно-словесный, показ, объяснения.
Словарная работа: Сколько столько, геометрические фигуры слева, направо, вверху, внизу, на середине.
Предварительная работа: драматизация русской народной сказки «Колобок», отгадывание загадок.
Материал:
Демонстрационный: магнитные доски, мольберт, схема-план, набор цифр, домики, животные – волк, медведь, лиса, заяц, дед, бабка, колобок (из настольного театра, геометрические фигуры из картона, схема-дорожка их геометр. Фигур, сюжетные картинки «Части суток», «Озеро» из ткани, набор «Рыбки» (плоскостные на магните, палочки из природного материала для домика медведя.
Раздаточный: карточки с двумя полосками, фигурки зайчиков и морковок по пять штук на каждого ребёнка, листы бумаги зеленого цвета, кружки красного цвета на каждого ребенка).
Ход занятия:
(дети заходят в группу, их встречает воспитатель)
Вос-ль: «С добрым утром ребятишки
И девчонки мальчишки!
В путь с собою позвала!»
Вос-ль и дети: (берутся за руки)
«Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем «Здравствуйте, друзья!»
Вос-ль: Ребята, а вы хотите отправиться в сказочное путешествие? А давайте отправимся с вами в сказочное путешествие по сказке «Колобок». Согласны? Тогда мы должны сказать волшебные слова: «Раз, два, три! В сказку попади!»
Вос-ль: (обращает внимание детей на полянку, на которой стоит домик, дед, баба).
«Жили были дед и баба на полянке у реки
И любили очень-очень на сметане колобки.
Бабка тесто замесила, колобка она слепила,
В печь его поставила, там его оставила.
Вышел он румян, пригож и на солнышко похож.
Он остыть хотел немножко и улёгся на окошко.
Тут лучиласть с ним беда…
Утащила колобка рыжихвостая лиса.
Вос-ль: Ребята, а вы хотите помочь деду и бабке найти колобка. У нас с вами есть план нашего путешествия, который нам поможет найти колобка (подходим к мольберту, рассматриваем план).
Вос-ль: А как вы думаете, откуда мы начнём наше путешествие? С какой цифры? (с цифры 1).
Вос-ль: Ну что ж, отправляемся с вами в лес.
Пальчиковая гимнастика «В лесок»
(дети сжимают и разжимают кулачки, загибают пальчики)
«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик – по дорожке,
Этот пальчик – по тропинке,
Этот пальчик – за малиной,
Этот пальчик с Колобком,
С кем-то встретился тайком».
Вос-ль: (обращает внимание детей на полянку, где стоит домик, зайчик, цифра). Ребята, а кто хочет рассказать нам стишок про цифру 1?
«Стоит единичка,
Похожа на спичку.
Она просто чёрточка,
С маленькой чёлочкой!
Вос-ль: Умница, Мелисса. Ребята, на этой полянке живёт заяц, и у него для вас есть задание. Вы хотите его выполнить?
Вос-ль: «Друг за другом повернитесь
И на стульчики садитесь».
Задание № 1
«Накорми зайца»
Ход занятия: (на столах лежат плоскостные фигурки зайчат, морковок, карточки с двумя полосками).
Вос-ль: Положите на верхнюю полоску 4 зайчика.
А на нижнюю полоску положите столько морковок, чтобы их хватило каждому зайчику. (вопросы к детям, ответы детей).
А теперь положите ещё одного зайчика (дети считают) .
Сколько зайчиков? А морковок? Что нужно сделать, чтобы у каждого зайчика была морковка? (ответы детей, считают).
Сколько зайчиков, морковок? Что мы можем сказать про них?
Молодцы, задание выполнили.
Вос-ль: Ребята, чтобы продолжить наш путь, мы посмотрим на наш план (подходим к мольберту, смотрим идём дальше).
Вос-ль: (обращает внимание детей на полянку, где стоит домик, волк, цифра).
Ярослав: ты знаешь стишок про эту цифру? А нам расскажешь?
«Цифра 2 сердитый гусь,
Шейка, хвостик, ой, боюсь!»
Вос-ль: Молодец, Ярослав. Ребята, на этой полянке живёт волк, и он просит вас помочь ему. Он путает части суток. Он живёт в лесу, в детский сад не ходит, и поэтому путает. Он говорит, что светло бывает ночью, а днем темно. Это правильно? А хотите помочь волку? Давайте все вместе расскажем волку, когда что бывает.
Дид. игра «Когда это бывает?»
(сюжетные картинки на мольберте)
Вос-ль: Ребята, отгадайте загадки
1 «Солнце встало только-только.
В сад ведут детишек.
Там игрушек много – много
Зайчиков и мишек.
Все детишки в сад идут
Это время как зовут?» (утро)
Вос-ль: Правильно. Кто подберёт картинку, для этого времени суток? Почему ты выбрала эту картинку?
2 «Солнце в небе ярко светит,
Погулять выходят дети
Погулять и вы хотите?
Время это назовите!» (день)
Вос-ль: Подберите картинку, которая подходит для этого времени суток.
3 «Скоро солнышко садится,
Небо потемнело.
Все закончили трудиться,
Отложили дело,
Всех детей домой ведут,
Это время как зовут?» (вечер)
Вос-ль: Покажите картинку для этого времени суток.
4 «В небе звёздочки зажглись!
Все в кроватки улеглись
Засыпают сын и дочь.
Что за время это?» (ночь)
Вос-ль: Ребята, а кто покажет картинку, которая подходит к этому времени суток? А почему вы так думаете?
Вос-ль: Молодцы, ребята, теперь волк никогда не перепутает части суток. Ну, что продолжим наш путь? Вернёмся к нашему плану и продолжим наш путь? А вот и следующая полянка. Это какая цифра? А кто расскажет стих про эту цифру Расскажи, Есения?
«Сложим два крючка, смотри,
Получилась цифра три»
Вос-ль: А на этой полянке живёт медведь, посмотрите. Ребята, а Мишка почему-то грустный. Как вы думаете, почему? (у него нет домика). Конечно, поэтому он и грустит. А мы можем ему помочь? Что мы можем сделать? (построить домик). А посмотрите, здесь и палочки есть, только нужно выложить домик. Кто хочет выложить домик?
(двое детей выкладывают домик, а остальные дети выполняют динамическую паузу)
«Раз, два, три, четыре, пять
Будем строить и играть (шагают на месте)
Дом большой, высокий строим (на носочках вверх)
Окна строим, крышку колем (руками показать крышу)
Вот такой красивый дом (руку вперёд, большой палец вверх)
Будет жить Мишутка в нём!
Вос-ль: Давайте, ребята! Посмотрим какой дом выложили наши дети. Какой красивый, большой, молодцы! Теперь Мишка не будет грустить и говорит вам, спасибо. А теперь мы отправляемся дальше в путь, ведь нам нужно найти колобка. Смотрите ребята, а это какая цифра? (4) А кто знает эту цифру?
«Вилку как-то уронили
Один зубчик отломили.
Вилка эта в целом мире,
Называется «четыре»
Ребята, на нашем пути озеро. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы перейти это озеро? (построить мостик)
А как вы хотите построить мостик? У нас с вами есть подсказка – схема этого мостика (рассматриваем схему). Ребята, из чего мы будем строить мостик?
(дети и вос-ль берут по одной геометрической фигуре)
Вос-ль: Я кладу жёлтый квадрат.
Чья фигура будет следующая?
(все выкладывают по очереди свою фигуру, называя её форму м цвет. Мостик построен, мы можем отправляться дальше.) – рассматриваем план и подходим к цифре (5).
Вос-ль: Ребята, а это какая цифра? (5). А кто прочитает стих про цифру 5? Ну, Артём, расскажи?
«Цифра пять с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять,
Дети любят получать.
Вос-ль: Ребята, на этой поляне живет лиса, а рядом футбольное поле.
Лиса очень любит играть футбол. Хотите поиграть с лисой?
Дети:….
Д. игра «Мяч в ворота»
Вос-ль: Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте.
Вос-ль: Стукнешь о стенку, а я отскачу
Бросишь на землю, а я подскачу
Я из ладони, в ладони лечу,
Смирно лежать не хочу.
Дети:…
Вос-ль: Мы с вами поиграем с мячом (показываю круг). А это поле (показываю лист зеленого цвета).
Вос-ль: Положите левую руку на лист, а правой рукой возьмите мяч и положите на середину поля.
Вос-ль: Мяч летает по полю. (дети водят пальчиком мяч по всему листу).
Вос-ль: Где остановился мяч?
Дети: Внизу, вверху, справа, слева, на середине.
Вос-ль: Молодцы! Справились с заданием, лисе очень понравилось играть футбол и она отпустила колобка.
Вос-ль: Ну что же, ребята, теперь нам нужно отнести колобка дедушке и бабушке (дети идут к домику деда с бабкой, отдают колобка).
Вос-ль: А теперь нам пора возвращаться.
«Раз, два, три повернись
И в саду очутись».
Итог
Вос-ль: Ребята, давайте вспомним где мы с вами были?
Дети: В лесу.
Вос-ль: А с кем мы встречались? А какие задания мы выполняли?
Дети: ….
Вос-ль: А сейчас возьмите фишки и положите их рядом с тем героем, чье задание вам понравилось больше всех (дети относят фишки)
Вос-ль: Молодцы, ребята, но пока мы с вами выручали колобка, бабушка для вас приготовила угощение (раздача угощений).