Анна Говоркова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Сказочное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
с использованием игровых технологий
для детей старшей группы
«Сказочное путешествие»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „Сказочное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Интеграция образовательных областей: познание (формирование элементарных математических представлений); коммуникация; социализация; физическая культура; музыка.
Цель: учить детей счету от 1 до 8.
Задачи с учетом интеграции образовательных областей:
1. ПОЗНАНИЕ
• Вызвать у детей интерес к изучению цифр с помощью игровых ситуаций;
• Учить самостоятельно решать поставленную задачу;
• Познакомить детей с цифрой 8, составом числа 8;
• Учить сопоставлять количество предметов с цифрами;
• Учить сравнивать цифры;
• Развивать слуховое и зрительное внимание;
• Развивать логическое и пространственное мышление;
• Продолжать упражнять в счете от 1 до 8;
• Учить писать цифру 8.
2. КОММУНИКАЦИЯ
• Развивать свободное общение между взрослыми и детьми;
• Обогащать словарный запас детей словами «восемь».
3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
• Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении задания;
• Воспитывать культуру поведения на занятии.
4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
• Развивать умение выполнять задание по звуковому образцу;
• Развивать быстроту и ловкость;
• Учить держать равновесие.
5. МУЗЫКА
• Прививать эстетический вкус к музыке;
• Учить слушать песню.
Цель использования игровой технологии в дошкольном образовании: выработать у ребенка умения и навыки самостоятельного поиска способов и средств решения задач в игре.
Методы и приемы: сюрпризный момент (введение сказочного персонажа «Курочка Ряба», «Баба Яга»); показ; беседа; игровые ситуации; поощрение; задание; объяснение; рассматривание; закрепление; итог.
Предварительная работа : изучение цифр от 1 до 7, игра на закрепление счета, разгадывание загадок с цифрами; игра в математическое лото; игра в детское домино.
Оборудование: перчаточная кукла «Курочка Ряба», перчаточная кукла «Баба Яга», разрезанная карточка с цифрой 8; лабиринт; карточки с цифрами от 1 до 8; счетные палочки; магнитная доска; картинки с изображением цыплят, деревья из картона (лес, песенка «Иди мой друг дорогою добра», картинки цифры 8 в виде 2 бубликов, очков, снеговика; прописи с цифрой 8; загадки.
Планируемые результаты. Дети познакомились с цифрой 8, научились ее узнавать с помощью характерных признаков. Дети научились считать от 1 до 8. Дети научились писать цифру 8.
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Вводная часть (2 – 3 минуты).
Дети сидят на ковре в кругу.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришел персонаж из одной сказки. Давайте мы его встретим (одевает на руку куклу «Курочка Ряба»). Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Да, это Курочка Ряба.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у нашей гостьи случилась беда? Кто-то украл ее цыплят! Может, мы поможем Курочке?
Дети: Да!
Воспитатель: А для того, чтобы узнать, сколько же цыплят у нее пропало, нам нужно сложить вот эту картинку (достаёт 2 разрезанные картинки с изображениями цифры 8). Что же изображено на этих картинках?
Дети: Цифра 8.
Воспитатель: А на что она похожа?
Дети: на 2 кружочка, на снеговика и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно увидели. Я вам сейчас прочитаю стихотворение:
Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.
Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим,
Цифра 8 плюс крючки-
Получаются очки.
К этой цифре ты привык.
Эта цифра - снеговик.
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру 8!
Основная часть (18-20 минут).
Введение игрового персонажа Баба Яга:
Баба Яга: Ага! Сидите здесь, развлекаетесь! Ряба, это я твоих цыплят забрала, никогда ты их больше не получишь!
Курочка Ряба начинает плакать.
Воспитатель: Дети, скажите, правильно Баба Яга поступила?
Дети: Нееет!
Баба Яга: Да какая разница, вы ничего не сможете сделать! Вы даже не знаете, сколько я их украла. Да вы и считать-то не умеете!
Дети: Умеем, 8!
Баба Яга: Вы оказались умнее, чем я думала. Ну, ничего, все равно не сможете их найти, я для вас много испытаний приготовила! (уходит)
Воспитатель: Курочка Ряба, не переживай. Я, кажется, знаю, какие испытания нам приготовила эта злодейка! Вон она на столе оставила непроходимые лабиринты, чтобы попасть в ее лес. Давайте скорее пройдем их, чтобы помочь Курочке.
Дети проходят лабиринты и попадают в лес дремучий.
Воспитатель: Итак, ребята, мы попали в дремучий лес.
Баба Яга: Сюда попали, ну ничего. Мои испытания становятся все сложнее.
Воспитатель достает магнитную доску, на которой перепутаны все цифры.
Воспитатель: Ребята, злая Баба Яга все цифры перепутала, а нам нужно составить их в ряд.
Дети выполняют задание.
Баба Яга: Это вы сделали, а теперь ответьте на несколько моих вопросов. Какие цифры находятся до цифры 8. А назовите мне соседей числа 6. А какие цифры между цифрами 4 и 7? А какие цифры между цифрой 5 и 8? (Дети отвечают). АААААх, все смогли! Ну, ничего, вы у меня еще попляшете. (Уходит).
Воспитатель: Ребята, а я, кажется, знаю, какое будет следующее испытание. Садитесь за стол. Нам сейчас с вами предстоит узнать, из чего же состоит цифра 8. Перед вами лежат счетные палочки. Посчитайте, сколько их у вас? (Дети считают, получается 8). А теперь отложите вправо 5 палочек, сколько осталось?
Дети: 3.
Воспитатель: А всего их сколько?
Дети: 8.
Воспитатель: Ребята, значит, чтобы получилась цифра 8, нужно сложить 5 и 3. А теперь отложите в строну 4 палочки. Сколько осталось? (Ответы детей). Правильно, значит, цифра 8 состоит из 4 и?
Дети: 4!
Воспитатель: А теперь предложите, сколько мы можем отложить палочек в сторону. (Дети предлагают). Хорошо, давайте отложим 6. Сколько осталось?
Дети: 2!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сейчас с вами узнали, что число 8 состоит из 4 и 4, 5 и 3, 6 и 2, 7 и 1. Вы прекрасно справились с этим испытанием, а теперь я предлагаю вам отдохнуть. Баба Яга не дождется, что мы грустили!
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой)
И все дружно вместе встали. (Встали)
Воспитатель: Ну что ж, ребята, мы отдохнули, можно и дальше отправляться на поиски цыплят.
Появляется Баба Яга.
Баба Яга: Хоть вы и отдохнули, но ни за что и никогда вы не сможете написать цифру 8!
Воспитатель: Баба Яга, мы сейчас все напишем! Правда, ребята?
Дети выполняют задания в прописях (пишут цифру 8).
Баба Яга: Ну что ж, сделали вы это, а теперь доберитесь до меня через болото! Никогда не сможете!
Воспитатель: Ребята, на болоте есть островки, у каждого островка есть своя цифра. Вам нужно перепрыгнуть по порядку до того берега по островках, и тогда вы доберетесь до Бабы Яги!
Дети перепрыгивают по островкам от 1 до 8 под музыку «Дорога добра».
Баба Яга: Хорошо, дети! Если вы загадки отгадаете, то получите своих цыплят!
1)Цифра с буквой «3» похожи,
Как двойняшки, посмотри.
Даже перепутать можно
Букву «3» и цифру. («три»)
2)На поляне у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать
Кто успел их сосчитать? (Четыре жука)
3) Два круга рисую смело,
Чтобы цифру получить!
Раз кружочек, 2 кружочек,
Получилась цифра … (восемь).
Баба Яга: Забирайте своих цыплят, вон они под деревом лежат. А я побежала поскорей!
Воспитатель: Курочка Ряба, посмотри, мы всех цыплят нашли. Ребята, посчитайте, сколько цыплят под деревом сидело?
Дети: (после подсчета) 8.
Курочка Ряба: Спасибо, ребята. Никогда я не забуду вашей доброты!
Заключительная часть (1 - 2 минуты).
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше приключение? А что вам больше всего запомнилось? А какая цифра нам сегодня часто попадалась? А что было самое сложное? Вы, ребята, молодцы, я вами горжусь!
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Деркунская В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 128 с.
2. Куражева Н. Ю., Тузаева А. С. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012. – 144 с.
3. Математика от трех до семи : Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов /Ав. -сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе; Худ. И. Н. Ржевцева. – Спб. : «Детство-пресс», 2010. – 176 с.