Анастасия Белова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Программные задачи:
Обучающие:
Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов;
Совершенствовать умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов;
Закрепить использование усвоенных понятий - “длинный”, “короче”, “ещё короче”, “самый короткий”;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Средняя группа
- Темочки
Активизировать использование предлогов для обозначения местоположения предметов в пространстве и относительно себя.
Развивающие:
Развивать любознательность.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать сообща.
Материалы и оборудование:
- конверт с письмом, карта, детская морская форма, мяч, четыре ключа разного цвета и размера, корабль (на стулья одет чехол ввиде корабля); фонограмма
- книга, карточки с изображением геометрических фигур; предметные карточки;
- магнитная доска, пальма, жёлтые и зелёные бананы;
- интерактивная доска с изображением “Волшебного дворика”, животных;
- сундук, шоколадные монеты.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с нашей группой? Она превратилась в волшебные острова.
Воспитатель: Какой-то конверт лежит, давайте посмотрим что в нём. (Открываем конверт, находит в нём карту, рассматриваем.)
Воспитатель: Посмотрите, здесь ещё что-то есть (достаёт из конверта письмо).
Воспитатель читает письмо.
«Карта указывает, где находится клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по этим островам. На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. На каждом острове за выполненное задание-испытание вы сможете получить ключи-помощники, только тогда вы сможете отыскать клад.»
(Обращаемся к карте)
Воспитатель: Итак, первый остров - остров “Наоборот”.
Воспитатель: А на чём же мы поплывём?
Дети: На корабле.
Воспитатель: Мы станем очень дружной морской командой. Я буду капитаном (воспитатель и дети надевают атрибуты морской формы, а вы моряками.
Воспитатель: Ну что, поплывем? Тогда в путь. (Звучит музыка)
Остров «Наоборот».
Практическая игра “Наоборот” (с мячем)
Воспитатель: На этом острове всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется “Наоборот”. Я буду кидать одному из вас мяч и называть слово, а вы должны назвать противоположное по смыслу и кинуть мяч мне обратно.
Низкий - высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Первый, красный).
Отправляемся дальше (обращаемся к карте).
Обыгрывается ситуация с кораблём - дети руками имитируют плавающие движения.
Остров “Геометрических фигур”.
Практическое задание «Разложи»
Лежит книга “Геометрических фигур”. Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой – треугольник, на третьей – круг, а на четвертой - прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.
Воспитатель: Ветер растрепал книгу, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали из своих страниц. Может быть, мы поможем книге “Геометрических фигур”? Надо все картинки разложить по своим страницам.
Воспитатель: Отыщите страничку с фигурой, у которой нет углов и которая похожа на солнце. Леша, какая это фигура? (Круг)
Воспитатель: Возьмите страничку, на которой расположена фигура, у которой есть три угла и три стороны. Стас, какая это фигура? (Треугольник)
Воспитатель: Найдите страницу, где есть фигура, которая имеет четыре угла и четыре равные стороны. Ника какая это фигура? (Квадрат)
Воспитатель: Как называется фигура, которая тоже имеет четыре угла и четыре стороны, но по длине стороны разные. Какая это фигура Аня? (Прямоугольник)
Воспитатель: А теперь найдите на своих картинках предмет, имеющий такую же форму, как у вас на странице.
Дети выполняют задания. Прикрепляя картинки на соответствующие страницы книги.
Воспитатель: Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Второй, желтый)
Третий остров “Математических загадок” (Обыгрывается ситуация с кораблём)
Практическое задание «Сосчитай»
На магнитной доске пальма, 5 желтых бананов и 5 зеленых бананов.
Воспитатель: Смотрите, ребята, какая высокая пальма, а чего на ней не хватает?
Дети: Бананов.
Воспитатель: Давайте развесим. На нижние ветки развесьте 4 зеленых банана. Иди Ева.
Воспитатель: Сколько ты развесила зеленых бананов?
Ева: 4 зелёных банана.
Воспитатель: А теперь, на верхних ветках, нужно развесить 5 желтых бананов, иди Ксюша.
Воспитатель Сколько ты развесила желтых бананов?
Ксюша: 5 бананов.
Воспитатель: Каких бананов больше: зеленых или желтых?
Дети: Больше жёлтых бананов.
Воспитатель: На сколько желтых бананов больше, чем зеленых?
Дети: на 1 банан больше.
Воспитатель: Сколько нужно добавить зеленых бананов?
Дети: Нужно добавить 1 банан.
Воспитатель: Ника добавь один зелёный банан.
Воспитатель: По сколько стало желтых и зеленых бананов?
Дети: По 5 бананов.
Воспитатель: А еще как можно сказать?
Дети: Их поровну.
Воспитатель: Вот и этот ключ - помощник наш.
(Снимаю ключ, дети называют его порядковый номер 3 и цвет - зелёный).
Гимнастика для глаз
Воспитатель: Садимся на корабль. Ребята, замрите.
Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке (слева, движется через все небо и садится на западе (справа, (показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас.
Воспитатель: Приплыли, где-то должен быть волшебный дворик. (Кулачки сжали)
Физминутка
Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже, поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще, через левое плечо!
Хватит. Выдохнуть, вдохнуть, (полезный морской воздух)
Улыбнуться (задержать улыбку, отдохнуть (ноги на место).
Четвёртый остров с «волшебным двориком».
Практическое задание «Размести» (на интерактивной доске)
Воспитатель: вот мы и подошли к волшебному дворику. Наше задание – правильно разместить животных, которые расположены внизу, чтобы им было веселее играть.
Воспитатель: Элина, посади медведя на качели справа от домика, а зайца на качели слева от домика.
Воспитатель: Стас, посади белку на скамейку перед домиком, ежа на скамейку за домиком.
Воспитатель: Алеся, помести розовые ракушки внутри фонтана, а Юля ракушки желтые – снаружи.
Воспитатель: Вот и еще один ключ-помощник. Какой он?
Дети: Четвёртый и синий
Практическое задание «Подбери ключи»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот мы и добрались до клада. Каким же ключом надо открывать?
Чтобы сундук открылся нужно развесить ключи в порядке убывания их размера.
Воспитатель: Элина, какой ключ самый длинный?
Элина: Синий
Воспитатель: Лёша, какой ключ должен висеть дальше?
Лёша: Жёлтый, он короче.
Воспитатель: Алеся, затем какой будет ключ?
Алеся: Красный, он еще короче.
Воспитатель: И последний ключ зелёный, почему?
Дети: Он самый короткий
Сундук открывается. Сначала вынимается письмо. Зачитывается: “Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Всё что вы сегодня выполняли в путешествии – это и есть клад”.
В сундуке шоколадные монеты в золотистой обертке. Дети с воспитателем садятся на корабль чтобы вернуться домой.
Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Хоть мы уже и не морская команда, но мы останемся дружными ребятами.
Вам понравилось наше путешествие?
Остров с каким заданием для вас оказался самым трудным?
А какой остров понравился больше всего?
Молодцы! Мне было очень интересно путешествовать с вами в поисках клада.