Ирина Носкова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности
Тема: Пернатые друзья
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе „Пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Подготовила :
воспитатель
Носкова Ирина Николаевна
2016 год
Цели: закрепление знаний детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, количестве, числе, части и целом); формирование у дошкольников способностей к структурированию и систематизации изучаемого содержания и способностей к образовательной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить у детей знание состава чисел первого десятка.
- Закрепить у детей умение сравнивать, измерять длину предметов с помощью условной мерки.
- Закрепить у детей знание геометрических фигур; умение видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
- Закрепить у детей умение ориентироваться на листе бумаги.
- Уточнить знания детей о некоторых перелетных птицах и их жилищах.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое мышление
- Развивать у детей умение ставить цель, решать проблемные задачи, оценивать свои действия.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к жизни птиц, желание участвовать в доступных природоохранных акциях.
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам, умение договариваться, работая в микрогруппах.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Предварительная работа : познавательные беседы о весне, перелетных птицах; чтение художественной литературы.
Оборудование: мольберты, старичок – лесовичок (игрушка, магнитофон, аудиозапись.
Демонстрационный материал : картина с весенним пейзажем, карточки с приметами весны
Раздаточный материал : карандаши, восковые мелки, тетради, конверты с заданиями, природный материал (ветки, условные мерки.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I часть - вводная Цель: привлечение внимания детей, формирование позитивной мотивации на предстоящую деятельность.
Мотивация детей на предстоящую деятельность
Введение в образовательную ситуацию
- Ребята, к нам сегодня пришли в гости ваши будущие учителя - посмотреть, чему вы научились и как много знаете.
- Дети, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
- Круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнем.
Аудиозапись «Звуки весны»
- Что вы представляете, услышав эти звуки?
- Настя, что ты услышала? А ты, Вова?
- Маша, в какое время года мы можем все это услышать?
- Какие приметы весны вы знаете?
Воспитатель помещает карточку с приметами весны на картину
- Каких перелетных птиц вы знаете?
- Молодцы, дети.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Примерные ответы детей: «потепление, ярче светит солнце, бегут ручьи, появляются проталины, распускаются первые весенние цветы – подснежники, возвращаются из холодных стран птицы»
Ответы детей
II часть - основная Цель:Организация образовательной деятельности воспитателя с детьми через эффективное использование методов и приемов, способствующих активизации детской деятельности, развитию познавательных способностей и интересов воспитанников.
Проектирование решения проблемной ситуации
Выполнения действий - Дети, старичок – лесовичок прислал нам 3 письма. А что в них написано, вы узнаете, когда выполните задание.
У нас сложились три микрогруппы, в которых мы будем работать.
1 задание
- Откройте конверты.
Подумайте, что можно сделать. Посоветуйтесь друг с другом. (договариваемся тихо, спокойно, чтобы не мешать другим группам). Приступайте к заданию.
(В конверте – карточки по количеству детей в микрогруппе. Карточки двусторонние: с одной стороны изображена буква, с другой – пример).
- Кто готов?
- Прочитайте слово, которое у вас получилось? Первая группа? Вторая группа? Третья?
- Какое предложение можно составить из этих слов?
- Все согласны?
- Дети, старичок - лесовичок обращается к нам за помощью. Все мы хорошо знаем, что птицам нужно помогать зимой, а как вы думаете, нужно ли помогать птицам весной? Дима, чем мы можем помочь птицам весной? А ты как думаешь, Настя?
- Давайте поможем птицам обустроить и отремонтировать жилища. Вы уже умеете считать, измерять длину предметов, знаете геометрические фигуры.
- Как вы думаете, как нам эти знания помогут в решении нашей проблемы - в обустройстве птичьих домиков? Как ты думаешь, Даша? А ты, Саша?
- Дети, чтобы помочь птицам, нам нужно выполнить задания.
2 задание
- Второе задание от старичка - лесовичка. (ОСАНКА)
- Какой из птиц требуется наша помощь, вы узнаете, отгадав загадку.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей
- Как называется жилище грача?
- Из чего грачи строят свои гнездышки?
- Для строительства гнезда нужны веточки определенной длины. Послушайте задание.
1 группа - отбирает веточки равные трем
условным меркам.
2 группа - отбирает веточки равные четырем условным меркам
3 группа - отбирает веточки равные пяти условным меркам.
Неприхотливые жильцы:
Им мебели не надо
Им не нужны дома – дворцы-
Простой избушке рады.
- Молодцы, дети, вы отобрали нужные веточки для гнезда.
- Сосчитайте, сколько веточек вы отобрали для гнезда. Выберите в вашей группе, кто ответит на мой вопрос.
- Теперь грач сможет построить себе теплое уютное гнездышко.
Воспитатель помещает на картину карточку с изображением гнезда.
Физкультминутка
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья сложим назад.
3 задание
- Следующее задание мы будем выполнять у мольбертов. Пройдите к мольбертам.
(На мольбертах – недостроенные скворечники)
Возьмите конверт под номером 1.
(в конвертах у детей геометрические фигуры с заданиями на сравнение чисел)
- Юра, как ты думаешь, кто прислал нам это письмо? Ты согласна с ним, Саша?
С просьбой о помощи к нам обращается скворец. Нам нужно отремонтировать его домик. Соня, как называется домик скворца?
- Перед вами недостроенные домики. Наша задача – достроить недостающую часть скворечника.
- Коля, какую часть нужно достроить у вашего скворечника?
- Тимоша, какой части не хватает у вашего скворечника?
- Вова, а у вашего?
- Откройте конверты. Достаньте геометрические фигуры. Это - строительный материал для скворечника. Из него вам нужно достроить недостающую часть, но сначала нужно выполнить задание на оборотной стороне фигуры, а затем сложите целое из частей.
- Молодцы! Помогая друг другу, выполняя задание дружно, в команде, вы все справились с заданием и помогли еще одному пернатому другу – скворцу. Недаром, в народе говорят: «Птицы сильны крыльями, а человек – дружбой».
Воспитатель помещает на картину карточку с изображением скворечника
4 задание
- Дети, еще одному пернатому другу требуется наша помощь. Пройдите за столы.
- Возьмите конверт под номером 2.
- Как вы думаете, кто обращается к нам за помощью? Почему ты так думаешь, Ваня?
- Правильно, это письмо нам прислала ласточка- береговушка.
- Какое жилище у ласточки-береговушки?
Достаньте из конверта карточки.
- Это задание мы будем выполнять индивидуально.
На карточках изображены домики ласточек-береговушек. Цифра обозначает количество ласточек. Расселите ласточек по домикам: напишите недостающие цифры.
Выполнив задание, обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте друг у друга.
- Настя, зачитай состав числа 9.
- Гриша, из каких чисел состоит число 10.
- Молодцы, все справились с заданием.
- Соня, как ты думаешь, мы помогли ласточке-береговушке? Почему?
Воспитатель помещает на картину карточку с изображением гнезда ласточки - береговушки.
5 задание
- Следующее задание в тетрадях.
- Откройте тетради. Выполняем математический диктант.
1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо,1 вверх,
3 вправо, 3 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 2 вправо,
1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 2 влево,
1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 2 влево,
1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 2 влево.
- Какая фигура получилась?
- Старичок – лесовичок благодарит вас за все выполненные задания. Обратите внимание на нашу картину. У всех птиц, которым требовалась наша помощь появились домики. У грача – какой домик?
У ласточки-береговушки - ?. У скворца?
Вернуться раннею весной
Через моря, долины
Певцы пернатые домой,
На родину с чужбины.
И станут в стороне родной
Петь звучно и умело…
Мы нынче сделали, друзья,
благое дело!
- Давайте встанем в круг.
Дети выполняют задание в микро группах
Группа детей, первая выполнившая задание, поднимают руки
Примерные ответы детей: «Птицам нужна помощь»
Примерные ответы детей: «Строить скворечники, не разрушать гнезда, не пугать птиц»
Дети определяют цель
Примерные ответы детей: «Мы можем сосчитать, сколько домиков потребуется птицам; можем построить домики, измерить длину дощечек для домика и т. д.»
Дети слушают загадку, думают, отвечают на вопрос воспитателя, советуются друг с другом
Примерные ответы детей: «грач,
гнездо»
Дети выполняют задание
Дети думают, советуются друг с другом, считают, спорят, отвечают
Дети отвечают
Примерные ответы детей: «скворец, скоречник»
Примерные ответы детей: «крыша, дощечка, основная часть»
Дети работают в микрогруппах у мольбертов
Примерные ответы детей
Дети выполняют задание
Дети проверяют выполненное задание друг у друга
Дети думают, отвечают на вопросы воспитателя
Проверяют друг у друга задание
Дети отвечают на вопрос воспитателя
Выполняют математический диктант в тетрадях
Ответы детей
III часть - заключительная Цель: обобщение знаний детей, умение оценивать результаты деятельности
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. Рефлексия
- Чем мы с вами сегодня занимались? (Алина). Как ты думаешь, Юра, зачем мы это делали? У вас было желание помогать птицам? Даша, как ты считаешь, важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни? Вика, какое задание было для тебя самым трудным? А для тебя, Вова? Почему? Как вы считаете, что вам удалось сделать вместе, в команде? (Даша, Саша, Юра). Как вы думаете, что нам нужно будет сделать в следующий раз? Что интересного вы расскажете родителям?
- Дети, наша группа сегодня украшена разноцветными шарами. Кто из вас считает, что ему было сегодня интересно, и он со всеми заданиями справился, встаньте под розовый шар. Те, кто испытывал трудности при выполнении какого-либо задания, встаньте под голубой шар, а те, кому было совсем неинтересно, и задания показались сложными, встаньте под фиолетовый шар.
- Маша, ты встала под фиолетовый шар. Какие задания были для тебя трудными или неинтересными? Почему?
Дети размышляют, спорят, высказывают свое мнение.
Дети оценивают свою деятельность и выбирают шар.
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность. - Дети, пока мы выполняли задания, нам пришло письмо.
- Прочитайте от кого письмо. Давайте посмотрим, что в нем.
(Воспитатель раздает детям раскраски)
Дети читают, рассматривают конверт, раскраски.