Олеся Костина
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Что мы знаем о своей Родине большой и малой»
Цель: формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине через математические занятия.
Образовательные задачи:
закрепить знания детей о геометрических фигурах, счёте в пределах 10, пространственных отношениях;
познакомить детей с флагом России и гербом Москвы, рассказать об их значении;
научить применять полученные математические знания в повседневной жизни.
Развивающие задачи:
развивать логическое мышление, внимание, память, речь;
способствовать развитию интереса к математике и истории Родины;
стимулировать развитие творческих способностей.
Воспитательные задачи:
воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к её истории и культуре;
создать положительный эмоциональный настрой;
формировать умение работать в коллективе, помогать друг другу.
Материалы и оборудование: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разных цветов и размеров; изображения флага России, карточки с цифрами от 1 до 10; математические игры и задания на соотнесение количества и цифры, классификацию фигур по форме, цвету и размеру, ориентировку в пространстве; простые и цветные карандаши, листы бумаги для рисования; аудиоаппаратура для воспроизведения музыки или записи с рассказами о Родине; интерактивная доска или большой лист ватмана для выполнения коллективных заданий.
ХОД НОД
1. Вводная часть:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие по математике. Мы будем не только считать и решать задачи, но и поговорим о нашей Родине. Тема нашего занятия: «Патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по математике». Мы узнаем много нового и интересного о нашей стране и её символах, а также будем выполнять разные математические задания. Вы готовы? Давайте проверим вашу готовность к занятию. У вас есть все необходимые материалы и принадлежности? Тогда начнём!
2. Основная часть:
— Ребята, давайте поговорим о нашей Родине. Как называется наша страна? (Дети отвечают.) Правильно, наша страна называется Россия. А в каком посёлке мы живём? (Дети отвечают: Ульяновка.) Какие ещё населённые пункты вы знаете? (Дети называют города и посёлки.)
Наша Родина — это не только страна, но и наш родной посёлок Ульяновка, где мы живём. Мы должны любить и беречь свою малую Родину, заботиться о ней и защищать её.
Посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? (Показывает изображения флага России и достопримечательностей посёлка Ульяновка.) Это флаг нашей страны и символы нашего родного края. Флаг России состоит из трёх цветов: белого, синего и красного. Эти цвета выбраны не случайно, каждый цвет имеет своё значение. Белый цвет символизирует чистоту и мир, синий — верность и правду, а красный — мужество и силу. Наш посёлок имеет свои достопримечательности, которые отражают его историю и культуру.
Давайте рассмотрим их повнимательнее. (Воспитатель показывает изображения местных достопримечательностей и кратко рассказывает о каждой из них.)
Ульяновка — небольшой посёлок в Ленинградской области, но и здесь есть свои достопримечательности. Одна из них — Саблинский памятник природы. Это живописная местность с пещерами, водопадами и реками. Здесь можно увидеть редких птиц и животных, а также насладиться красотой природы.
Ещё одна интересная достопримечательность — заброшенный стекольный завод, который был построен в XIX веке. Сегодня это место привлекает любителей истории и архитектуры. Можно представить, как здесь кипела работа много лет назад, и узнать больше о прошлом посёлка.
Также в Ульяновке есть несколько красивых парков и скверов, где можно погулять и отдохнуть. В одном из таких мест установлен памятник героям Великой Отечественной войны. Он напоминает нам о тех, кто отдал свою жизнь за нашу свободу.
Игра «Найди фигуру»
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, развить внимание и наблюдательность.
Материалы: набор картинок с изображением различных предметов, среди которых нужно найти и назвать геометрические фигуры.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинки с изображением различных предметов (например, дома, деревья, машины, среди которых нужно найти и назвать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Например, дети могут увидеть на картинке треугольную крышу дома, круглое окно или квадратную дверь. Дети должны внимательно рассмотреть картинку и правильно назвать геометрическую фигуру. Воспитатель может задавать вопросы, чтобы помочь детям, например: «Какую фигуру напоминает эта часть картинки?» или «Как называется эта фигура?».
Задание «Сосчитай»
Цель: упражнять детей в счёте предметов в пределах 10, развивать внимание и память.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 10, картинки с изображением предметов.
Ход задания: воспитатель предлагает детям посчитать количество определённых предметов на картинках (например, сколько окон в доме, сколько этажей в здании или сколько птиц на дереве) и назвать ответ. Дети должны внимательно рассмотреть картинку, посчитать предметы и дать правильный ответ. Воспитатель может проверить правильность ответов, задавая дополнительные вопросы.
Упражнение «Ориентировка в пространстве»
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, понимать пространственные отношения между предметами.
Материалы: интерактивная доска или большой лист ватмана для выполнения заданий.
Ход упражнения: воспитатель задаёт вопросы о расположении предметов на картинке (например, где находится флаг на гербе, что находится справа от дерева, какой предмет расположен ближе всего к дому). Дети должны ответить на вопросы, используя пространственные понятия (справа, слева, сверху, снизу, близко, далеко). Воспитатель может показать примеры на интерактивной доске или большом листе ватмана, чтобы дети могли лучше понять пространственные отношения.
Динамическая пауза
Цель: снять напряжение, улучшить кровообращение, развить координацию движений.
Ход динамической паузы проводится подвижная игра на развитие внимания и координации движений (например, игра «День и ночь», когда по команде «день» дети активно двигаются, а по команде «ночь» — замирают на месте). Воспитатель объясняет правила игры, показывает примеры движений, контролирует выполнение заданий.
Воспитатель задаёт детям вопросы, чтобы проверить, как они усвоили материал: «Какая фигура имеет три угла?», «Как называется линия, у которой нет начала и конца?», «Что такое периметр?». Дети отвечают на вопросы, используя полученные знания. Воспитатель может задавать дополнительные вопросы, если дети затрудняются с ответом.
Вопросы:
1. Сколько сторон у треугольника?
2. Как называется фигура с четырьмя сторонами и четырьмя углами?
3. Что такое отрезок?
4. Какие фигуры вы знаете?
5. Где можно увидеть флаг России?
Ответы на вопросы воспитателя
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по теме занятия: «Сколько сторон у квадрата?», «Какие фигуры вы знаете?», «Где можно увидеть флаг России?». Дети отвечают на вопросы, демонстрируя свои знания. Воспитатель оценивает правильность ответов и при необходимости даёт пояснения.
Примерные вопросы:
1. Какая фигура не имеет углов?
2. Назовите все известные вам геометрические фигуры.
3. Где мы можем увидеть изображение флага России?
4. Зачем нужен герб?
5. Почему важно знать историю своей страны?
Самостоятельное выполнение математических заданий
Воспитатель раздаёт детям математические задания на соотнесение количества и цифры, классификацию фигур по форме, цвету и размеру, ориентировку в пространстве. Дети самостоятельно выполняют задания, применяя полученные знания и навыки. Воспитатель наблюдает за работой детей, помогает тем, кто испытывает затруднения, и проверяет правильность выполнения заданий.
Задания:
1. Соотнесите количество предметов с цифрой. На картинке изображено пять яблок. Подберите подходящую цифру.
2. Разложите геометрические фигуры по группам в зависимости от их формы, цвета и размера.
3. Определите, где находится предмет на картинке (справа, слева, сверху, снизу).
3. Заключительная часть:
— Ребята, вы сегодня отлично поработали! Я хочу поблагодарить вас за активное участие в занятии. Вы все молодцы!
Воспитатель хвалит тех, кто правильно отвечал на вопросы, выполнял задания и участвовал в играх:
— Ваня, ты очень хорошо справился с заданием «Сосчитай». Ты быстро посчитал количество предметов на картинке и правильно назвал ответ. Молодец!
— Маша, ты правильно ответила на все мои вопросы. Ты хорошо знаешь геометрические фигуры и умеешь ориентироваться в пространстве. Умница!
Обращает внимание на тех, кому нужно ещё поработать над некоторыми темами, и предлагает им дополнительные задания:
— Коля, я вижу, что тебе было немного сложно с заданием на ориентировку в пространстве. Давай мы с тобой позанимаемся дополнительно, чтобы ты лучше понял эту тему. Хорошо?
Поощрение активных участников занятия (небольшие медали с изображением герба и флага России)
— Дети, я хочу поощрить вас за вашу активность на занятии. Вы были очень внимательны и старательны.
Использует различные методы поощрения:
—, ты так хорошо отвечал на мои вопросы! Я хочу похвалить тебя за твои знания и умения. Спасибо тебе большое!
—, ты так активно участвовала в игре «Найди фигуру»! Я хочу наградить тебя небольшим призом. Вот, держи!
Старается найти индивидуальный подход к каждому ребёнку:
—, я заметила, что ты немного стеснялся отвечать на вопросы. Но ты всё равно старался и работал на занятии. Я хочу поддержать тебя и сказать, что у тебя всё получится. Не бойся проявлять себя!
Прощание с детьми
— Дорогие ребята, наше занятие подошло к концу. Я хочу попрощаться с вами и пожелать вам хорошего дня. До свидания!
Дети благодарят воспитателя за интересное занятие и уходят, чувствуя себя уверенными и успешными:
— Спасибо, воспитатель! Мы обязательно придём на следующее занятие! До встречи!