Светлана Лексакова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Как помочь Буратино?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений
Тема: «Как помочь Буратино?»
Цель занятия: формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста, закрепление и повторение ранее полученных знаний, умений и представлений.
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений „Как помочь Буратино?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Программное содержание:
1. Закрепить знание детей о последовательности дней недели;
2. Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и воспитания однозначных чисел;
3. Совершенствовать знания о составе числа 5 из 2-х меньших чисел;
4. Формулировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку;
5. Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности;
6. Воспитывать усидчивость, умение слушать.
Тип занятия: комплексное
Форма занятия : групповая, индивидуальная
Продолжительность: 25 минут
Участники: воспитатель, воспитанники
Возраст обучающихся: старшая группа
Оборудование и материалы :
Демонстрационный материал :
1. Таблица с геометрическими фигурами;
2. Картинка «кораблик из геометрических фигур»;
Раздаточный материал :
1. Числовые веера (по 1 на каждого ребёнка);
2. Простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка);
3. Листок бумаги в клетку (по одному на каждого ребёнка; размер клетки
0,5 х. 0,5 или 1 х 1 см.)
4. Счетные палочки
5. Геометрические фигуры
Предварительная подготовка :
1. Изготовить таблицы:
- геометрические фигуры.
2. Подготовить раздаточный материал;
3. Подготовить демонстрационный материал.
Методы и приемы работы с детьми: наглядные, словесные (напоминания, указания, вопросы, игровые, поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
1 этап
Организационный момент Воспитатель приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой. 1 минута
2 этап Вводная часть Чтение письма. Определение проблемной ситуации. 2 минуты
3 этап
Основная часть
Разминка «Не зевай, быстро на вопросы отвечай». Игра «Лишняя фигура». Упражнение «Реши задачу». Физминутка «Буратино». Упражнение «Помоги Колобку найти правильный путь». Упражнение «Кораблик». 19 минут
4 этап
Заключительная часть Организация рефлексии. 3 минуты
Ход ЗАНЯТИЯ:
I Организационный момент:
Дети встают в круг.
Воспитатель:
Ребята повторяйте вместе со мной.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
II Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку.
Заглянула в неё и нашла письмо. Его написал нам Буратино. Вот оно. Хотите узнать, что в нём? (да)
ЧТЕНИЕ ПИСЬМА
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им ответить на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Первый вопрос в конверте под номером 1.»
Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем Буратино?
Дети:---
III Основная часть
Воспитатель: Даша, принеси, пожалуйста, конверт под номером 1.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его)
Воспитатель: Задание №1. Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
1. Сколько всего дней в неделе?
2. Назовите первый день недели.
3. Назовите следующий за ним день недели.
4. Какой сегодня день недели?
5. Как называется пятый день недели?
6. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
7. Как называются «выходные» дни недели?
Молодцы! Справились, а вот и подсказка: «2-ое задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл). Что же это за геометрическая фигура?»
Воспитатель: Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли в конверте с геометрической фигурой – круг.
Артем, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – круг.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его)
Задание № 2 «Лишняя фигура» «Вы идёте правильной дорогой. Если вы правильно выполните задание, то в конце найдёте подсказку».
Воспитатель: У вас на подносах лежат геометрические фигуры. Назовите их.
Дети: Треугольник, квадрат, круг.
Воспитатель: Посмотрите на набор этих геометрических фигур. Вам следует найти лишнюю геометрическую фигуру из этого набора и показать ее. (см. Приложение 1)
(дети выполняют задание)
Подсказка: «Фигура, которую вы назвали последней, это номер следующего задания. Задание в конверте с геометрической фигурой, у которой количество углов 3.»
Воспитатель: Какая фигура была открыта последней?
Дети: Треугольник
Воспитатель: Сколько углов имеет эта геометрическая фигура?
Дети: Треугольник имеет 3 угла.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)
Задание № 3 «Реши задачу»
Воспитатель: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на мои вопросы.
«На ветке сидели 2 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?»
Задача № 2.
«На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)
Задача № 3.
«На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
2 матрёшки, Буратино,
И весёлый Чиполлино.
Помогите Танюшке
Сосчитать игрушки. (4).
Задача № 4.
«Во дворе гулял павлин,
Подошёл ещё один,
2 павлина за кустами.
Сколько их? Считайте сами!» (4)
Воспитатель: Вы запомнили ответ последней задачи?
Дети: Четыре
Воспитатель: Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой все стороны равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны?
Дети: Это квадрат.
Воспитатель: Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён квадрат, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?
Дети: Гимнастика
Воспитатель: Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино.
ФИЗМИНУТКА «БУРАТИНО»
«Буратино потянулся, - встать на носочки, поднять руки вверх-потянуться, вернуться
в исходное положение;
Вот нагнулся, разогнулся, - руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон
вперёд. Выпрямиться;
Руки в стороны развёл, - развести руки в стороны;
Ключик видно не нашёл, - повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо;
Чтобы ключик нам достать - опустить руки вниз;
Надо на носочки встать - встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть
руки перед собой;
И руками помахать». - помахать руками.
Воспитатель: А теперь откроем конверт, на котом изображён квадрат.
(воспитатель открывает конверт, достаёт задание).
Задание № 4. «Помоги Колобку найти правильный путь»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь необычное задание! Нам нужно найти по какой дорожке Колобок сможет добраться до леса. Покажите путь линией (см. приложение № 2).
(дети выполняют письменное задание).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Осталось всего 2 конверта. Какой же из них следующий? Где же может быть подсказка? Ничего необычного вы в группе не замечаете?
Дети: На шкафу большой зелёный прямоугольник.
Воспитатель: Давайте посмотрим, не подсказка ли это.
(ребенок берёт прямоугольник и отдает его воспитателю тот читает напечатанный на нём текст)
«Следующее задание в конверте с изображением прямоугольника».
Воспитатель: Фируз, принеси нужный конверт.
(ребенок приносит конверт, воспитатель читает задание)
Задание № 5. «Кораблик»
«Найдите в группе необычную картинку. Он находится слева ото льва, за Чебурашкой (лев и Чебурашка- игрушки)».
Воспитатель: Денис, посмотри, что же там такое (см. Приложение № 3).
(ребёнок подходит к указанному месту, достаёт нарисованное с помощью геометрических фигур и приносит воспитателю).
Воспитатель: Это же кораблик. Из чего же он состоит?
Дети: Из геометрических фигур
Воспитатель: Назовите их.
Дети: Круги, прямоугольники, треугольники
Воспитатель: А теперь сосчитайте и покажите на числовом веере:
1. Сколько КРУГОВ понадобилось для изображения мальчика? (3)
2. Сколько ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ(1)
3. Сколько ТРЕУГОЛЬНИКОВ(4)
(раздаётся стук в дверь, в группу вносится конверт)
Воспитатель: Это нам? Спасибо. А от кого оно?
- Это письмо от лисы Алисы и кота Базилио. Нужно срочно его прочитать.
Чтение письма
«Мы устали ждать, поэтому решили вернуть вам Буратино вместе с золотым ключиком. Но у нас есть одно условие. Вот оно: нарисуйте нам подарки. Вы должны соединить цифры».
Воспитатель: Давайте не будем терять время. Положите перед собой листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Ключик
Воспитатель: Давайте оправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они помогут освободить Буратино.
(работы собираются и выносятся за пределы группы)
IV Заключительная часть
Воспитатель: Ну вот ребята, мы с вами выполнили все задания. Что же мы сегодня делали?
Дети: …
«Почтальон» (другой воспитатель) вносит в группу письмо – ответ.
«Ребята! Большое вам спасибо. Кот Базилио и лиса Алиса меня отпустили, вернули золотой ключик. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, что скажет мне Мальвина. И постараюсь многому научиться, потому что я хочу быть похожим на вас: много знать и уметь. До свидания! Спешу на урок!»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Наше занятие закончено.
Литература:
1. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Математика для дошкольников : Старшая группа.
2. Наглядно-дидактические пособия.
3. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет).
4. Электронные ресурсы сети Интернет: https://nsportal.ru