Аида Никульникова
Конспект НОД по формированию предложных конструкций «предлоги «На-под» у детей с ЗПР по лексической теме «Мебель»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию предложных конструкций (предлоги НА- ПОД) у детей с ЗПР по лексической теме «Мебель»
Учитель-дефектолог МБДОУ д/с №29
г. Ставрополя
Никульникова Аида Феридовна
Возрастная группа: старший возраст
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мебель. Все о мебели для детей
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Предлоги. Конспекты занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Содержательный компонент образовательной области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма непосредственной образовательной деятельности: занятие.
Форма организации : подгрупповая.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Учебно-методический комплект:
-Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
-Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи. О. С. Гомзяк. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
-Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте : система занятий, конспекты, дидактический материал. О. М. Елыдова. - Волгоград: Учитель, 2009.
-Учимся правильно употреблять предлоги в речи : конспекты
занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной
группах. О. С. Яцель. М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
Программное содержание:
Коррекционно- образовательные задачи :
1. Формировать представление о пространственном расположении предметов в случае использования предлогов НА и ПОД.
2. Познакомить детей с графической схемой предлогов НА и ПОД.
3. Учить детей выделять предлоги из предложения, определять их наличие или отсутствие.
4. Учить употреблять предлоги НА и ПОД в предложениях.
5. Учить составлять простое распространенное предложение с предлогами НА и ПОД с опорой на схематичный рисунок.
Коррекционно- развивающие задачи:
1. Развивать у детей речевое внимание на основе упражнений на определение или отсутствие предлогов НА и ПОД.
2. Развивать зрительное восприятие на основе упражнений на определение пространственного расположения предметов.
3. Учить детей отвечать на вопросы педагога предложением, соблюдая порядок слов.
4. Развивать речевую память на основе словесной инструкции педагога не повторять предыдущие ответы детей.
Коррекционно- воспитательные задачи:
1. Учить детей адекватно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
2. Развивать готовность и способность к совместным играм со сверстниками.
Планируемые результаты: Дети правильно используют предложно
падежную систему языка, выделяют и употребляют предлоги НА и ПОД в предложениях, опираясь на смысловое значение предлогов.
Словарная работа: мебель, стул, стол, шкаф, диван, кресло, квартира,
письмо, открытка, почтальон, схема, домашний питомец, удобный, мягкий, весёлый, игривый, запрыгнуть, соскочить.
Оборудование: телевизор или экран с проектором, магнитная доска,
набор магнитов, столы и стулья по количеству участников НОД, карандаши.
Демонстрационный материал: конверт с открыткой, презентация с
изображениями мебели в соответствии с ответами на загадки, картинка с изображением гостиной комнаты с мебелью в соответствии с текстом рассказа, два игрушечных котёнка, графические схемы предлогов НА и ПОД.
Раздаточный материал: картинки с изображением стула и стола,
вырезанные из картона котята (рыжий и серый, карточки со схемами предлогов НА и ПОД на каждого ребёнка, задания на печатной основе для каждого ребенка.
Предшествующая работа педагога по подготовке к занятию: разработка конспекта НОД, изготовление карточек- схем предлогов НА и ПОД, картинок для выполнения работы с раздаточным материалом, демонстрационного материала, презентации.
Предшествующая работа педагога с детьми: беседа по лексической теме «Мебель», рассматривание предметных и сюжетных картинок, чтение художественной литературы (Н. Носов. «Живая шляпа», К. Паустовский. «Кот-ворюга»).
Индивидуальная работа с детьми на непосредственно образовательной деятельности:
-продумать посадку детей (с учетом характеристик физического развития и поведения);
-если ребенок не хочет следовать инструкциям (просьбе) педагога, лучше переключить его внимание на другой объект и попросить другого ребёнка выполнить поручение;
-если дети испытывают затруднения при отгадывании загадок, включать изображение отгадки зразу после прочтения текста;
-если ребёнок испытывает затруднения при ответе на вопрос, следует его повторить медленнее или перефразировать;
-при выборе ребёнком неправильной карточки следует его исправить;
- если ребёнок затрудняется держать карандаш правильно, следует помочь ему удерживать объект и вести его за руку, предварительно уточнив ход его действий;
-пальчиковую гимнастику и физминутку следует проводить в таком темпе, чтобы все дети успевали повторить слова и движения;
- привлекать активных детей к исправлению и уточнению ответов других детей;
- с детьми, которые испытывали затруднения при выполнении заданий, следует дополнительно провести эти же или подобные упражнения во время индивидуальных занятий;
Структура занятия:
I часть. Вводная -3 минуты
Организационный момент
II часть. Основная- 20 минут
III часть. Заключительная- 2 минуты
Организация детей на занятии :
1. Организационный момент: дети стоят перед экраном.
2. Основная часть: дети сидят полукругом на стульчиках; за столами перед магнитной доской, на ковре для выполнения физминутки,
3. Заключительная часть: дети стоят или сидят на ковре.
I часть. Вводная
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня приходил почтальон и принёс письмо. В письме оказалась открытка с приглашением в гости. Кукла Даша хочет с вами познакомиться. А вы любите ходить в гости? (Да) Но прежде я хочу загадать вам загадки. (Обращает внимание детей на экран, где в соответствии с отгадками включает изображения различной мебели).
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать-
Любят бабушки и внуки
На мне сидеть и полежать (диван)
У нее четыре ножки,
Но не ходит по дорожке,
И на ней удобно спать.
Это мягкая….(кровать)
Здесь и вешалки и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки-
По порядку всё лежит. (шкаф)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше- суп да ложки. (стол)
У него две пары ног.
Он без них стоять б не смог.
Чтоб ты сел и отдохнул,
Есть у нас в квартире (стул)
Педагог: Ребята, назовите эти предметы одним словом.
Дети: Мебель.
Педагог: Правильно, это мебель. Какие вы молодцы! С удовольствием приглашаю вас к Даше.
II часть. Основная
Педагог (Подводит детей к выставленным полукругом стульям, на одном сидит игрушечный котёнок, еще один котёнок под стулом) : Ребята, а вы видите куклу Дашу?
Дети: Нет, не видим.
Педагог: Давайте присядем и подождём её.(Дети присаживаются на стульчики). Ребята, а еще Даша в письме написала, что у нее появились домашние питомцы, вот эти котята, Рыжик и Мурзик.
Педагог: Дети, а где сидит Рыжик?
Дети: Рыжик сидит на стуле.
Педагог: А где сидит Мурзик?
Дети: Мурзик сидит под стулом.
Педагог: Какие озорные котята! Правильно, Рыжик сидит на стуле, а Мурзик сидит под стулом. Ребята, в этих предложениях можно услышать «маленькие слова», их называют предлоги. Это слова НА и ПОД. Мы используем в своей речи такие маленькие слова, когда хотим уточнить, где именно находится тот предмет, о котором мы говорим.
Работа с раздаточным материалом
Педагог: (Приглашает детей присесть за столы, на которых лежат картинки с изображением стула и стола). Давайте рыжего котёнка посадим на стул. (Задаёт вопрос нескольким детям) Где сидит рыжий котенок?.
Ребё нок 1: Рыжик сидит на стуле.
Педагог: Какое маленькое слово есть в этом предложении?
Дети: НА.
Педагог (Выкладывает на доску схему предлога НА) : Маленькое слово НА можно обозначить в виде такого рисунка (Дети рассматривают схему и запоминают изображение). А теперь посадите серого котёнка по стол. (Обращается к нескольким детям) Где сидит котёнок?
Ребё нок 2: Котёнок сидит под столом.
Педагог: Правильно. Какое маленькое слово мы слышим в этом предложении?
Дети: Маленькое слово ПОД.
Педагог: У этого слова тоже есть свой рисунок, своя схема (Дети рассматривают схему и запоминают изображение). А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши)
Топ-топ, топ-топ-топ (топанье ногами)
Под кроватью чёрный кот (присесть в такт словам)
Он залез под кровать (поочерёдное движение руками вперёд и к груди, имитирующее движение лап кота)
И мешает детям спать (подъём с ритмичным помахиванием указательным пальцем правой руки)
Упражнение «Подними карточку»
Педагог: Ребята, давайте присядем за столы. Сейчас мои помощники раздадут вам карточки со схемами (Двое детей -дежурных по графику или назначенных заранее раздают карточки, каждый одного вида). Я вам расскажу одну историю про озорных котят. Если вы услышите маленькое слово НА, поднимайте карточку с его схемой (показывает соответствующий рисунок, а когда услышите ПОД, то поднимайте вот такую карточку (показывает схему предлога ПОД).
Педагог (Вешает на магнитную доску изображение комнаты с мебелью в соответствии с текстом рассказа) : В одной квартире жили два озорных котё нка: Рыжик и Мурзик. Как то раз спал Рыжик НА диване. (Педагог выделяет голосом предлог, дети показывают соответствующую карточку).А Мурзик сидел ПОД столом. Но тут из норки выбежала мышка и Мурзик побежал за ней ПОД кресло. От этого шума проснулся Рыжик, увидел мышку и от испуга запрыгнул НА шкаф. Мышка спряталась в свою норку, а котята остались ни с чем!
Педагог: Ребята, вы, наверное, уже поняли, что котята очень весёлые и игривые. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика
Мебель я начну считать : Дети делают ритмичные хлопки.
Кресло, стол, диван, кровать, На каждую строчку пальчики
«здороваются».
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал — Показывают десять пальцев.
Десять пальчиков зажал. Сжимают пальцы в кулак
Задания на печатной основе «Кошки-мышки»
Педагог: Мне снова нужны помощники (Приглашает двоих детей раздать каждому ребёнку по одному листочку с заданиями и стаканчики с карандашами). Сейчас вы попробуете самостоятельно выполнить задания. У каждого из вас на столе лежат листочки, на которых нарисованы схемы маленьких слов НА и ПОД, а также нарисованы озорные котята. Посмотрите внимательно, что делают котята и соедините каждого из них со своей схемой. (Дети самостоятельно соединяют карандашом схему предлога и рисунок. После того, как все выполнили задание, педагог уточняет у нескольких детей, как они выполнили их).
Педагог: Ребята, объясните, почему вы соединили картинку именно с этой схемой?
Ребё нок 1: Потому что на схеме кружок находится на квадрате, а на картинке котёнок лежит на диване (на тумбочке).
Ребёнок 2. Потому что у меня котёнок забрался под кресло (под стол, а на схеме кружок под квадратиком.
III часть. Заключительная
Педагог приглашает детей перейти на коврик, где их ждут игрушечные котята.
Педагог: Смотрите, котята ждут нас. Вам понравилось с ними играть?
Дети: Да.
Педагог: Котята какие?
Дети: Озорные, весёлые, игривые.
Педагог: Мы сегодня не только играли, но и выполняли задания. Какие задания вам понравились?
Ребё нок 1: Мне понравилось отгадывать загадки.
Ребё нок 2: Мне понравилось играть с нарисованными котятами и соединять рисунки со схемами.
Ребё нок 3: А мне понравилось быть помощником.
Педагог: А с какими маленькими словами мы сегодня работали?
Дети: НА, ПОД.
Педагог: Вы сегодня хорошо потрудились! Давайте попрощаемся с котятами, погладим их и скажем спасибо за такое интересное занятие.