Маргарита Грабовская
Конспект НОД по формированию навыков составления рассказа с использованием мнемотаблиц «Осенние картинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование навыков составления рассказа с использованием мнемотаблиц.
Задачи:
- воспитывать любовь к природе и желание рассказывать о ней.
- развивать внимание и интерес к окружающему миру;
- развивать умение придумывать знаки мнемотаблицы;
- развивать и формировать грамматический строй речи;
- развивать умение отвечать на поставленный вопрос полными предложениями;
- закрепить у детей знания признаков осени;
- обогащать словарь словами: ветреная, пасмурная, дождливая, хмурая, ясная.
Публикация «Конспект НОД по формированию навыков составления рассказа с использованием мнемотаблиц „Осенние картинки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
- учить рассказывать об осени, опираясь на полученные знания и опыт;
- учить составлять рассказ по мнемотаблице;
Раздаточный материал: осенние листья, по два каждому; маркеры, листы А4.
Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, беседы.
Ход занятия:
Дети с воспитателем пришли к карте экологической тропы.
Воспитатель: Как вы уже знаете это экологическая тропа. Мы с вами раньше приходили сюда. Давайте посмотрим, как изменилась здесь природа.
Сейчас Таня расскажет нам стихотворение, которое написал Илья Винокуров. А вы послушайте и подумайте, какое название можно ему дать.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки :
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое название можно дать этому стихотворению? (ответы детей – «Осень»).
Воспитатель: Да, правильно, а ещё как можно его назвать? (Ответы детей «В осеннем парке» или «Подарки осени»).
Какое время года у нас сейчас?
Дети: Осень.
Воспитатель: Сначала осень красивая, теплая, яркая.
Воспитатель: А какая она сейчас?
Дети: Хмурая, серая.
Воспитатель: Почему? Как вы думаете?
Дети: Потому что осень заканчивается. Скоро наступит зима.
Воспитатель: Молодцы. Правильно.
Воспитатель: Расскажите, что изменилось вокруг?
Ответы детей: - Деревья сбрасываю листву. Так деревья готовятся к зиме и себя защищают. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель: Я вам хочу загадать загадку про явление природы, которое бывает осенью : Листья жёлтые кружатся
На землю ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается
Танец этот – каждый год.
Как он называется?
Дети: Листопад.
Воспитатель: А какие ещё приметы осени вы знаете?
Дети: желтеют и опадают листья, начинают идти дожди, птицы улетают в теплые края. Осенью начинает холодать. Осенью дует ветер.
Воспитатель: По этим признакам, что мы можем сказать?
Ответы детей (Наступила осень).
Воспитатель: Как вы думаете, каким знаком можно изобразить, что наступила осень. Что должно быть нарисовано на этом знаке? (голое дерево, опавшие листья, дует ветер, часто идёт дождь).
Дети повторяют признаки, а воспитатель рисует знак, но так чтобы детям было понятно.
Воспитатель: Предлагаю отправиться дальше. А сейчас мы попали на поляну диких животных. Кто живёт у нас на поляне? ( Ответы детей: заяц, лиса, белка). А ещё кого мы встречали на поляне? ( Ответы детей: ежа).
Воспитатель: Я его не вижу? Давайте его поищем. Как вы думаете, куда же он делся? ( Ответы детей: Так как наступила поздняя осень ёж уснул.)
Воспитатель: А кто ещё впадает в спячку? Ответы детей.
Воспитатель: Вы мне можете рассказать, как дикие животные готовятся к зиме?
Выступление детей 2-3 человека.
1 реб: Осенью белки линяют, меняют редкий
летний мех на более густой, теплый.
Белки рыжий мех меняют
на светло-серый (серебристый, похожий
на снег, и заготавливает орехи и грибы на зиму.
Воспитатель: Как вы думаете, как заяц готовится к зиме?
2 реб: Заяц меняет шубку с серой на белую.
Воспитатель: Что едят зайцы зимой в лесу?
Дети: Веточки, листья, грызет кору деревьев.
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Еще заяц готовится к зиме, меняя свои привычки. Если летом заяц вольно скачет по лесу, то зимой он роет норы в снегу, а иногда даже в копнах сена, получая сразу кров и пищу.
3 реб: Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает. Но вот шубку к зиме лиса готовит. Шерсть у неё, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.
Воспитатель: Как можно это изобразить? Каким знаком (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, правильно!
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами подошли к озеру. Кто может сказать, что здесь изменилось? (Ответы детей). Лебеди улетели, кувшинок не стало.
Воспитатель: А каким знаком мы можем изобразить, что птицы улетели?
Воспитатель: А теперь предлагаю превратиться в осенние листочки. Повторите со мной волшебные слова: «Покружись, покружись и в осенний листик превратись».
Подвижная игра «Осенние листья».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть).
Воспитатель: Сейчас надо снова произнести волшебные слова, чтобы вернуться обратно в детский сад: «Покружись, покружись и в ребят весёлых превратись».
Воспитатель: Давайте отдохнём, садитесь и поговорим о том, что мы сегодня видели, а помогут нам мнемознаки, которые мы нарисовали.
Воспитатель: Давайте вспомним, что изображено на первом мнемознаке.
Дети: 1. Наступила осень. С деревьев опадают листья. Небо пасмурное, хмурое. Солнце спряталось за тучи, идёт дождь.
2. Дикие животные готовятся к зиме. Белка меняет шубу и делает запасы на зиму: грибы, ягоды, орехи. Заяц меняет шубу. Лиса – хищник. У неё шуба становиться ещё теплее. Она охотится на зайцев, мышей и мелких птичек.
3. Птицы улетели в тёплые края.
Воспитатель: Вот наша прогулка подошла к концу. Скажите, дети, вам понравилось составлять рассказ по мнемознакам? Чей рассказ вам понравился больше? (Ответы детей).