Оксана Литовкина
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развернутой фразовой связной речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Домашние птицы. Сказка "Как гусь всем завидовал" Цель:- актуализация словаря по теме;
-развитие связной речи;
-совершенствование навыков фонематического анализа;
-развитие речевого слуха, общей моторики ловкости, зрительного и слухового внимания, мышления, творческого воображения;
-воспитание любви к живой природе, чувства товарищества.
Оборудование: 1) иллюстрация к сказке;
2)игра «Завистливый гусь»;
3) карточки с наложенными изображениями домашних птиц;
4) красные карандаши.
Ход занятия
.
Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развернутой фразовой связной речи,» размещена в разделах
1. Организация начала занятия.
Реснички опускаются
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок попадаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять!
- Расслабились немножко ребята? А теперь скажите, хотите узнать, в какую сказку мы с вами сегодня отправимся? (ответы детей)
- Чтобы это узнать, предлагаю отгадать загадку:
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
Щиплет, гогочет, догнать меня хочет.
Я иду, не боюсь. Кто это? (гусь).
- Молодцы, правильно, и наша сегодняшняя сказка, про гуся. Она называется «Как гусь всем завидовал».
2. Рассказывание сказки логопедом.
«Как гусь всем завидовал».
Эту сказку рассказал нашей знакомой девочке аист, который жил в деревне у бабушки на крыше её дома.
Жил-был гусь. Был он очень глупый и завистливый. И всем гусь завидовал, со всеми ссорился, и на всех шипел…
Появился как-то на птичьем дворе индюк. Толстый и важный, хвост веером. «Вот бы мне такой хвост!» -подумал гусь и просит индюка:
- Давай меняться! Тебе мой хвост, мне – твой.
Подумал индюк и согласился. Увидел с крыши гуся аист и стал смеяться:
- Ты не гусь, не индюк! Ха-ха-ха!
Обиделся гусь, хотел зашипеть, но вдруг увидел у аиста длинные красные ноги. «Вот бы мне такие!- подумал гусь и говорит аисту:
-Давай меняться. Тебе - мои короткие, а мне твои – длинные ноги.
Посмеялся аист, но согласился. Понравилось гусю меняться. У курицы свои большие белые крылья, на её маленькие пёстрые выменял. У петуха свой большой красный клюв обменял на острый петушиный. Добрый петух подарил гусю заодно и гребешок, и бородку и «кукареку» в придачу.
Стал гусь ни на кого не похож. Идет гусь на длинных аистиных ногах, маленькими куриными крылышками без толку машет, индюшиный хвост веером распускает, петушиной бородкой трясёт. Навстречу ему стадо гусей.
-Га-га-га! Это что за птица?
- Я гусь! – крикнул гусь и захлопал куриными крылышками.
- Ку –ка-ре-ку! Я лучше всех!
- Ну, если ты гусь, идём с нами, - сказали гуси.
Пошли гуси на лужок, и «гусь» с ними. Все гуси траву щиплют, а «гусю» петушиная бородка мешает. Пошли гуси на пруд купаться, и «гусь» с ними. Все гуси в пруду плавают, а «гусь» по берегу бегает, аистиные ноги ему плавать не позволяют. Вдруг откуда ни возьмись, лиса. Все гуси загоготали и полетели. Один «гусь» остался. Куриные крылья его поднять не могут. Побежал он от лисы, да индюшиным хвостом в камышах запутался. Ухватила его лиса, и понесла. Увидели это гуси, налетели на лису и давай её щипать со всех сторон. Бросила «гуся» лиса и убежала.
- Спасибо, гуси, спасли вы меня! – сказал «гусь». – Теперь я знаю, что мне надо делать.
Пошел он к индюку и вернул хвост веером, аисту- длинные ноги, курице – пестрые крылышки, петуху – острый клюв, бородку, гребешок и «кукареку».
И стал гусь, как гусь. Только умный и не завистливый. Вот вам сказка про гуся, вот она и вся!
3. Динамическая пауза "Гуси".
- Гуси! Гуси!
- Га-га-га!
- Хорошо вам?
- Да- да-да!
- Ну летите веселей,
На лужок,да поскорей!
Прилетели, поиграли,
Травку клювом пощипали,
Крыльями взмахнули,
Шею потянули. (Выполнение движений по тексту).
4. Беседа по сказке.
Вопросы: - Как называется сказка, которую мы послушали? (ответы)
-Кому завидовал гусь, почему? Перечислите по порядку.
- Скажите, кто из перечисленных птиц лишний и почему?
- Что же произошло с завистливым гусём?
- Кто его спас?
-Как поступили гуси?
-А вы всегда помогаете своим друзьям? (ответы детей).
5. Магнитная игра «Завистливый гусь».
- Давайте, еще разок вспомним, чем и с кем менялся завистливый гусь. (Дети отвечают, и одновременно на доске меняют части тела гуся с другими птицами).
Например: - Сначала, гусь поменялся хвостом с индюком. - Чей теперь хвост у гуся? (индюшиный) и т. д.
6. Работа над четкостью дикции. Детям предлагается встать, сделать глубокий вдох, задержать дыхание и по команде на выдохе, повторить чистоговорку:
ГУСИ ГУСЬКОМ НА ЛУЖАЙКУ БЕГУТ,
ГАЛЯ И ГОША ГУСЕЙ СТЕРЕГУТ.
7. Упражнение «Будь внимателен».
Дети приглашаются за столы, посмотреть на лежащие карточки. Выяснить, что на них видно. (Наложенные изображения контуров домашних птиц). Выделить изображение гуся, обвести красным карандашом и заштриховать вертикальными или горизонтальными линиями. Как вариант можно выделить изображение гуся, мелкой цветной галькой.
8. Организация окончания занятия. Вместе с детьми вспомнить по какой сказке путешествовали,. Что больше всего понравилось. Оценивается работа каждого ребенка.
Использованная литература:
1. Нищева Н. В. Развивающие сказки. Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствование грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста- учебно- методическое пособие-конспект. – С-Пб, Детство- пресс, 2002г. – 47с.
2. Ресурсы интернета.