Татьяна Добрынина
Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшей группы «Путешествие в царство Воды»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в царство Воды»
Задачи интегрируемых образовательных областей.
Образовательная область «Познание» (мир природы).
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы.
• Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений).
• Учить принимать участие в формулировании выводов.
Образовательная область «Коммуникация».
• Развивать речь детей;
• Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшей группы „Путешествие в царство Воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать у детей связную речь, обогащать словарь детей существительными, прилагательными;
• Упражнять в употреблении глаголов, точно отражающих действие: налить, перелить, вылить…
Образовательная область «Социализация».
• Знакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
• Дать детям первые элементарные знания о круговороте вода в природе.
• Познакомить детей с глобусом.
• Уточнить значение воды для всего живого.
Образовательная область «Безопасность».
• Учить соблюдать при работе технику безопасности.
Образовательная область «Здоровье»
• Развивать умения переключать слуховое
внимание, выполнять действия по сигналу.
Интеграция образовательных областей: познавательная, коммуникативная, социализированная, безопасность, здоровьеохранное.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам отгадать загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять.
(Вода)
Воспитатель: Правильно, это вода. Вы догадались о чём сегодня пойдёт речь? Правильно о воде и её значении в жизни человека.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка).
Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети. Это звуки воды.
Воспитатель. Действительно, это журчит ручей. И сегодня речь пойдет о воде.
Я предлагаю вам отправиться путешествовать в царство Воды.
Ой, мне кажется кто-то к нам идёт!
(Появляется капелька-Ребенок читает стихотворение о воде).
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? Правильно это Капелька воды, давайте её пригласим с нами в путешествие. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. А откуда взялась Капелька, где она может быть?
Дети. В пруду, в море, реке, океане.
Воспитатель. Значит, Капелька – эта маленькая частичка чего?
Дети. Воды.
Воспитатель: Ребята, а почему нам без неё не прожить? Для чего она нужна нам?
Давайте поиграем в игру «Для чего нужна вода?» (Дети по очереди, выбирая картинку, рассказывают для чего же она нам нужна. Молодцы, знаете, что без воды нам просто не обойтись, она нам очень нужна!
Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города, дороги. А еще вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров.
Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?
Дети: Нет, без неё всё погибнет.
Воспитатель: Правильно. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
Вода - это основа жизни.
Воспитатель:
Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? (глобус)
Какой видят космонавты нашу Землю из космоса? (круглой)
– Ребята, подойдите к столу, посмотрите на глобус. Это макет нашей земли, здесь мы живём. А вы знаете, почему на глобусе так много голубого цвета? Голубой цвет – это вода. Земля на глобусе показана жёлтым, зелёным и коричневым цветом.
Капелька помогает детям находить на глобусе участки воды и суши.
Воспитатель: Так чего же больше на Земле, воды или суши?
Дети:
– На земле больше воды.
Воспитатель:
– Да, ребята, вы правы – воды на Земле больше, чем суши.
Как вы думаете, ребята, что может происходить с водой? Что может делать вода?
Дети: Бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать и др.
Капелька: Ребята, а у вас в группе есть вода, где она находится?
Дети: В водопроводном кране, в аквариуме, в кувшине, в стаканчике, в душе и др.
Воспитатель приглашает детей на физкультминутку.
Физминутка «Капля первая упала – кап!»
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала – кап!
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап-кап запели,
Намочились наши лица
Мы их вытирали.
Ну а туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведём
И все капельки стряхнём.
От дождя убежим, под кусточком посидим.
Воспитатель: Дети, подумайте, откуда берется вода в кране?
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
А как же «рождается речка»? Хотите узнать?
(Приглашаю к себе детей, кладу самую широкую и длинную синюю ленточку).
Воспитатель: На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.
Хотите сделать свою большую реку?
Самая широкая и длинная ленточка превратиться в главную речку, остальные в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку.
Вот как много воды!
А как вы думаете, почему на Земле не заканчивается вода? Говорят что вода «вечная путешественница». Как вы это понимаете? (ответы детей) Ответить на этот вопрос вам поможет таблица. Вот она, посмотрите.
Воспитатель обращает внимание на мультимедийную таблицу «Круговорот воды в природе». Показывает на солнце, воду, стрелочки, которые указывают на то, что вода поднимается вверх, на облака, на снежинки, на стрелочки, указывающие вниз.
Дети делают вывод: Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.
Воспитатель: Правильно, ребята. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим.
Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года. Постоянно.
Ребёнок читает стихотворение:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда;
То в снег превратится, то в лёд,
Растает, и снова в поход!
Воспитатель:
А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово лаборатория? Почему лаборанты работают в белых халатах? (техника безопасности). Давайте и мы сейчас наденем халаты и шапочки и сядем за столы.
Опыт №1
Ребята, мяч какой формы? (круглый, а кубик – квадратный, а вода какой формы? (ответы детей).
– Давайте это проверим и сделаем вывод, какой формы вода.
– Капелька, из графина налей воду в пробирку.
– Что делает Капелька?
Дети:
– Капелька наливает воду.
Воспитатель:
– А теперь перелей её в колбочку.
– Что теперь делает Капелька?
Дети:
– Капелька переливает воду.
Воспитатель:
– Теперь вылей воду в баночку. Что делает Капелька?
Дети:
– Капелька выливает воду.
Воспитатель:
– Ребята, так какой же формы вода? (ответы детей).
– Форма, которую принимает вода, меняется?
Дети: – Да.
Воспитатель:
– Значит, какой вывод из этого можно сделать?
Капелька: Вывод:
– Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать в посуду разной формы, при этом вода принимает форму этой посуды.
Воспитатель:
– А чтобы вам, ребята, легче было это запомнить, я приготовила символ (вывешиваю на доску).
Опыт №2
– Ребята, а как вы думаете, какого цвета вода? (ответы детей).
– Хотите это проверить?
• На столе стакан с молоком, стакан с водой, две чайные ложки.
Воспитатель:
– Какого цвета молоко? (белого).
– А про воду можно сказать, что она белого цвета? (ответы детей).
– Давайте проведём опыт:
Капелька, возьми одну чайную ложку положи её в стакан с молоком, а другую ложку – в стакан с водой
В каком стакане ложку видно, а в каком нет? (ответы детей).
– Капелька, сделай из этого вывод.
Капелька: Вывод:
– Вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель:
– Но вы знаете, ребята, наша вода бывает волшебной, и она может менять свой цвет, может из бесцветной превратиться в разноцветную. Хотите в этом убедиться?
• На столе стоят стаканы с чистой водой, гуашь, кисточка.
Воспитатель:
–Капелька, возьми на кисточку немного краски и опусти в стакан с водой, теперь помешай кисточкой.
– Что стало с водой?
Дети: Вывод:
– Вода бесцветная, но может менять свой цвет.
• Вывешивается на доску символ этого свойства.
Воспитатель:
– Ребята, дома проведите следующий опыт: добавьте в стакан с водой варенье. Что получится? Потом расскажете нам, хорошо?
Опыт №3
Воспитатель:
– Это ещё не все превращения воды.
– Сейчас я предлагаю вам попробовать воду на вкус.
• Детям предлагается попробовать кипячёную воду через трубочку.
– Какая вода на вкус? (ответы детей: вода не имеет вкуса, она безвкусная).
Воспитатель:
–Капелька, в графин положи несколько кусочков сахара и размешай ложечкой.
– Кто попробует водичку, которая получилась, и скажет, изменился вкус или нет?
• Дети пробуют воду через трубочку.
– Какой она стала? (сладкой).
Воспитатель:
– Капелька, насыпь в другой стакан немного соли и размешай. А теперь дай детям попробовать, какой стала вода на вкус? (ответы детей).
–Капелька, сделай вывод из этого опыта.
Капелька: Вывод:
– Вода не имеет вкуса, а когда мы в ней растворили сахар или соль, она изменила свой вкус, значит, она умеет менять свой вкус.
Воспитатель:
– А чтобы вы лучше запомнили это свойство воды, я добавлю следующий символ на доску.
Опыт №4
Воспитатель:
– А теперь, ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Есть ли у неё запах? (ответы детей: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха).
– Капелька, помоги мне, пожалуйста, из апельсина выжать сок (выжимаем, а теперь добавь этот сок в стакан с водой и дай понюхать детям.
– Изменился запах? (ответы детей).
–Капелька, вывод…
Капелька: Вывод:
– Вода не имеет запаха, но она может менять свой запах.
• Вывешиваю на доску символ этого свойства.
* Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. И ещё она всегда принимает форму той посуды, в которую мы её наливаем.
* Вода бесцветная, но может менять свой цвет (если в ней что-нибудь растворить, например краску).
* Вода безвкусная, но может менять свой вкус (если в ней что-нибудь растворить, например соль, сахар).
* Вода не имеет запаха, но может его менять.
Воспитатель: Дети, послушав стихотворение, скажите, откуда пришла вода?
Стихотворение о воде.
Спросил на днях малыш соседа
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты? Вода в ответ:
Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
- Поверь, и я из океана!
- Ты газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
В звонкой льдинке и слезинке,
И в дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда Океанская вода!
Воспитатель:
Жизнь на Земле зародилась из воды. Вода необходима не только, людям, но и растениям, животным – всему живому на земле. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран. Ёе нужно беречь и охранять.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь не планете не одни!
5. Итог непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде. Посмотрите на мальберты, где висят наши символы и вспомните, что нового о воде сегодня вы узнали.
Дети смотрят на мальберты, и называют по символам свойства воды: жидкость, бесцветная, не имеет запаха, вкуса.
Воспитатель: А что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашем путешествии? Вспоминают яркие и интересные моменты путешествия и отвечают на вопросы.
Воспитатель: Где могут пригодиться новые знания?
Дети отвечают на вопрос воспитателя.
Воспитатель: А как вы считаете, как вы справлялись с заданиями от Капельки?
Дети: Хорошо, отлично и др.
Воспитатель: Давайте поблагодарим Капельку за увлекательное путешествие, также поблагодарим наших гостей. А сейчас сюрприз от Капельки…
(Всем ребятам капелька дарит эмблему-медальку, а воспитателю плакат «Берегите воду» чтобы повесить его в своей группе в ванной комнате возле раковины, и глядя на него беречь воду)