Галина Колмыкова
Конспект НОД по физической культуре «Мой позвоночник» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Мой позвоночник»
Образовательная область: "Физическое развитие"
Место проведения занятия: физкультурный (музыкальный) зал
Группа: старшая (возраст детей – 5-6 лет).
Дата проведения: по плану инструктора по физической культуре.
Форма проведения: учебно – тренировочное, познавательное; вариант: итоговое по теме.
Публикация «Конспект НОД по физической культуре „Мой позвоночник“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Цель: Укрепление здоровья детей и совершенствование организма средствами физической культуры; формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни и потребности в самостоятельной двигательной деятельности за счет формирования устойчивой мотивации, интереса к движениям, активизации умственной деятельности детей.
Задачи: Познавательный блок:
1. Расширять знания детей о скелете, гибкости и подвижности позвоночника.
2. Дать детям представление о том, что через физические упражнения можно укрепить и улучшить свою осанку.
3. Воспитывать у детей осознанное отношение к укреплению своего здоровья.
Двигательный блок:
Оздоровительные: - Повторить упражнения для укрепления свода стопы и предупреждения у детей плоскостопия;
- формировать правильную осанку, развивать пластичность позвоночника и суставов, укреплять мышцы спины в упражнениях с использованием нестандартного оборудования.
Образовательные: - Развивать умение выполнять элементы жонглирования: подбрасывать предмет вверх и ловить его двумя руками; ловить предмет после хлопка.
- Упражнять: в ходьбе по гимнастической скамейке с предметом на голове; в лазание по гимнастической скамейке с предметом на спине.
- Обучить элементам игрового массажа спины.
- Развивать координацию движений, быстроту, ловкость в игровых ситуациях.
Воспитательные:
- Формировать нравственно-волевые качества: настойчивость, выдержку, готовность помочь сверстнику;
- Обогащать эмоциональное состояние детей (испытывать чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий).
Предварительная работа: Занятия из цикла «Формирование основ здорового образа жизни» по теме: «Скелет и мышцы»; составление комплекса ОРУ «Утро на лесной полянке» с музыкальным сопровождением; изготовление нестандартного оборудования, демонстрационного материала - компьютерной презентации «Мой позвоночник»; разработка подвижных игр разной направленности и интенсивности; разучивание игрового массажа «Дождик».
Оборудование: 2 гимнастические скамейки, массажные коврики -«кочки» 6-8 штук, массажные дорожки со «следами»-1-2 шт., ребристые доски 1-2 шт., мешочки с песком 6-8 шт., нетрадиционное оборудование: «баранки» от скотча по количеству детей в группе, цветы-карточки по количеству заданий, 2 дуги для ползания, 2 плавательных круга, 2 корзины для инвентаря; ИКТ: ноутбук, проектор, компьютерная презентация «Мой позвоночник» или демонстрационные плакаты по теме: «Мой позвоночник».
Применяемые образовательные технологии: здоровьесберегающие, коммуникативные, игровые, ИКТ.
Продолжительность занятия: 25-30 минут.
Ход занятия
Познавательный блок:
Вводная беседа (3-4 минуты).
Инструктор: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие необычное, не просто физкультурное, а еще и познавательное. А узнавать, изучать и укреплять мы будем себя, свое тело. А что именно, я надеюсь, ответите мне вы, ребята.
Показать картину с изображением скелета человека (экран или плакат).
Инструктор: Что изображено на этой картине? Дети: Это скелет человека.
Инструктор: Из чего состоит скелет? Ответ детей.
Инструктор: Правильно, из костей, которых у нас в организме более двух сотен – 206 костей. А знаете ли вы, как называется вот эта часть скелета?
Указать на позвоночник. Ответ детей.
Показ презентации или тематических плакатов «Позвоночник»
Инструктор: Правильно, это – позвоночник или позвоночный столб. Он – стержень и опора всего скелета. К нему прикрепляются кости черепа головы и конечностей: рук и ног. Наш позвоночник состоит из отдельных косточек – позвонков, которые соединяются между собой подвижно. Поэтому мы с вами можем двигать головой, поворачивать и наклонять туловище и даже группироваться, сворачиваясь «клубочком». Но, к сожалению, наш позвоночник может сломаться, получить травму или заболеть. Болезни позвоночника приводят к тому, что человек не может сидеть, стоять, ходить, выполнять многие движения. Поэтому так важно с детства беречь и укреплять свой позвоночник и мышцы, которые удерживают его в правильном положении.
Инструктор: Ребята, хотите узнать, какие упражнения помогут сохранить правильную осанку, сделают скелет и позвоночник крепкими и сильными? Дети: ДА!
Инструктор: Тогда в путь! На волшебной цветочной поляне вас ждут увлекательные и полезные задания, но чтобы попасть туда надо пройти по необычной дорожке, укрепляющей ваши стопы.
Перестроение в колонну по одному.
Двигательный блок:
Вводная часть (4 – 6 мин). Словесно объяснить маршрут движения до «цветочной полянки».
1. Ходьба и ползание в колонне по одному по «полосе препятствий» для профилактики плоскостопия (1 – 1,5 мин):
-по ребристым доскам, «кочкам» - мешочкам с песком, массажным коврикам – «кочкам», по массажной дорожке – «мосту», «следам»;
- ползание под дугами на четвереньках с опорой на ладони (или локти) и колени;
2. Различные виды ходьбы вокруг «цветочной поляны» (2 раза по 10-15 с): на носках, на пятках, в чередовании.
Использовать музыкальное сопровождение. Соблюдать дистанцию, наступать точно на «кочки».
3. Бег в медленном темпе (30 - 40 с). Перестроиться в круг.
4. Спокойная ходьба (10 с). Руки вверх, руки на пояс. Восстановить дыхание.
Инструктор: На месте, стой! Выполнить поворот налево, лицом в круг, встать у цветка. Нестандартное оборудование: цветные «баранки» от скотча по количеству детей.
Ребята, посмотрите внимательно, а цветы у нас не простые, серединки у них – сказочные короны. Возьмите «короны» в руки, примерьте их на голову.
5. Упражнение «Корона» (1,5 – 2 мин): повороты на 360* на месте; ходьба вокруг своего цветка; приседания с «короной» на голове.
Инструктор: Чтобы корона не упала и не разбилась, необходимо сохранять правильную осанку: выпрямить спину, расправить плечи, прямо держать голову.
Дети удерживают «корону» на голове без помощи рук. Необходимо сохранять правильную осанку – без напряжения удерживать прямо голову и корпус.
А теперь положите «короны» на свой цветок и давайте с вами узнаем, какие задания спрятаны под каждым из них. Открывать задания поочередно, одно за другим, после выполнения каждого.
ЗАДАНИЯ ПО КАРТОЧКАМ.
Если присутствующих больше, то можно некоторые цветочки продублировать и открывать их сразу нескольким детям.
6. Игра «Бабочка» (40-60 с). По типу игры «Найди свое место».
Под звуки бубна дети врассыпную бегают по залу, как только сигнал останавливается – быстро возвращаются каждый к своему цветку (выполняют основную стойку.)
1. Комплекс ОРУ «Утро на лесной полянке» (2-2,5 мин):
Образные упражнения общеразвивающего характера по карточкам с изображением растений, животных. Выполнять в кругу, под музыкальное сопровождение. Использовать показ воспитателем или подготовленным ребенком.
Упражнение «Подсолнух» (3-4 раза):
Наступило утро, выглянуло солнышко и цветы потянулись листочками вверх.
И. п. : основная стойка. В и. п. глаза закрыты, после выполнения 1 раза задания открываются. Руки скользят вдоль тела вперед-вверх – вдох носом, вниз – выдох через рот;
Подсолнухи поворачивают бутоны навстречу солнцу. И. п. : основная стойка, руки на пояс. Повороты головы вправо, влево -8 раз, наклоны головы - 8 раз. Темп средний. Дыхание произвольное.
Ветерок качает цветок. И. п. : стоя, ноги врозь, руки на пояс. Наклоны туловища вправо и влево (по 4 раза в каждую сторону). Амплитуда наклона – средняя;
Наклоны туловища с подниманием руки (по 4 раза в каждую сторону). Увеличить амплитуду наклонов – ветер усилился. Темп средний.
Цветы тянутся за солнышком вверх, а от дождя прячутся. И. п. : основная стойка.
1-2- встать на носочки, потянуться руками вверх, 3-6- покружиться на месте, 7-8 - присесть, опустить руки вниз.
Упражнение «Кузнечик» (6-8 раз). И. п. : сидя, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Сгибание и разгибание ног в коленях. Темп средний. Колени разгибать полностью, опираться на руки, на спину не падать.
Инструктор: Даже маленькие кузнечики пробуют сгибать и разгибать свои ножки, ведь им предстоит много прыгать. 4-6 раз.
И. п. : то же. 1-2 – положить оба колена вправо на пол, 3-4 – и. п., 5-6 – влево, 7-8 – и. п.
Выполнять скручивание позвоночника в медленном или среднем темпе, коленом касаться пола.
И. п. : то же. Разведение коленей в стороны (по типу «лягушки») - 4 раза. Выполнять в среднем темпе, избегать очень резких движений.
Инструктор: Маленькие лисята проснулись в норке и потягиваются.
Упражнение «Лисенок» (1,5-2 мин, 4-8 раз): И. п. : стоя на четвереньках, опора на ладони и колени.
1-2 – прогиб в пояснице вниз, 3-4- округлить спину вверх.
Локти сильно не сгибать, при прогибе вниз – голову поднять вверх, при округлении спины - опустить вниз. Темп средний, дыхание произвольное.
Инструктор: Лисята собираются поиграть. И. п. : то же. Поочередно поднимаем руки вперед, разгибаем ноги назад. 6-8 раз.
Инструктор: Лисята собираются поиграть в прятки. 6-8 раз.
И. п. : то же. Перейти в опору на руки, выпрямив ноги, повернуть голову вправо-влево («увидеть хвостик», вернуться назад в и. п.
Основные движения:
2. Упражнение «Белка – жонглер»: 2 мин. Выполняется с «баранками» от скотча по сигналу воспитателя. Выполнять в обе стороны 4*4 раза.
Перекладывание «орешка» из одной руки в другую перед собой и за спиной: вокруг головы, вокруг туловища, вокруг коленей.
Подбрасывание «орешка» вверх: двумя руками, с хлопком в ладони. По 10 раз или по сигналу воспитателя – 10-15 сек.
Закончив упражнение, дети останавливаются и поднимают «орешек» вверх.
3. Упражнение «Ёжик и яблоки» 1,5-2 мин (1-2 раза):
Ходьба по гимнастической скамейке с «яблоком» на голове. Выполнять на гимнастических скамейках, двумя подгруппами (мальчики и девочки, поточным способом. Соблюдать правила безопасности и страховки.
4. Упражнение «Лошадка с грузом» (1-2 мин, 1-2 раза):
Ползание по гимнастической скамейке на четвереньках, с «мешком яблок» на спине, сползание со скамейки, ползание по полу до обруча – «грузовика».
Обратить внимание детей на безопасную дистанцию между детьми во время движения по скамейке; на правильное положение рук на скамейке: большие пальцы направлены вперед, а остальные обхватывают скамейку сбоку; спина не прогибается в пояснице.
5. Эстафета «Крошка – енот на рыбалке» (1-2 мин.):
Выполнять в 2 колоннах по одному, поточным способом. Команда мальчиков и команда девочек садятся «верхом» на скамейки. По сигналу инструктора участник надевает на себя плавательный круг, вместе с ним бежит до обруча – (можно усложнить – бег по массажным дорожкам, берёт в руки одну «рыбку», возвращается обратно, «рыбку» кладёт в корзину, снимает через ноги плавательный круг, передаёт его следующему участнику, сам садится за последним игроком на скамейку. Все игроки выполнили задание и вернулись на свои места - эстафета окончена. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
6. Подвижная игра «День, ночь, огонь, вода» (1,5-2,5 мин.):
Игра сотрудничества. Отмечаются игроки, которые точно выполнили задания, правила игры.
Бег врассыпную с остановкой по сигналу инструктора и выполнением дополнительных заданий: «день» - бег врассыпную;
«ночь» - основная стойка, проверка осанки, или замереть в произвольной позе;
«огонь» - запрыгнуть на предмет, расположенный выше пола;
«вода» - лечь на живот, изобразить плавание
Заключительная часть (4 -5 мин)
1. Игровой массаж «Дождик» (1-2 мин). Сидя на гимнастических скамейках друг за другом, руки положить на плечи игроку, сидящему впереди.
Дождик бегает по крыше - Похлопываем ладонями по спинкам.
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше - Постукиваем пальчиками.
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите - Поколачиваем кулачками.
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите - Растирают спину ребрами ладоней
Бом! Бом! Бом!
Посчитайте, поиграйте – Растирают плечи круговыми движениями.
Бом! Бом! Бом! Поглаживают спинку руками
А уйду – тогда гуляйте.
Бом! Бом! Бом!
2. Задание «Пчелки» (1,5-2 мин). Трудовое поручение каждому участнику занятия по уборке инвентаря на свои места. По окончанию задания построение у цветков.
Отметить аккуратность, точность и быстроту выполнения поручения.
3. Рефлексия. 1-2 мин.
Инструктор: Сегодня вы научились выполнять упражнения, которые укрепляют ваш позвоночник, вырабатывают правильную осанку, помогают сохранить ваше здоровье. Скажите, какие упражнения вы запомнили, что сегодня на занятии вам понравилось?
Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.
Дополнить ответы детей по упражнениям на укрепление спины. Отметить активность детей, инициативность, точность выполнения заданий и поручений.
Инструктор: А чтобы вы не забывали о том, чему вы научились, запомните такие слова: «Когда хожу, стою, сижу, я спину ровненько держу».
Прощание с детьми, организованный выход из зала.