Гульнур Хабибуллина
Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе «История денег»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
• Научить понимать назначение денег;
• Дать детям представление о денежной единице;
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе „История денег“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;
• Научить детей разменивать деньги;
• Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.
Словарная работа: купюры, банкомат, заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, мультфильм из серии Фиксики — Фикси-советы «Как Делают Деньги», сюжетные картины по теме,наборы одинаковых предметов на каждого ребенка (муляжи продуктов, овощей, фруктов, камешки, ракушки, орешки, денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, игрушечные касса и банкомат.)
Ход образовательной деятельности:
Организационная игра: Доброе утро, глазки!
Вы проснулись?
(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).
Доброе утро, ушки!
Вы проснулись?
(Погладить ушки, приложить ладошки за ушками изобразить уши слона).
Доброе утро, ручки!
Вы проснулись?
(Погладить рука об руку, похлопать в ладоши).
Доброе утро, ножки!
Вы проснулись?
(Погладить ножки, встать на коленки, руки — в упоре перед собой и постучать носочками по ковру).
Доброе утро, дети!
Здравствуйте! (Поднять руки вверх)
Основная часть:
Ребята, нам пришло письмо. Адреса на конверте не написано, поэтому от кого не известно. Но зато есть загадка, отгадав которую мы узнаем автора этого письма.
Загадка:
В кошелёк мы их кладем.
С ними в магазин идём. (Деньги).
Ребята, это письмо от Монеточки, которая живет в стране Финансия. Пишет, что у людей, у вещей есть своя история происхождения, а она не знает откуда появилась.
Может, мы с вами попытаемся ей помочь? (положительные ответы детей). Сами узнаем историю происхождения денег, напишем обратное письмо и отправим Монеточке.
Но для начала, нам надо выяснить, что мы вообще знаем про деньги.
Что же такое деньги? Выслушать ответы детей.
Правильно, деньги — это средство для жизни, особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги. Как и где мы используем деньги? Ответы детей: покупка продуктов, оплата проезда, покупка подарков и т. д.
Давайте присядем на стульчики и посмотрим на картину.
В сказке Алексея Толстого «Золотой Буратино закопал монеты в ямку, полил водой, сказал волшебные слова и стал ждать чуда.
Какого чуда он ждал? Ответы детей: ждал, что вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами.
А вы как думаете, откуда берутся деньги? Выслушать ответы детей.
Их платят взрослым людям за работу — заработная плата за труд.
Внимание на экран. Здесь представлены люди разных профессий. Назовите сначала любую профессию из представленных, затем скажите, за что человек данной профессии получает заработную плату. Например, учитель получает заработную плату за обучение и воспитание детей. Высказывания детей.
А теперь мы немного отдохнем, а заодно узнаем, что делают люди разных профессий.
Динамическая пауза:
Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)
Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками)
Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают)
Хватит в профессии играть,
Пора занятие продолжать.
Вот мы с вами немного разобрались, откуда берутся и на что тратятся деньги.
А теперь я вам расскажу историю появления денег. Давным-давно, миллионы лет назад, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Но постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать разные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе — зайца, а ты мне большой горшок для варки каши. В старину товары не покупались. А обменивались (натуральный обмен). Рассматривание сюжетных картин.
Представим, идет древний человек, а подмышкой он несет корову или быка на рынок за овощами или посудой.
Как вы думаете, такие деньги были удобными? (ответы детей)
Конечно, такие деньги были неудобными, потому что их нельзя положить в мешочек, в карман, спрятать за пазуху. Наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки.
Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов.
На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем. Рассматривание картин.
От слова копье произошло слово копейка. Роль денег выполняли серебряные слитки гривны. Чтобы уплатить часть гривны, её надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно.
Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае.
В России бумажные деньги появились при императрице Екатерине 2, назывались они «катеньки».
Давайте поговорим о современных деньгах. Какими деньгами пользуются современные люди?
Назовите виды денег. Ответы детей. Правильно, бумажные — купюры, монеты — рубли, копейки.
А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители? Ответы детей. Появились электронные деньги (пластиковые карты). Удобны ли они, как вы считаете? Ответы детей.
Подойдите к столу и рассмотрим настоящие деньги. Дети рассматривают, трогают деньги.
Монеты, какого достоинства здесь лежат? Ответы детей.
Посмотрите на купюры. Самая старшая из них банкнота, достоинством 5000 рублей.
Монетки можно не только рассматривать, с ними можно еще и заниматься.
Задания с монетками: разменяйте монету достоинством 5 рублей более мелкими монетами — рублями. Расскажите, как можно разменять 5 рублей мелкими монетами. Дети разменивают деньги и рассказывают, как это делать.
Ребята, деньги бумажные тоже стареют, изнашиваются, нужно заменять их другими. Откуда берутся новые деньги? Где же производят деньги? Давайте посмотрим картинки.
Территориально производство бумажных банкнот находится в городе Пермь, а чеканят монеты в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости. Я предлагаю посмотреть мультфильм из серии Фикси-советы «Как Делают Деньги».
Просмотр мультфильма.
Ребята, мы с вами знаем, что за деньги можно купить очень многое, но далеко не все. Предлагаю вам поиграть: я буду называть слова — если это можно купить — хлопайте, нельзя — топайте.
Общая игра «Что нельзя купить за Деньги»
Книга, конфеты, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья, здоровье, дружба.
То, что нельзя купить за деньги — это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
Заключительная часть:
Ребята, а помните ли вы, чем мы должны были помочь Монеточке из страны Финансия? Ответы детей.
Правильно, мы должны были узнать и сообщить ей о прошлом и настоящем денег, то есть об истории денег. Давайте ваш рассказ я запишу, и затем отправим Монеиочке. Высказывания детей.
Молодцы, вы очень подробно рассказали денежную историю. Я думаю, Монеточка будет довольна.