ГАЛИНА ГИЛЕВА
Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Репетиторы для старухи Шапокляк«
Тема: «Репетиторы для старухи Шапокляк»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: создание условий для расширения знаний старших дошкольников по финансовой грамотности.
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе „Репетиторы для старухи Шапокляк„» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Успенский Э. Чебурашка, крокодил Гена и др.
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи. Закреплять, представления о понятиях «деньги», «купюры», «семейный бюджет» и его составляющие - пенсия, зарплата, стипендия. Учить сравнивать монеты и купюры. Закрепить термины «банкомат», «банковская карта», «наличные и безналичный деньги».
Обогащать детскую речь словами: «банк», «купюры», «семейный бюджет», «банковская карта». Побуждать детей внимательно слушать собеседника, конструировать грамматически точные ответы и правильные высказывания.
Воспитывать внимательное отношение к мнению сверстников, формировать умение доброжелательного коллективного обсуждения информации и совместного принятия решений, развивать социальный интеллект. Воспитывать уважение к труду и бережному отношению к деньгам.
Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская деятельность.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент, ТСО.
Форма работы: подгрупповая.
Организация образовательной среды: для эксперимента: стол, магниты, доска, тарелка с водой, кошелёк 2шт., железная монета, бумажная купюра (не настоящая, карта куда будут дети вносить результаты опытов. Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства ( купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Мультимедийное оборудование.
Словарная работа: «банкомат», «купюры», «семейный бюджет», «банковская карта». «деньги».
Предварительная работа: сюжетно ролевая-игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НОД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Приветствие.
Воспитатель: давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на электронную почту детского сада пришло видео-сообщение.
- Внимание, на экран
Старуха Шапокляк - Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки. Вот на Новогодние праздники за всё время первый раз решила отправиться в путешествие. Пошла в турагентство покупать билет, а мне подсунули анкетирование по какой-то финансовой грамотности. Не прошла (завалила). Сказали, что плохи мои финансовые знания, надо ещё потренироваться. Вот засада. Обидно. Досадно. Сказали нужно какого – то «репетитора». А кто это? Я понятия не имею. Вот с ним подтянешь свои знания по финансовой грамотности, тогда и за билетом приходи. Беда! В путешествие отправиться не получится. Ещё мне тут какие-то задания дали.
Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: ответы детей
Воспитатель: ребята, а вы знаете, кто такой «репетитор»?
Дети: Это человек, который помогает подготовиться и улучшить свои знания по чему либо.
Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем быть репетиторами по финансовой грамотности для старухи Шапокляк?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, вперёд, к выполнению заданий.
Внимание на экран. Задание № 1
Слайд 1 ( Изображены бумажные купюры: 50, 100, 200, 500, 1000, 5000 мешочек с монетами).
Воспитатель: Что здесь изображено?
Дети: Деньги.
Воспитатель: Верно. Деньги, которые есть у старухи Шапокляк. А какие?
Дети: Бумажные купюры и монеты.
Воспитатель: Назовите купюры?
Дети называют.
Воспитатель: А в мешочке, что?
Дети: монеты
Воспитатель: Верно. Ребята, как вы думаете, какие деньги лучше бумажные купюры или монеты для путешествия?
Дети: предположения детей.
Воспитатель: мы это проверим? Проведём эксперименты.
Воспитатель: Сейчас, мы с вами вместе будем выяснять какие деньги лучше брать в путешествие? Знак «+» будем ставить, если больше хороших качеств, где + больше, те деньги и лучше. Готовы?
Эксперимент №1 (У всех маленькие кусочки бумаги; мы их мнём, рвём. Бумага рвётся, мнётся, а монета нет.)
Вывод: Монета не мнется, не рвётся. Ставим + в столбике «монета»
Эксперимент № 2 «Намочим бумагу».
(Работаем в парах, 6 тарелочек с водой).
Воспитатель: Кладите бумагу в воду, что происходит?
Дети: Она намокает.
Воспитатель: А, если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она развалится, изображение станет размазанным, не понятным.
Воспитатель: А теперь, проверим монету. Что произойдёт?
Дети: Только утонет, а так ничего не произойдёт?
Воспитатель: Какой вывод сделаем, что в этом эксперименте выигрывает опять монета, ставлю +.
Эксперимент № 3 Давайте определим, что тяжелее монета или бумажная купюра? (при помощи весов или рук).
Вывод: Бумажные купюра легче ставлю +.
Эксперимент № 4
Воспитатель: Я приготовила для вас кошельки, 6 штук. Посмотрите там лежат бумажные купюры и монеты, потрясите, переверните.
Вывод: монеты выпадают, гремят, не удобно хранить в кошельке.
Бумажные удобнее, ставим +.
Воспитатель: Посмотрите, на листок, кто выигрывает?
Дети: Ничья.
Воспитатель: А что значит «ничья»?
Дети: Одинаковое количество +.
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети: Нужны и купюры и монеты.
Воспитатель: Молодцы, вы были настоящими исследователями. Ребята, а как вы думаете, а вот удобно ли будет Шапокляк, если она всю эту кучу денег возьмёт с собой в путешествие?
Дети: нет.
Воспитатель: А, что мы можем ей посоветовать?
Дети: обратиться в банк.
Воспитатель: Что такое, банк?
Дети: Банк - это, где хранятся деньги.
Воспитатель: А зачем, Шапокляк обращаться в банк?
Дети: Завести пластиковую карту, и положить свои деньги на карту, так будет удобнее и безопаснее во время путешествия. (могут ограбить мошенники)
Воспитатель: А какие ещё услуги может предложить банк?
Дети: поменять деньги.
Воспитатель: Правильно. Это зависит в какую страну отравится путешествовать Шапокляк. Предлагаю игру «Деньги разных стран»
Дети раскладывают рядом с флагом страны – соответствующие деньги. Китай – Юань, Россия – рубли, Америка – доллар, Англия – евро.
Задание № 2. Доходы Шапокляк.
Воспитатель: Откуда у старухи Шапокляк доход?
Дети: Она женщина пожилая и она получает пенсию.
Воспитатель: Что такое пенсия?
Дети: Пенсия – это когда получают деньги в пожилом возрасте каждый месяц от государства.
Воспитатель: А какой ещё может быть доход у Шапокляк?
Дети: летом у неё был огород и сад, на котором она выращивала овощи и фрукты, а потом продала на рынке – получила деньги.
Воспитатель: Верно, хорошо. А вот, когда Шапокляк была чуть - чуть помоложе, у неё какой был доход?
Дети: Она работала и получала зарплату.
Воспитатель: Что, такое зарплата?
Дети: Зарплата – это когда платят деньги за работу.
Воспитатель: Молодцы. А перед тем, как пойти на работу она кем была?
Дети: Студенткой, в колледже или институте.
Воспитатель: А студента какой доход?
Дети: Стипендия.
Воспитатель: Стипендия, это что?
Дети: Стипендия - это когда платят деньги, за хорошую учёбу.
Воспитатель: Перед тем, как стать студенткой Шапокляк кем была?
Дети: Школьницей, ученицей.
Воспитатель: Был у неё доход?
Дети: нет.
Воспитатель: А перед школа она куда ходила?
Дети: в детский сад, как и мы.
Воспитатель: Доход был?
Дети: тоже не было.
Воспитатель: Молодцы. Всё мы выяснили и уточнили. Давайте немного отдохнём.
Физминутка
1,2,3,4,5 (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить. (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить. (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим пальцем – большим)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
Отдохнули.
Задание № 3.
Воспитатель: Внимание сюда на карту России. Здесь отмечены 3 города, куда бы хотела поехать Шапокляк, это города Москва, Санкт-Петербург, Сочи.
Воспитатель: Нам нужно Шапокляк помочь, выбрать место отдыха «подешевле», чтоб сэкономить её семейный бюджет. Для этого нужно посчитать до какого города проезд будет меньше стоит.
На слайде картинки городов: Сочи, Москва и Санкт-Петербург; на мольберте 3 карточки с названием этих городов; тарелочки с счётным материалом на каждого ребёнка на столах.
Воспитатель: 1. Билет с Зеи до Благовещенска стоит 2 рубля, да ещё с Благовещенска до Москвы 3 рубля, получится?
Дети: 5 рублей. (напротив карточки Москва появляется цифра 5)
Воспитатель: 2. Билет с Зеи до Благовещенска 2 рубля, да ещё с Благовещенска до С- Петербурга 4 рубля, получится?
Дети: 6 рублей, (напротив карточки С-Петербург появляется карточка с цифрой 6)
Воспитатель: 3. Билет с Зеи до Москвы 5 рублей, да ещё до Сочи 2 рубля, получится?
Дети: 7 рублей (напротив карточки Сочи появляется цифра 7)
Воспитатель: смотрим до какого города билет стоит больше?
Дети: до Сочи 7рублей.
Воспитатель: А меньше до какого города?
Дети: до Москвы 5 рублей
Воспитатель: Значит, куда нам выгодно отправить Шапокляк, чтоб сэкономить её бюджет?
Дети: до Москвы.
Воспитатель: Билеты мы выбрали, деньги страны – выбрали. а теперь давайте подскажем Шапокляк куда правильно распределить свои деньги на отдыхе. Как вы думаете?
Дети: музей, телефон, цирк, зоопарк, гостиница, автобус, кукольный театр, сувениры, питание.
Воспитатель: Обратите внимание, на слайде появились картинки, того что вы предложили Шапокляк. Но посмотрите внимательно, здесь что-то лишнее.
На слайде появляются картинки: музей, телефон, цирк, зоопарк, гостиница, автобус, кукольный театр, сувениры, мебельный магазин.
Дети: мебельный магазин.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому, что мебель большая, с собой ее не возьмёшь, перевозку надо оплатить, а это дополнительные расходы денег.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете со своей задачей репетиторства мы справились?
Дети: да
Воспитатель: Внимание, старуха Шапокляк на связи. (на слайде)
Воспитатель: Итак, давайте повторим какие мы советы дали Шапокляк?
Дети:
1. Завести карту, положить почти все деньги – рубли на неё, немного оставить на мелкие расходы – наличные.
2. Выбрать место отдыха в соответствии с её доходами, она ведь пенсионерка, чтоб – недорого.
3. На месте отдыха тратить деньги с умом, чтоб остались хорошие воспоминания об этом городе и об этом путешествии.
Шапокляк : Спасибо вам ребята. В знак благодарности я вам привезу из Москвы сувениры.
Рефлексия:
Воспитатель: Кто считает, что мы сегодня хорошо потрудились, дали знания по финансовой грамотности Шапокляк, возьмите монетку 5 рублей, а кто считает, что недостаточно, мало дали советов возьмите 2 рубля и положите мне на поднос. Каких монет больше?
Дети: с 5 рублями.
Воспитатель: значит мы справились с поставленной задачей. Мы молодцы!