Наталья Попова
Консультация «История старухи Шапокляк»
▼ Скачать + Заказать документы
Трагедия, скрытая за гротеском
Кто из нас не знает или не помнит старуху Шапокляк? Известная всем с детства, мелкая пакостница – образ яркий и колоритный! Но факт в том, что забыть её невозможно, и вся она ёмко и исчерпывающе характеризуется фразой из песни: «Кто людям помогает, тот тратит время зря! Хорошими делами прославиться нельзя» или, по словам Э. Успенского, она «собирала злы»! И дополняют её гротескный образ крыска Лариска и рогатка, чудно умещающаяся в редикюльчике старушки.
Публикация «Консультация „История старухи Шапокляк“» размещена в разделах
Но помимо всего известного, изложенного выше, у Шапокляк есть свои секреты. И они достаточно неожиданны.
Одетая очень стильно, старушка получила имя от названия складного цилиндра (Chapeau-Clack (chapeau [шапо] — шляпа и claque [кляк] — шлепок, удар ладонью, к которому предполагались и жабо, и длинные шляпные булавки, и манжеты, и юбка-годе, а главное – XIX век! Историк моды М. Скуратовская считает, что одежда старушки относится приблизительно к 30-ым годам ХХ века. Хотя её называют и «ушедшим в прошлое символом русско-имперской интеллигенции» (Д. Доронин). Сама Коко Шанель одобрила бы костюм нашей любимицы.
В 30-ые годы прошлого столетия Шапокляк могло быть около 30 лет, она была молодой, цветущей женщиной, очень пристально следящей за собой и, безусловно, хорошо образованной. И, конечно же, она мечтала уехать в Париж и там стать известной. Но вторая мировая не дала этим мечтам осуществиться.
О прошлом Шапокляк можно гадать долго, поскольку её внешний вид и манера держаться говорят о многом. Если предположить, что она родилась не в 1900, а в 1890 году, то можно решить что она та самая дореволюционная эмансипе, что успела побыть и авиатриссой до революции. И проблема для неё была не в том, умеет или не умеет она водить самолёт, вопрос в том, где его украсть. Своими постоянными авантюрами она отдалённо напоминает Остапа Бендера! Не зря же она может быстренько организовать в лесу бивуак с пунктом наблюдения, водить любой транспорт и даже в поезде ехать зайцем! Она может кого угодно и как угодно заболтать, избить и построить!
То, что мы знаем только её кличку, а не имя, наталкивает на мысль о том, что она была и агентом советской контрразведки в Европе.
Ну, и конечно, Шапокляк петербурженка, пережившая блокаду и оттуда у неё такое острое стремление получить от жизни всё. И отсутствие вечной беломорины в зубах – лишь цензура советского периода в мультиках для детей. Такая старушка умеет ценить жизнь и пренебрежительно относится ко всякого рода условностям. Этот типаж женщин от «умения вести себя, как надо» пришли к умению «вести себя, как хочу», эти женщины прошли путь от «тюрнюра» к стилю «шанель». А вот её явно крепкое здоровье, энергичность и постоянная бодрость дают возможность предположить, что она – бывшая балерина, все эти черты им очень даже свойственны, впрочем, как и склонность к интригам!
В 50-ых нашу красотку из прошлого постигает горькое разочарование – женщины, одетые из Торгсина или самого Парижа, перестают волновать мужчин с приличным заработком. Всё, она ушла в тираж! И именно тут она превращается в городскую сумасшедшую. Этот типаж необыкновенно хорошо представлен на картине М. Нестерова «Портрет Елизаветы Кругликовой».
Но у нашей любимицы есть и положительные стороны характера – она бывает милосердна и практически всегда - очень деятельна. Помните, как она сдвинула с места ремонт школы, когда рабочие стучали в домино вместо того, чтобы работать.
Сам образ Шапокляк придумал Э. Успенский, прототипом взяв свою первую жену. Хотя существует и другое мнение. Биограф Э. Успенского финский писатель и поэт Ханну Мякеля (книга «Эдик. Путешествие в мир детского писателя Эдуарда Успенского») писал, что прототипом могла быть и мать писателя, инженер-строитель по специальности и жена партийного работника по социальному статусу, имевшая очень непростой характер и одевавшаяся достаточно элегантно.
А вот «физическое» выражение Шапокляк, так сказать её материальный облик, представил нам художник Леонид Шварцман. Он рассказывал, что его отец в молодости любил посещать бега. И там всегда видел интересных женщин «бальзаковского» возраста, которые очень выделялись среди московского пролетариата осанкой, выдержанностью и лорнетами, через которые они молча, абсолютно без экспрессии, наблюдали поединки наездников. Он всегда гадал, через что прошли эти «старухи Шапокляк», откуда у них лорнеты и а каких анналах истории сгинули их мужья, братья, отцы?
Вот и получается, что благодаря советскому мультфильму, нам в наследие достался типаж, пусть и гротескный, образованных русских женщин, получивших воспитание и образование ещё в дореволюционной России и выживших в трагических перипетиях ХХ века, пройдя огонь, воду и медные трубы.
Может быть теперь, познакомившись с некоторыми возможными подробностями трагической судьбы старухи Шапокляк, мы будем смотреть на неё снисходительнее, под другим углом?